Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:37, курсовая работа
Современное денежно-кредитное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные изменения в структурном отношении. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центральных Банков и финансово-кредитных институтов, складываются иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.
Введение…………………………………………………….…..………. 3
Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение……………………………………………….... 6
Основы автоматизации банковской деятельности…………………….……24
Ситуация на рынке банковских технологий……………………….……24
Классификация современных автоматизированный банковских систем………………………………………………………………………26
Принципы построения автоматизированный банковских систем как средства автоматизации работ с банковскими продуктами ……….28
Заключение ………………………………………………………………………… 36
Концентрация финансового капитала приводит к укрупнению банков, рождению филиальных сетей, что обусловило новые требования к АБС. АБС многофилиального банка должна поддерживать распределенную обработку информации. Для этого необходимы соответствующие телекоммуникационные средства, а главное — адекватная технология. АБС пятого поколения (которых пока на нашем рынке очень мало и по цене они очень дороги) отличаются от систем четвертого поколения использованием менеджера транзакций — специальной программы, управляющей доступом к распределенным данным. Такие системам реализованы в трехуровневой архитектуре «клиент-сервер» (АБС четвертого поколения разработаны в двухуровневой архитектуре).
В конце 1996 г. стало известно об АБС шестого технологического поколения, построенных на базе новейших компонентных технологий. Промышленных систем шестого поколения пока нет, хотя есть примеры удачно выполненных по этим технологиям элементов АБС.
Таким образом, сегодня на российском рынке АБС одновременно присутствуют системы четырех технологических поколений — со второго по пятое. Достаточно часто одна и та же фирма-разработчик одновременно предлагает клиентам системы нескольких поколений. Так работают, например, «Инверсия», «ПрограмБанк», «Диасофт» (они предлагают системы второго, третьего и четвертого поколений), ЦФТ (предлагают системы третьего, четвертого и пятого поколений). Недавно компания «R-Style Software Lab.» также представила свою новую разработку «Кондор», относящуюся к четвертому технологическому поколению.
В российских
банках преобладают системы второго и
третьего поколений, хотя за рубежом они
практически не встречаются. Почему же
АБС на базе профессиональных СУБД не
заняли в России того места, которое они
занимают за рубежом? Основная причина
этого — разница в мотивах и механизме
принятия решений в области информационных
технологий у нас и в других странах.
Как принимаются решения?
Как показывает практика, подавляющее большинство российских банков принимают решения о закупке или смене АБС исключительно под влиянием внешних по отношению к банку факторов: изменений нормативной базы, требований ЦБ РФ, необходимости вовремя сдавать отчеты и т.д. За рубежом основной мотив такого решения — внутренняя потребность банка в изменении технологии: для снижения операционных расходов, улучшения обслуживания клиентов и т.п.
Отсюда и разница в механизме принятия решений. В зарубежном банке решение о закупке (смене) АБС фактически является следствием решения об изменении технологии работы банка. Оно принимается после тщательного обследования банка, изучения проходящих в нем информационных потоков и составления детального технического задания. Эта работа проводится специалистами-аналитиками (часто из внешней консалтинговой фирмы) с участием всех подразделений банка. АБС приобретается, как правило, на конкурсной основе. Ее внедрение занимает шесть-девять месяцев — с момента подписания контракта на поставку до ввода АБС в эксплуатацию. Обычно для управления процессом закупки и внедрения создается рабочая группа из руководителей банка, внешних консультантов и представителей разработчика. Эта группа наделена очень большими полномочиями по реорганизации деятельности подразделений банка. В ходе внедрения автоматизированная система перерабатывается в соответствии с конкретной технологией, выбранной заказчиком.
Как выбирается и внедряется АБС у нас, читатели знают по собственному опыту. Чаще всего новая АБС приобретается либо для нового банка, либо когда прежнюю уже совершенно невозможно использовать. При этом главное требование к новой АБС — заткнуть те дыры, которые не затыкает предыдущая. Многие руководители банков ставят во главу угла дешевизну системы, до сих пор не понимая, что «настоящая» АБС должна стоить дороже хотя бы автомобиля, на котором ездит председатель правления: именно от нее по большому счету зависит благополучие банка.
