Информационный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Прогресс сделал свой очередной виток, и цивилизация поднялась на новый уровень развития - информационный. Информация пользуется огромным спросом и становится, чуть ли не самым важным товаром после товаров первой необходимости. Теперь, даже невозможно представить жизнь без информации и ее составляющих. Рынок информационных товаров и услуг самый бурно развивающийся и перспективный.

Оглавление

Информационный рынок_____________________________________2
Информационный бизнесс____________________________________10
Информационный менеджмент________________________________17
Список использованной литературы____________________________22
Практическая часть__________________________________________23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по информ.сист.в эконом..docx

— 45.10 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Информационный рынок_____________________________________2
  2. Информационный бизнесс____________________________________10
  3. Информационный менеджмент________________________________17
  4. Список использованной литературы____________________________22

Практическая часть__________________________________________23 
1. Информационный рынок

 

       Прогресс сделал свой очередной виток, и цивилизация поднялась на новый уровень развития - информационный. Информация пользуется огромным спросом и становится, чуть ли не самым важным товаром после товаров первой необходимости. Теперь, даже невозможно представить жизнь без информации и ее составляющих. Рынок информационных товаров и услуг самый бурно развивающийся и перспективный. В связи с этим появляются новые специализации и профессии, требующие от людей универсальных знаний, высокого уровня подготовки и разносторонних навыков.

Понятие информационных товаров и услуг

 

       Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства.

        В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при всём этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

       К информации как к предмету продажи и обмена относят: информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг.

       Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров:

- информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.

- информационный продукт со временем подвергается своеобразному моральному износу. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

- производство информации, в отличие от производства  материальных товаров, требует значительных  затрат по сравнению с затратами  на тиражирование. Копирование того  или иного информационного продукта  обходится, как правило, намного  дешевле его производства. Это  свойство информационного продукта - трудность производства и относительная  простота тиражирования - создает, в  частности, немало проблем в связи  с определением прав собственности  в рамках сферы информационной  деятельности.

       С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

       Необходимо также учитывать, что информация - это не обычный товар. Как правило, при купле - продаже информации объектом продажи является не право собственности на информацию, а только право ее использования. В правовых науках данные вопросы рассматриваются в разделе "интеллектуальная собственность".

 

 

Особенности информационного рынка

 

        Рынок информационных продуктов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами, номенклатура продуктов и услуг, условия и механизмы их предоставления, цены.

       Выделим несколько секторов рынка информационных услуг:

1-ый сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

-биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

-статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

-коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-ой сектор - информация  для специалистов, содержит следующие  части:

-профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов и т.д.;

-научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук;

3-ий сектор - потребительская  информация, состоит из следующих  частей:

-новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

-потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров, банковские операции и т.п.;

-развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

4-ый сектор - услуги образования, включает все формы и ступени  образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение  квалификации и переподготовку. Информационная продукция может  быть представлена в компьютерном  и некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, компьютерные обучающие и контролирующие  системы, методики обучения и  пр.

5-ый сектор - обеспечивающие  информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

-программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

-технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

-консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

-подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

       Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

 

Основные функции рынка информационных услуг:

 

1. управление финансами  и ведение учета;

2. управление кадрами;

3. материально-техническое  снабжение;

 4. организация производства;

5. маркетинговые исследования;

6. лизинговые операции;

7. консультационное обслуживание;

8. страхование имущества  и информации;

9. организация службы  информационной безопасности;

10. сервисное обслуживание.

 

 

 

Тенденции развития рынка информационных товаров и услуг

 

       За последние 10-15 лет ряд стран (Израиль, Индия, Малайзия, Китай и другие) добились существенного развития отрасли ИТ за счет ориентации на экспорт продуктов и услуг, а также привлечения международных компаний, открывающих на их территории свои производственные, научно-исследовательские или обслуживающие подразделения. Использование такого подхода позволит обойтись относительно небольшими вложениями государства, развить недостающие знания за счет зарубежного опыта, а также за короткое время значительно улучшить имидж России как высокотехнологичной страны.

       При условии использования и развития своих конкурентных преимуществ Россия может занять достойное место на международном рынке ИТ, увеличив объем экспорта продуктов и услуг ИТ до 2015 года в несколько раз.

       Однако только развития экспорта для решения задач удвоения ВВП и ликвидации сырьевой зависимости российской экономики недостаточно. Необходимо развивать внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос населения, внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное управление. Это позволит повысить производительность труда во всех отраслях экономики и ускорить их темпы роста.

       Соответственно, мероприятия по государственному стимулированию внутреннего рынка информационных технологий целесообразно проводить для всего рынка в целом. Например, программы повышения компьютерной грамотности населения в целом приведут к росту спроса и на аппаратно-техническое, и программное обеспечение, и на информационные услуги, а кроме того, повысят число грамотных пользователей ИТ в бизнесе и в органах государственной власти, что также будет способствовать росту спроса.

       Спрос предприятий на информационные технологии растет вместе с общим ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов, чему и способствуют государственные проекты создания информационных систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно являются информационно-технологичные проекты.

 

Заключение

 

       Рынок информационных продуктов услуг в общих чертах представляет собой систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами, номенклатура информационных продуктов и услуг, условия и механизмы их предоставления, цены. Предметом продажи и обмена на информационном рынке являются: информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг.

       Потребители информационных продуктов и услуг это юридические и физические лица. Поставщиками информационных продуктов и услуг выступают:

-предприятия по производству вычислительной техники, средств передачи и обработки информации;

-организации, занятые разработкой программного обеспечения, созданием, хранением и эксплуатации баз данных;

-службы телекоммуникации, передачи и электронной обработки данных.

       К функциям информационного рынка относится управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.

       Рынок информационных услуг постоянно развивается и по прогнозам аналитиков он только набирает обороты. С каждым годом он становится все больше и все быстрее прогрессирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационный  бизнес

 

       Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых. Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.

 

История развития информационного бизнеса

 

       Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

       Информационный бизнес в западных странах зародился в 60-х годах, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Сначала информационные технологии использовались в связи со сложностью и дороговизной только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования и удешевления информационные технологии проникли в разные отрасли и дали возможность совершенствования и улучшения эффективности последних. В результате развития информационных технологий появились и сформировались новые потребности общества. Переходя к инфраструктуре информационной отрасли, необходимо сразу отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит изменение и увеличение объемов инфраструктуры. Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной техникой, информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

 

Информационный бизнес: понятие, специфика и виды

 

       Информационный бизнес — это бизнес, который предполагает продажу информации. Если определить информационный бизнес в бизнес-категорию, то его можно отнести в раздел услуги. То есть информационный бизнес построен на предоставлении какой-либо информации. И, конечно же, в наш век развития информационных технологий будет логичным предлагать её в сети Интернет.

       Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».

       Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

Информация о работе Информационный рынок