Информационные технологии на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение способов использования новых информационных технологий на уроках математики, которые способствуют улучшению качества знаний учащихся и скорости их получения. Точнее, применение программно-методических средств для повышения эффективности изучения тех тем математики, которые при традиционной форме обучения, вызывают у учащихся трудности в усвоении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•Проанализировать программные средства, позволяющие использовать новые информационные технологии в обучении математике;
•обосновать целесообразность использования программных средств на уроках математики;
•предложить методические приемы по использованию программных средств на уроках математики.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие новой информационной технологии обучения 5
2. Обзор программных средств, разработанных для уроков математики 11
2.1 Электронный учебник-справочник “Планиметрия”. 11
2.2 Живая Геометрия. 13
2.3 Табличный процессор MS Excel. 14
2.4 Математические пакеты MathCAD, Maple, MatLab. 15
3. Педагогические цели использования ППС. Требования к программно прикладным средствам 19
4. Практическое использование ППС в процессе обучения математики 24
4.1 “Живая Геометрия”. 24
4.2 Решение математических задач в среде Excel 46
4.3 Использование системы MathCAD на уроках математики 51
Заключение 54
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 3.29 Мб (Скачать)

Тема: «Параллелограмм»

Цель: «Дать определение  параллелограмма ,элементов параллелограмма. Определить свойства параллелограмма».

 

Оборудование:

1) учебник  Атанасяна Л.С. ГЕОМЕТРИЯ  7-9 (М.: Просвещение.1990);

2) алгоритм построения параллелограмма;

3) карточки с заданиями;

4) раздаточный материал;

5) среда  "Живая геометрия".

                    

                                  Ход работы.

1. Прочитайте текст в учебнике  стр.96-97,п.42.

2.Работа с карточкой. По рис. 3 ответьте на вопросы:

Рис. 3.

а) Определить вид четырехугольника, если прямая ДЕ параллельна АВ и прямая АС параллельна FE. Четырехугольник  АFEД -

б) Назовите вершины параллелограмма_____________________

в) Назовите  равные стороны параллелограмма_______________

г) Измерьте углы  параллелограмма :_______________________

д) Запишите формулу вычисления периметра параллелограмма:

___________________________________________________

 

Работа за компьютером.

    1)  Выполните чертеж  параллелограмма. Измерьте углы  и найдите сумму углов  параллелограмма.

а)  Запишите результат измерения  углов:______________________

1. Запишите результат измерения  углов принадлежащих одной стороне  параллелограмма:_________________________________

2. Найдите сумму этих углов:_______________________________

3. Как называются такие углы:______________________________

б) Переместите курсором одну из вершин  параллелограмма.

1. Запишите измерения углов:_________________________________

2. Измерьте длину сторон  параллелограмма.___________________

Запишите результаты:______________________________________

в) Постройте диагонали  параллелограмма. Обозначьте точку пересечения диагоналей. Измерьте получившиеся отрезки _______________________________________________________

 

Сделайте выводы:

 

1. Сделайте вывод о противолежащих  сторонах и углах

параллелограмма:__________________________________________

________________________________________________________

2. Сделайте вывод о пересечении  диагоналей параллелограмма:_____

______________________________________________________

_______________________________________________________

Замечания по работе:_____________________________________

Оценка за практическую работу :_________________________

 

Пример практической работа № 3      

Тема: «Трапеция».

Цель: «Дать определение  трапеции. Знакомство с основными  геометрическими объектами  трапеции».

 

Оборудование:

1) учебник  Атанасяна Л.С. ГЕОМЕТРИЯ  7-9 (М.: Просвещение.1990);

2) алгоритм построения трапеции  на компьютер;

3) карточки с заданиями;

4) раздаточный материал;

5) среда "Живая геометрия".

 

                    

                                   Ход работы.

1. Прочитайте текст в учебнике  стр.98-99, п.43.

2.Работа с карточкой. По рис.4 ответьте на вопросы:

Рис. 4.

1)Определить вид четырехугольника, если прямая FЕ параллельна АС 

Четырехугольник  АFEС - ________________________________

Трапецией называется____________________________________

________________________________________________________

2)Укажите основания трапеции______________________________

3)Укажите боковые стороны   трапеции _______________________

4)Измерьте углы трапеции, принадлежащие  к стороне АF:__________

Найдите сумму углов:____________________________________

Измерьте углы , принадлежащие к  стороне ЕС:_________________

Найдите сумму углов:____________________________________

Как можно назвать углы принадлежащие боковой стороне трапеции:

_______________________________________________________

Работа за компьютером.

