Информационные технологии в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Современное денежно-кредитное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные изменения в структурном отношении. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центральных Банков и финансово-кредитных институтов, складываются иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.

Оглавление

Введение…………………………………………………….…..………. 3
Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение……………………………………………….... 6

Основы автоматизации банковской деятельности…………………….……24
Ситуация на рынке банковских технологий……………………….……24
Классификация современных автоматизированный банковских систем………………………………………………………………………26
Принципы построения автоматизированный банковских систем как средства автоматизации работ с банковскими продуктами ……….28

Заключение ………………………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

REF.DOC

— 290.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Архитектура  построения системы. 

Все объекты  на сервере данных создаются при  инсталляции системы системным  администратором. Этот процесс проходит в пакетном режиме, когда с клиента  на сервер посылаются запросы на создание процедур и таблиц, а также на их заполнение.

       Процедуры сервера приложений. Сервер приложений организуется средствами Open-Server Sybase. Он может функционировать на том же компьютере, что и сервер данных, но может быть реализован и на другом компьютере. Различают два вида процедур сервера приложений: первые из них отвечают за функционирование системы безопасности и управления доступом, вторые выполняют ту часть прикладных операций, которая неэффективно реализуется средствами сервера данных.

       Независимо  от назначения, все AS-процедуры вызываются только по запросам от хранимых процедур. Последние могут обращаться на сервер данных либо непосредственно к таблицам, используя запрос, динамически формируемый на AS-сервере, либо к внутренним хранимым процедурам, применяя средства Open-Client Sybase.

Технологическое построение

       Проектирование  и реализация системы позиционного и фактического учета банковских операций, детальное рассмотрение вопросов ее взаимодействия с обработкой банковских документов позволило представить технологическое построение системы в следующем виде (Рис. 2):

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Технологическое  построение системы. 

Можно определить три составляющие системы:

  • Система безопасности и управления доступом.
  • Ядро системы.
  • Прикладная система.

       Как уже отмечалось, система безопасности и управления доступом обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа, являясь обособленной системой (ей все равно, какую прикладную систему защищать). Все остальные системы при разработке регистрируют в системе безопасности свои объекты, а потом процедуры прикладных систем разрабатываются с учетом требований безопасности (в основном эти процедуры представляют собой вызов в определенных местах прикладных процедур соответствующих им процедур системы безопасности).

        Ядро  системы — достаточно абстрагированный от предметной области проблемно-ориентированный инструмент. Работа механизмов ядра не зависит от функциональности системы. Ядро включает в себя:

  • систему учета банковских операций;
  • систему хранения документов;
  • транзитную систему.

       Система учета выполняет фактический и позиционный учет операций, а также формирует “ограничения” на лицевые счета на базе единой абстрактной модели.

       Система хранения документов обеспечивает формализацию и хранение документов предметной области.

       Транзитная  система осуществляет взаимодействие системы учета с прикладной системой.

       Реализацию  функциональности, адаптацию к изменениям предметной области обеспечивают механизмы прикладной системы, состоящей из трех компонент:

  • компоненты поддержки документооборота и выполнения операций;
  • компоненты справочников и классификаторов;
  • компоненты представления системы учета в аспекте предметной области.

       Прикладная система обеспечивает реализацию объектов и операций предметной области. 

Система безопасности и управления доступом

       Система безопасности и управлением доступом призвана обеспечить разграничение прав пользователей системы к ее объектам (операциям и данным). Она базируется на сервере данных и использует для управления доступом к объектам БД — таблицам и процедурам — возможности сервера данных. Для проверки возможности выполнения пользовательских процедур, которые защищает система, применяется специализированный сервер защиты. Он реализован в виде сервера приложений.

       Основными требованиями, предъявляемыми к системе  безопасности и управления доступом, являются гибкость при определении  объектов доступа и удобство администрирования  при управлении доступом. Поэтому была выбрана матричная система защиты, предусматривающая, что управление доступом рассматривается как с точки зрения доступа к прикладным объектам системы, так и относительно доступа к прикладным операциям системы.

       Для определения прав пользователя на возможность осуществлять операции и на доступ к объектам надо построить некую матрицу, узлами которой являются пересечения требований на доступ к объектам и операциям.

       Функциональность  системы основана на базовых операциях. Предоставляя пользователю набор базовых операций, администратор системы определяет тем самым его доступ. Базовые объекты определяют объектно-ориентированный взгляд на систему. Появляется возможность управлять доступом к объектам, определяя права на их методы, которыми являются элементарные операции. Каждая базовая операция использует какой-либо из методов базового объекта (т.е. какие-либо элементарные операции). Таким образом, доступ пользователя в системе складывается из его прав на базовые операции и объекты.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3. Объекты управления доступом. 

       Для обеспечения эффективной работы администратора системы по управлению доступом вводится понятие оргштатного элемента, модуля и способов группировок базовых объектов, базовых операций и самих оргштатных элементов. Дефиниции всех этих понятий представлены в Таблице 1, а схема управления — на Рис.3.

       Работу  системы по организации обобщенных объектов и операций, построению оргштатной схемы и определению прав оргштатных элементов на объекты и операции выполняет технолог системы на основе анализа бизнес-процессов, происходящих в банке. Администратор системы назначает исполнителей оргштатных элементов из числа штатных сотрудников банка.

