Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:04, доклад
Под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении. Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах (отчетах о НИР, патентах, массивах данных.), понятиях и суждениях, а также в более сложных моделях действительности.
1. В отличие от других (материальных)
ресурсов информационный
2. По мере своего использования
информация не исчезает, а сохраняется
и даже увеличивается за счет
конструктивной трансформации
3. Информационный ресурс — не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» — как движущая сила.
4. Эффективность применения
5. Информационный ресурс
Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен — он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.
Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т. д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.
В каждом информационном производстве существуют специфические для него технологические позиции. В каждом научном коллективе используются свои приемы исследований, зависящие от исследуемой проблемы. Охватить все разнообразие технологических позиций в общественном информационном производстве довольно трудно, поэтому ограничимся анализом наиболее распространенных и наиболее разработанных технологических переделов, используемых в большом числе информационных производств различной природы.
Одной из часто используемых процедур в сложном информационном производстве является процедура согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами, то есть аналогичными продуктами, и с заинтересованными субъектами информационного производства. Для выполнения этой процедуры необходимо иметь прецеденты и уметь определять характеристики соответствия прецедентов предлагаемому информационному продукту.
Все прецеденты являются продуктами некоторых информационных производств и в совокупности составляют информационные ресурсы человека, семьи, предприятия, организации, органа государственной власти, страны и мира. Эти ресурсы представляют собой массивы документов, в которых зафиксирована вербальная информация, воспринимаемая смежниками по информационному производству.
Иногда к информационным ресурсам относят не только документы с вербальной информацией, представленной на каком-либо действующем языке, но и массивы материальных образцов типа минералов, гербариев, музейных экспонатов и т. п. Исходя из принятого ранее представления об информационном производстве подобные массивы и собрания материальных предметов следует считать материальными ресурсами информационного производства.
В соответствии с законами информационного тяготения, информационной сложности и старения основная часть информационных ресурсов, интенсивно используемая в качестве предмета труда в процедурах согласования с прецедентами в информационном производстве, представляет собой простую информацию об отдельных событиях, предметах и фактах, касающихся ближайших смежников в информационном производстве. Эту часть информационных ресурсов естественно называть оперативными информационными ресурсами.
С течением времени интенсивность использования информационных ресурсов уменьшается и они переходят в разряд ретроспективных, а затем в разряд архивных ресурсов.
Оперативные информационные ресурсы воспринимают все вновь создаваемые продукты информационного производства. Часть их может служить полуфабрикатом и теряться при создании других информационных продуктов. Это не информационный ресурс, а текущая информация информационного производства.
Сохраняемая же часть
оперативных информационных ресурсов
активно взаимодействует с
Аналогично взаимодействуют ретроспективные информационные ресурсы с архивными. Документы архивных ресурсов, к которым проявляется интерес, могут некоторое время находиться в оперативных ресурсах.
Эта общая модель движения информационных ресурсов под действием спроса на информацию включает следующие технологические операции:
—создание или формирование новых записей и/или документов;
—распространение их среди заинтересованных субъектов информационного производства;
—формирование массивов документов и/или баз данных оперативного, ретроспективного или архивного хранения;
—поиск документов в этих массивах по запросам каких-либо субъектов информационного производства (поиск прецедентов).
Указанный порядок перечисления технологических операций не означает, что такова последовательность соответствующих технологических этапов в информационном производстве. Например, формирование новых записей может быть не начальной, а завершающей стадией сложного информационного производства, которой предшествует несколько операций поиска прецедентов в информационных ресурсах.