    1) Выполните чертеж трапеции используя алгоритм построения. Проведите диагонали трапеции.

а)  Запишите результат измерения  углов:________________

б) Найдите сумму углов  трапеции:_____________________

в) Запишите результат суммы углов  принадлежащих одной стороне

 трапеции:________________________________________

г) Как называются такие углы:________________________________

д) Измерьте длины сторон  трапеции: ______________________

2) Переместите курсором одну из вершин трапеции так, чтобы

 боковые стороны  были равны.

Запишите измерения углов трапеции:_________________________

Измерьте длины диагоналей:________________________________

3) Переместите курсором одну из вершин трапеции так, чтобы

один из углов трапеции равен 90 градусов.

Запишите показания остальных  углов:________________________

Как можно назвать такую трапецию:________________________

 

 Сделайте выводы:

Сделайте вывод по пункту 2):____________________________

 

Сделайте вывод  по пункту 3) :____________________________

 

Замечания по работе:_____________________________________

Оценка за практическую работу :____________________________

 

                         

Пример практической работы № 4      

Тема: «Прямоугольник, ромб, квадрат».

Цель: «Изучить  основные свойства прямоугольника, ромба, квадрат».

 

Оборудование:

1) учебник  Атанасяна Л.С. ГЕОМЕТРИЯ  7-9 (М.: Просвещение.1990);

2) карточки с заданиями;

3) раздаточный материал;

4) среда "Живая геометрия".

 

                    

                                  Ход работы.

1. Прочитайте текст в учебнике  стр.105 - 106, п. 45, п.47.

2.Работа с карточкой. По  рис. 5 из представленных четырехугольников  найдите:

                                      Рис.5

1)Найти четырехугольник у которого  все углы равны 90 градусов:______________________________________

Записать определение:_______________________________________

________________________________________________________

2)Найти  четырехугольник, у  которого  все стороны равны:_________

Записать определение:_____________________________________

_____________________________________________________

4)Найти  четырехугольник, у  которого  все стороны равны  и все углы равны:___________________________________________________

Записать определение:_____________________________________

________________________________________________________

Работа за компьютером.

    1) Выполните чертеж прямоугольника  используя алгоритм построения. Проведите  диагонали  прямоугольника .

а) Измерьте стороны прямоугольника:_________________________

б) Измерьте диагонали прямоугольника:________________________

в) Измерьте  длины отрезков образованных пересечением диагоналей: ________________________________________________________

 

2)Переместите курсором одну  из вершин прямоугольника  так,  чтобы стороны были равны.

Запишите измерения углов:_________________________________

Запишите измерения углов образованных пересечением диагоналей:

________________________________________________________

Измерьте длины диагоналей:_________________________________

 

3) Выполните чертеж параллелограмма,  переместите курсором одну из  вершин так, чтобы все стороны  были равны.

Запишите  длины сторон :_________________________________

Как можно назвать такую геометрическую фигуру? :_____________

Измерьте длины диагоналей:________________________________

Сделайте выводы:

Сделайте вывод по пункту 1):______________________________

 

Сделайте вывод  по пункту 2) :____________________________

 

Сделайте вывод  по пункту 3) :_____________________________

________________________________________________________

Замечания по работе:___________________________________

Оценка за практическую работу :___________________________

 

Пример практической работа № 5

Тема: «Осевая и центральная  симметрия».

Цель: «Исследовать основные свойства осевой и центральной симметрии».

Оборудование:

  1. учебник Атанасяна Л.С. « Геометрия 7-9» (М.: Просвещение.1990);
  2. алгоритмы построения геометрических объектов на компьютере;
  3. карточки с заданиями;
  4. среда « Живая геометрия».

 

 

 

 

                               Ход работы.

  1. Прочитайте текст в учебнике стр.106-108., п.47.
  2. Работа с карточкой.

По рис.1 назовите геометрические фигуры

а)обладающие осевой симметрией _________________________

_____________________________________________________

б) обладающие центральной симметрией __________________

_____________________________________________________

                                     Рис.6

  

в) Какие геометрические фигуры, обладающие осевой симметрией

не даны на рис.6?__________________________________________

 

Какие геометрические фигуры, обладающие центральной симметрией

не даны на рис.6?  _______________________________________

Работа за компьютером.

