Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:38, доклад
В данной работе рассматриваются основные направления информатизации образования, варианты организации информационной среды образовательного учреждения, вопросы интеграции информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Школа должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного ИКТ. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.
Данное направление информатизации предполагает внедрение в традиционную практику работы образовательных учреждений ИКТ с целью повышения эффективности их функционирования.
Выделим ведущие направления внедрения ИКТ в систему общего среднего образования:
Среди методов и стратегий организации учебного процесса с использованием ИКТ, рассмотрим те, которые представляют особый интерес. Эти стратегии обучения рассчитаны на применение широко распространенных инструментальных компьютерных программ. Такие программы предназначены для обработки текстов и работы с базами данных, анализа данных с помощью электронных таблиц, поиска информации в Интернете и др.
Возможности офисных технологий таковы, что при умелом подборе заданий, создании на уроках атмосферы творчества, использование этих программ помогает развивать у учащихся воображение, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Так, современные текстовые редакторы представляют собой совершенные технологические инструменты, сочетающие простоту и предсказуемость простейших операций с многообразием возможностей. Использование текстовых редакторов на уроках стимулирует работу по выполнению различных письменных заданий: рефератов, эссе, лабораторных отчетов, тестов, кроссвордов и др.
Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.
Презентационные программы позволяют учителю стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего, это создание компьютерной лекции. Компьютерная лекция - тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача: объяснение нового материала.
Компьютерная лекция - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Преподавание предмета становится более эффективным.
Мультимедиа объединяет разнородные информационные объекты – такие как текст, графика, видео, анимация и звук. При подготовке презентаций учащиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Кроме того, учащиеся готовят устные доклады, сопровождающие показ готовых презентаций.
Если учащиеся получают возможность с помощью технологий представлять результаты интересного проекта или учебной деятельности, то достигается высокий уровень мотивации к обучению.
Создание мультимедийного продукта реализуется через учебный план: сотрудничество → общение → непрерывность → выбор → схематизация → композиция.
Таблица 2. Урок с опорой на Интернет
Формат урока, построенного с опорой на Интернет |
Вводная часть – учитель рассказывает учащимся о предстоящей работе, стараясь создать атмосферу заинтересованности. |
Задание – учитель объясняет, что учащиеся должны получить в результате проведенной работы. |
Процесс – учитель описывает шаги, необходимые для выполнения задания. |
Ресурсы – учащимся предоставляется перечень выбранных преподавателем Интернет-сайтов, которые помогут им работать над заданием. |
Оценка – преподаватель определяет общие правила оценки результатов работы учащихся. |
Выводы – учащимся предлагается обдумать полученные результаты, сделать выводы и обобщения. |
Учитель выступает на уроке в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик, который развивает навыки информационной грамотности через формальную и неформальную практику с задачами, требующими поиска и отбора информации из максимально возможного массива ресурсов.
Ключевые моменты
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – состоит из персонального компьютера, оснащенного профессионально ориентированными инструментальными средствами и размещенного на рабочем месте пользователя.
База данных – автоматизированное хранилище оперативно обновляемой информации.
Веб-сайт – группа веб-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками.
Всемирная паутина – гипертекстовая информационная система, созданная на основе глобальной сети Интернет.
Глобальная информационная сеть – соединение нескольких сетей компьютеров между собой каналами (линиями) связи для передачи информации между регионами и странами с целью совместной обработки.
Единое информационное пространство образовательного учреждения:
ИКТ-компетентность - это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ-компетентность учителя - это его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационные и коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.
Интернет – глобальная общепланетарная система, или сеть сетей.
Информационную грамотность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду находить, оценивать, организовывать и использовать информацию для решения проблем, принятия решений и непрерывного совершенствования.
Информационная культура - способность общества:
Информационное пространство ОУ - это специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.
Информационная технология (ИТ) – это технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации.
Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Образовательное пространство – все элементы социокультурной среды, задействованные в образовательном процессе.
Современные образовательные технологии (СОТ) – методы обучения, активно использующие потенциал информационных технологий для формирования у выпускника ОУ способностей и качеств, востребованных современным уровнем развития общества и экономики.
Современные педагогические технологии – технологии, которые построены на новых подходах к обучению, воспитанию и развитию учащихся, новых педагогических, психологических, управленческих концепциях.
Социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.