Информатизация школьного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:38, доклад

Краткое описание

В данной работе рассматриваются основные направления информатизации образования, варианты организации информационной среды образовательного учреждения, вопросы интеграции информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Школа должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного ИКТ. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.

Файлы: 1 файл

информатика.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Информатизация как внедрение новых информационных технологий

Данное направление информатизации предполагает внедрение в традиционную практику работы образовательных учреждений ИКТ с целью повышения эффективности их функционирования.

Выделим ведущие направления внедрения ИКТ в систему общего среднего образования:

  1. Использование ИКТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся с целью формирования пользовательских ИКТ-компетенций.
  2. Использование ИКТ в качестве средства представления знаний и средства обучения.
  3. Использование ИКТ в качестве систематизации и распространения передовых педагогических технологий.
  4. Автоматизация процесса обработки, накопления данных в целях управления учебным заведением (это направление будет рассмотрено в главе 2).

Среди методов и стратегий организации учебного процесса с использованием ИКТ, рассмотрим те, которые представляют особый интерес. Эти стратегии обучения рассчитаны на применение широко распространенных инструментальных компьютерных программ. Такие программы предназначены для обработки текстов и работы с базами данных, анализа данных с помощью электронных таблиц, поиска информации в Интернете и др.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Офисные технологии

Возможности офисных технологий таковы, что при умелом подборе заданий, создании на уроках атмосферы творчества, использование этих программ помогает развивать у учащихся воображение, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность учащихся.

Так, современные текстовые редакторы представляют собой совершенные технологические инструменты, сочетающие простоту и предсказуемость простейших операций с многообразием возможностей. Использование текстовых редакторов на уроках стимулирует работу по выполнению различных письменных заданий: рефератов, эссе, лабораторных отчетов, тестов, кроссвордов и др.

Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.

Презентационные программы позволяют учителю стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего, это создание компьютерной лекции. Компьютерная лекция - тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача: объяснение нового материала.

Компьютерная лекция - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Преподавание предмета становится более эффективным.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Мультимедийные презентации

Мультимедиа объединяет разнородные информационные объекты – такие как текст, графика, видео, анимация и звук. При подготовке презентаций учащиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Кроме того, учащиеся готовят устные доклады, сопровождающие показ готовых презентаций.

Если учащиеся получают возможность с помощью технологий представлять результаты интересного проекта или учебной деятельности, то достигается высокий уровень мотивации к обучению.

Создание мультимедийного продукта реализуется через учебный план: сотрудничество → общение → непрерывность → выбор → схематизация → композиция.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Уроки с опорой на Интернет

Таблица 2. Урок с опорой на Интернет

Формат урока, построенного с опорой на Интернет

Вводная часть – учитель рассказывает учащимся о предстоящей работе, стараясь создать атмосферу заинтересованности.

Задание – учитель объясняет, что учащиеся должны получить в результате проведенной работы.

Процесс – учитель описывает шаги, необходимые для выполнения задания.

Ресурсы – учащимся предоставляется перечень выбранных преподавателем Интернет-сайтов, которые помогут им работать над заданием.

Оценка – преподаватель определяет общие правила оценки результатов работы учащихся.

Выводы – учащимся предлагается обдумать полученные результаты, сделать выводы и обобщения.


Учитель выступает на уроке в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик, который развивает навыки информационной грамотности через формальную и неформальную практику с задачами, требующими поиска и отбора информации из максимально возможного массива ресурсов.

Краткие выводы

Ключевые моменты

  • Современные информационные и коммуникационные технологии являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, изменения парадигмы образования, отвечающей условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
  • Обладание навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является требованием современного общества.
  • Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться не количеством компьютеров поставленных в школу или доступом в Интернет, а качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс, эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – состоит из персонального компьютера, оснащенного профессионально ориентированными инструментальными средствами и размещенного на рабочем месте пользователя.

База данных – автоматизированное хранилище оперативно обновляемой информации.

Веб-сайт – группа веб-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками.

Всемирная паутина – гипертекстовая информационная система, созданная на основе глобальной сети Интернет.

Глобальная информационная сеть – соединение нескольких сетей компьютеров между собой каналами (линиями) связи для передачи информации между регионами и странами с целью совместной обработки.

Единое информационное пространство образовательного учреждения:

  • наличие большого числа компьютеров, связанных локальной сетью;
  • выход в Интернет;
  • установленные на компьютеры обучающие программы различного назначения и в большом количестве;
  • наличие по всем видам управленческой деятельности административных программ, совместимых по форматам данных и обеспечивающих систему образования необходимым информационно-статистическим ресурсом;
  • обучение всех участников учебного процесса использованию вышеназванных программных комплексов.

ИКТ-компетентность - это способность индивида решать учебные, бытовые,  профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

ИКТ-компетентность учителя - это его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационные и коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

Интернет – глобальная общепланетарная система, или сеть сетей.

Информационную грамотность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду находить, оценивать, организовывать и использовать информацию для решения проблем, принятия решений и непрерывного совершенствования.

Информационная культура - способность общества:

  • эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций;
  • применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационное пространство ОУ - это специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Информационная технология (ИТ) – это технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации.

Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Образовательное пространство – все элементы социокультурной среды, задействованные в образовательном процессе.

Современные образовательные технологии (СОТ) – методы обучения, активно использующие потенциал информационных технологий для формирования у выпускника ОУ способностей и качеств, востребованных современным уровнем развития общества и экономики.

Современные педагогические технологии – технологии, которые построены на новых подходах к обучению, воспитанию и развитию учащихся, новых педагогических, психологических, управленческих концепциях.

Социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

 


Информация о работе Информатизация школьного образования