В
отставании российских банков отчасти
повинны и разработчики. Когда
в 1994-1995 гг. создались благоприятные
условия для смены поколений
АБС (банки имели свободные
Немудрено, что многие российские банки до сих пор используют морально устаревшие, неадекватные и ненадежные АБС. А уж о безопасности систем второго, и отчасти третьего, поколений говорить не приходится.
«Оправданием» отечественных банков может служить то, что они вынуждены покупать системы по принципу «побыстрее да подешевле», как говорится, не от хорошей жизни. До сих пор нормотворчество Центробанка заставляло разработчиков не реже, чем дважды в год, переделывать ядро системы и схему данных, а что касается отчетов, то они добавлялись или изменялись порой по несколько раз на неделе. Апофеозом такого стиля руководства отечественной банковской системой стал переход на новый План счетов, который объективно необходим и полезен, но внедряется со свойственной нашему национальному характеру бесшабашностью и недальновидностью.
Из всех постсоциалистических стран, где вводился план счетов по образцу международного, только в России национальный банк тянет до последнего с формированием полного комплекта инструктивных и методических материалов. Отдельные инструкции, без которых, кстати говоря, невозможно представить заказчику законченную АБС, должны быть готовы к 1 ноября1997 г., то есть за два месяца до перехода — и это по плану, а что будет на самом деле — Бог весть... Но даже в случае, если ЦБ РФ выдержит собственный план, инструкции поступят в банки отнюдь не в день их подписания.
В этой ситуации некоторые банки искренне надеются, что «все рассосется», и каким-то чудодейственным образом переход на новый План счетов будет сдвинут с 1 января 1998 г. на какой-то неопределенный срок. Ассоциация российских банков даже обратилась в Банк России с просьбой перенести переход на начало второго квартала(!). Не дай Бог, если эта просьба будет удовлетворена. Тогда к организационным сложностям перехода добавятся чисто технические, поскольку — и это достаточно очевидно — всякие изменения в бухгалтерском учете гораздо легче ввести с начала года, чем с начала квартала.
Новый план счетов и АБС
Необходимо отметить, что переход на новый План счетов бухгалтерского учета потребует обязательной замены или модернизации АБС практически во всех отечественных банках. Дело в том, что изменяется не только План счетов, но и сама методология бухгалтерского учета, причем в нормативных документах ЦБ РФ некоторые функции в обязательном порядке возлагаются на АБС. Почти во всех системах автоматизации, которые сегодня работают в наших банках, этих функций просто-напросто нет. Поэтому современная ситуация на рынке напоминает ту, которая сложилась в 1992 г., когда число банков стремительно росло, и фирмы-разработчики не успевали удовлетворять спрос на специализированные банковские программные продукты.
Неизбежен передел рынка АБС: с него уже ушли некоторые фирмы, например «АСОФТ» (не путать с «АСофт», которая благополучно продолжает существовать) или «VIMCOM». По-видимому, понесут некоторые потери такие заслуженные разработчики, как «Инверсия», «ПрограмБанк», «ЛИМ», чьи DOS-комплексы в некоторых банках будут заменены на системы третьего поколения — и вовсе не обязательно тех же самых фирм. Ожидается, что самые большие «убытки» понесут собственные программные разработки банков.
Целый ряд опросов, проведенных журналом «Банковские технологии», показал парадоксальную картину: среди банков-респондентов, имеющих АБС собственной разработки, довольных этой АБС оказалось значительно меньше, чем среди тех, кто работает на «фирменной» АБС. Объясняется это просто: во-первых, собственные системы в большинстве случаев выполнялись на тех же FoxPro или Clipper; во-вторых, коллективы разработчиков, которых могут позволить держать у себя в штате банки, весьма немногочисленны; в-третьих, разработка ведется по принципу «латания дыр», что исключает системный подход и нормальное взаимодействие отдельных модулей. «Доморощенные» АБС очень трудно, да и практически невозможно, подвергнуть серьезной модернизации, так как нормальная документация проекта обычно не ведется. Именно такие АБС скорее всего потребуют замены. Если какие-то банки еще питают иллюзии, что им удастся «довести до ума» подобную разработку собственными силами и в срок, и поэтому тянут с решением о переходе на АБС, созданную внешними фирмами, то их ожидают большие разочарования.