Таблица 1

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ  
ПРИ РАБОТЕ АДМИНИСТРАТОРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОСТУПОМ.

Оргштатный  элемент    Это “обезличенный” пользователь системы, для которого проводится работа по управлению доступом к операциям и объектам системы. Затем реальному пользователю выдается право быть представленным в системе в виде оргштатного элемента.
Модуль    Это характеристика клиентской части системы, физически  объединяющая вызовы базовых операций. Одна базовая операция может входить в несколько модулей.
Обобщенный  объект    Логическое  объединение группы базовых объектов. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются базовые объекты, а “ветвями” — обобщенные объекты различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует обобщенными объектами наравне с базовыми объектами.
Обобщенная  операция    Логическое  объединение группы базовых операций. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются базовые операции, а “ветвями” — обобщенные операции различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует обобщенными операциями наравне с базовыми операциями.
Оргштатная  структура    Логическое  объединение группы оргштатных элементов. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются оргштатные элементы, а “ветвями” — оргштатные подразделения различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует оргштатными структурами наравне с самими оргштатными элементами.
 
 
 
 

Ядро  системы 

       Центральное место в ядре системы занимает учетная система. В ее основе — абстрактная модель бухгалтерского учета с основополагающим принципом двойной записи. Основными объектами системы учета являются:

  • конто;
  • показатель;
  • журнал;
  • проводка.

       В терминах бухгалтерской модели конто  и показатели являются абстрактными счетами учетной системы.

       Конто предназначен для аналитического учета однородных банковских операций с использованием механизма проводок. На внешнем (прикладном) уровне конто соответствуют лицевые счета (балансовые, внебалансовые, депо), кассовые символы, бюджетные символы и другие регистры аналитического учета.

       Показатель предназначен для синтетического учета, для группировки аналитики при формировании отчетности и анализа. На внешнем уровне показателям соответствуют счета I—II порядков, разделы Плана счетов ЦБ, символы отчетности различных форм.

       Структура показателей и конто строится на основе иерархии неограниченного уровня вложенности.

       Журнал — это объединение показателей, имеющих один экономический смысл.

       Примерами журналов могут быть главы Плана  счетов ЦБ (“Балансовые счета”, “Внебалансовые счета”, “Счета депо”), список символов кассовой отчетности, формы отчетности по Инструкции № 17 и т.д.

       Проводки  формируют состояния конто —  хранящиеся в системе обороты  по дебету и кредиту, остаток. Состояния  показателей рассчитываются на основе их отношения к конто.

       При выполнении операций над проводками фиксируются время ввода, планирования, подтверждения планирования и фактического учета. При помощи этого механизма ведется фактический и позиционный учет операций. Для реализации алгоритмов учетной системы используются процедуры и таблицы сервера данных. В состав модулей системы учета входят модули клиентской части, которые обеспечивают диалоговый режим создания и применения счетов. В основном это модули технолога системы, которые позволяют:

  • осуществлять ведение структуры объектов учетной системы;
  • организовывать доступ для проведения аудита ко всем счетам и проводкам системы учета независимо от их прикладного применения.

       Интерфейс модулей технолога представляет журналы, показатели, конто и проводки в терминах прикладной области.

       Форма хранения документов и форматированный  документ позволяют автоматизировать обработку посредством выборки данных, которые передаются в учетную систему и в прикладную систему (для компоненты поддержки документооборота).

       При обработке документа транзитная система формирует обращения  к учетной системе — как  при выполнении операции, так и  при ее откате. В этой системе присутствуют правила учета, которые определяют состав проводок и их атрибуты, а также фонд счетов, переводящий внешнее представление счетов в идентификаторы конто учетной системы. Кроме того, в транзитной системе хранится история движения документа, фиксирующая переходы документа из одной стадии обработки в другую. Транзитная система получает результаты выполнения операций учетной системой и передает их прикладной системе.

Прикладная  система

       Компонента  поддержки документооборота — самая  важная в прикладной системе. В ее состав входят: документ, картотека  и портфель.

       Взгляд  на систему обеспечения документооборота достаточно подробно освещен в одноименном разделе статьи В.Чаусова “Концептуальное построение банковской системы” [5].

       В нашей статье понятие “папка”  заменено на понятие “картотека”. Картотеки (в отличие от папок) имеют некоторые ограничения, в частности:

  • их количество в системе конечно;
  • пользователи системы не могут создавать и уничтожать их;
  • разрешенные перемещения документа из одной картотеки в другую заранее прописываются технологом системы;
  • обращение к транзитной системе для инициирования проводок в системе учета происходит при перемещении документа из картотеки в картотеку.

       Картотека объединяет документы, находящиеся на одной стадии обработки (скажем, лицевые счета картотеки № 2).

       Портфель содержит группу документов и определяет, каким образом эти документы связаны между собой (подчеркнем, однако, что на взаимодействие прикладной системы с транзитной и учетной он не влияет). Примером портфеля может служить совокупность документов, относящихся к кредитному договору: собственно договор, соглашение о пролонгации, графики погашения платежей, платежные документы, сопровождающие его выполнение и др.

Информация о работе Информационные технологии в банковской сфере