1.Постройте произвольный треугольник.  Рис 7.

Рис.7

2.Постройте осевую симметрию  данного треугольника.

Алгоритм построения  осевой  симметрии геометрической фигуры.

1)Выделить элементы треугольника (вершины, стороны) курсором.

2)Выбрать в Готовальне инструмент Прямая и построить прямую.

3)Выбрать в меню Преобразование  команду Отметить ось

(прямая должна быть выделена).

4) Выбрать в меню Преобразование  команду Отразить.

5)На экране  появится результат построения  осевой  симметрии геометрической фигуры.

 

3.Проведите измерение сторон  и углов треугольников.

Результаты измерения исходного  треугольника____________

___________________________________________________

Результаты измерения построенного треугольника___________

____________________________________________________

4.Курсором переместите одну  из вершин треугольника

и запишите результаты измерения._____________________

 

Сделайте вывод о работе:_______________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 

5.Постройте центральную симметрию  данного треугольника 

Алгоритм построения центральной симметрии геометрической фигуры.

1)Выделить элементы треугольника (вершины, стороны) курсором.

2)Выбрать в Готовальне инструмент Точка и построить центр симметрии.

3)Выбрать в меню Преобразование  команду Отметить центр

(точка должна быть выделена).

4) Выбрать в меню Преобразование  команду Отразить.

5)На экране  появится результат построения центральной симметрии геометрической фигуры.

 

3.Проведите измерение сторон  и углов треугольников.

Результаты измерения исходного  треугольника____________

___________________________________________________

Результаты измерения построенного треугольника___________

____________________________________________________

4.Курсором переместите одну  из вершин треугольника

и запишите результаты измерения._____________________

 

Сделайте вывод о работе:_______________________________

Оценка за практическую работу:_________________________

 

Пример практической работы № 6

Тема: «Площадь многоугольника».

Цель: «Исследовать свойства площади многоугольника».

Оборудование:

  1. учебник Атанасяна Л.С. « Геометрия 7-9» (М.: Просвещение.1990);
  2. алгоритмы построения геометрических объектов на компьютере;
  3. карточки с заданиями;
  4. среда « Живая геометрия».

 

 

 

 

Ход работы.

  1. Прочитайте текст в учебнике стр.114-117,п.48.
  2. Работа с карточкой.

   А) Найдите  площадь  квадрата со стороной а = 4 см.

   Б) Стороны двух квадратов  равны 8 см. и 15 см. Найдите сторону  квадрата, площадь которого равна сумме площадей данных квадратов.

Работа за компьютером

1.Постройте произвольный многоугольник  рис.8.

рис.8

 

2.Измерьте площадь многоугольник.:_________________________

Алгоритм измерения  площади многоугольника.

1)Выделить все вершины многоугольника.

2)Выбрать меню Построение

3)Выбрать команду Многоугольник.

4)Выбрать меню Измерение.

5)Выбрать команду Площадь.

6)На экране  появится результат  измерения.

Рис. 9

3.Проведите диагональ и измерьте  площади получившихся многоугольников рис.9:__________________________________

4.Найдите сумму площадей этих  многоугольников и сравните с  первоначальным значением площади  многоугольника:

_________________________________________________

5.Курсором переместите одну  из вершин многоугольника

и запишите результаты измерения._____________________

Сделайте вывод о  работе:_______________________________

Оценка за практическую работу:_________________________

 

 

Пример практической работы № 7

Тема: «Площадь параллелограмма».

Цель: «Исследовать площадь параллелограмма».

Оборудование:

  1. учебник Атанасяна Л.С. « Геометрия 7-9» (М.: Просвещение.1990);
  2. алгоритмы построения геометрических объектов на компьютере;
  3. карточки с заданиями;
  4. среда « Живая геометрия».

 

 

Ход работы.

  1. Прочитайте текст в учебнике стр.120-121,п.51.
  2. Работа с карточкой.

   а) Найдите  площадь  прямоугольника со стороной а  = 6 см.

   б) Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 9 см  кв, а периметр равен 12 см.

Работа за компьютером

1.Постройте параллелограмм.

Алгоритм построения параллелограмма.

1) Постройте две параллельные  прямые.

2) Выделить курсором на прямых  точки А и С (нажав клавишу  Shift).Рис.10

   Рис. 10

Информация о работе Информационные технологии на уроках математики