Совершенно очевидно, что многие банки будут вынуждены «менять коней на переправе», так как имеющиеся у них АБС неадекватны, и любые попытки как-то удержаться на старой платформе приведут к большим потерям. В этом случае следует помнить одно: переход на новый План счетов будет успешным только там, где вовремя проведена тщательная его организационная подготовка (жаль только, что методичность и скрупулезность не свойственны нашему национальному характеру). Руководство банка должно было уже в октябре составить и утвердить детальный план перехода, в котором следует четко распределить обязанности и ответственность подразделений и должностных лиц. Этот план должен быть расписан по неделям, а с декабря — по дням, с соответствующей оперативной отчетностью.
Чтобы более нагляднее представить, что такое современная АБС, постараемся более подробно разобрать ее строение.
Технологическое
построение АБС описывает группировку
программных модулей и
Архитектурное
построение
Вся система состоит из трех компонентов:
1) клиентской
части системы;
2) объектов сервера данных;
3) процедур сервера приложений.
Клиентская часть системы обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Никакой обработки данных в клиентской части не происходит. Ее назначение сводится к тому, чтобы принять от пользователя запрос на выполнение операции системы и необходимые для выполнения этого запроса данные. После того, как запрос реализован, клиентская часть дает пользователю возможность ознакомиться с результатами выполнения операции.
Объекты сервера данных являются центральной частью системы. Здесь хранятся все данные системы и процедуры, обеспечивающие выполнение ее операций. Хранимые процедуры получают запрос от клиентской части на выполнение операций и подготавливают для нее результаты своей работы. Для выполнения некоторых специфических операций хранимые процедуры могут вызывать процедуры сервера приложений.
На
сервере приложенией
Процедуры
сервера приложений обеспечивают
функционирование системы безопасности
и управления доступом, а также выполняют
ту часть прикладных операций, для которой
реализация средствами сервера данных
неэффективна. AS-процедуры могут обращаться
и к объектам сервера данных, если это
необходимо для их работы.
Клиентская часть системы. Основное назначение клиентской части системы — обеспечить взаимодействие пользователя с системой, предполагающее организацию интерфейса пользователя (отображение и обработка событий) и связь с сервером данных (Manager SQL).
Интерфейс пользователя состоит из процедур отображения результатов работы системы, представленных в виде экранных форм или отчетов, а также из процедур обработки событий, возникающих в результате действий пользователя или по сообщениям сервера данных.
Объекты сервера данных. Объекты сервера данных — это таблицы и процедуры. По своему назначению они разделяются на системные (в контексте банковской системы, а не базы данных) и прикладные.
Системные объекты реализуют задачи “секретности” и управления доступом (этим правом обладает только уполномоченный оператор — так называемый “офицер безопасности”).
Доступ к прикладным объектам клиентов возможен только через узкую “щель”, определенную системой безопасности. Система построена так, что все функции, необходимые клиенту, реализуются через вызов хранимых процедур. Последние надежно защищены системой управления доступом, и поэтому давать разрешение пользователю на использование таблиц нет необходимости. Иначе пришлось бы заботиться о том, кому из персонала банка следует передать таблицу для выполнения определенных действий — при этом о доступе к конкретным записям (“сайтам”) речь не могла бы идти вообще.
При вызове клиентом пользовательских процедур (объектов, представляющих для системы безопасности основной интерес) сразу же происходит обращение к серверу защиты (он реализуется как сервер приложений). При получении соответствующего разрешения выполнение процедур продолжается. В этом и заключается сущность взаимодействия клиента с сервером данных под надзором системы безопасности. Остальные процедуры (т.е. те, которые не вызываются клиентом) не связаны с системой безопасности, поскольку они защищаются средствами сервера данных (Рис. 1).
Информация о работе Информационные технологии в банковской сфере