Ни одна сфера жизни современного общества не может нормально и эффективно функционировать без развитой и определенным образом организованной информационной структуры. Национальный информационный ресурс сегодня является одним из главных составляющих экономической и военной мощи государства, основной предпосылкой его социально-экономического развития. Эффективность использования этого ресурса во многом определяет безопасность государства и успешное формирование демократического информационного общества, реализующего все конституционные права и свободы граждан, в том числе право получать, производить, передавать и распространять информацию законными способами. Повышается интенсивность информационного обмена, разрабатываются и все шире внедряются различные передовые информационные технологии по сбору, хранению, обработке и использованию информации почти во всех сферах жизнедеятельности общества. Информация приобретает конкретные (политическое, материальное и стоимостное) выражения. Необходимо учитывать, что в конце XX в. произошла общечеловеческая сетевая компьютерная революция, ознаменовавшаяся созданием мировой компьютерной сети Интернет. Именно Интернет в настоящее время движет новым глобальным информационным обществом, благодаря нему исчезают государственные границы. Однако необходимо иметь в виду, что в подобных условиях государство оказывается неспособным осуществлять эффективный контроль за распространением информации и идей, общением людей друг с другом. В связи с этим появляются предпосылки для возможных противоправных действий в отношении информации, ее пользователей, а также информационных систем и сетей связи, что ведет к снижению уровня обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в целом. Для получения (добывания, приобретения) конфиденциальной информации используются самые различные способы, вплоть до прямого промышленного шпионажа с задействованием современных технических средств разведки. Установлено, что 47 % секретных сведений добывается с помощью технических средств промышленного шпионажа.
С учетом вышесказанного государство отводит весьма значительное место защите информации от неправомерного овладения ею. В частности, в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» установлено, что «целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения».
Это положение закона свидетельствует о том, что информационная безопасность — довольно емкая и многогранная проблема. От того, как она решается, зависит судьба государства. В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» говорится: «Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств».
Согласно существующей в России и других странах мира концепции информационной безопасности, для защиты информации должны задействоваться имеющийся арсенал технических средств защиты информации, производимых в промышленности, а также новейшие технологии фирм, специализирующихся на решении вопросов защиты информации.
Однако, как свидетельствуют данные, злоумышленные действия в отношении информации становятся все более активными.
Опыт показывает, что
для борьбы с этой тенденцией необходимо
усовершенствовать процедуры
— обеспечение безопасности информации не должно быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в разработке и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования системы защиты, непрерывном контроле ее состояния, предупреждении противоправных действий;
— безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации.
Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и меры действуют как единый целостный механизм — система защиты информации (СЗИ);
— никакая СЗИ не способна обеспечить требуемого уровня безопасности информации без надлежащей подготовки пользователей и соблюдения ими всех установленных правил по ее защите.
Таким образом, система защиты информации есть совокупность специальных органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от внутренних и внешних угроз. Деятельность системы защиты информации как любой системы должна быть законодательно оформлена и иметь соответствующую ресурсную базу, а именно:
— правовое обеспечение (сфера ее действий определяется нормативными документами, положениями, инструкциями, руководствами, требования которых являются обязательными);
— организационное обеспечение (защита информации возлагается на определенные структурные подразделения, в частности службы защиты документов; службы режима, допуска, охраны; службы защиты информации техническими средствами; информационно-аналитические подразделения);
— аппаратное обеспечение (использование технических средств как для защиты информации, так и для обеспечения деятельности самой СЗИ);
— информационное обеспечение (иметь в распоряжении данные, характеристики, параметры, необходимые для решения задач, обеспечивающих функционирование системы, в частности показатели доступа к информации, ее учета, хранения, информационное обеспечение расчетных задач различного характера, связанных с деятельностью службы обеспечения безопасности);
— программное обеспечение (применять информационные, учетные, статистические и расчетные программы, обеспечивающие оценку наличия и опасности различных каналов утечки и путей несанкционированного проникновения к источникам конфиденциальной информации);
— лингвистическое обеспечение
(задействовать специальные
— нормативно-методическое обеспечение (использовать нормы и регламенты деятельности органов, служб, средств, реализующих функции защиты информации, различного рода методики, обеспечивающие деятельность пользователей при выполнении своей работы в условиях жестких требований защиты информации).
Качественные изменения, произошедшие в военно-политической и научно-технической политике России в 1990-х годах, вызвали необходимость пересмотра и государственной политики в области защиты информации. Появление новых информационных технологий, а также сетевых технологий увеличило объемы информации, обращающейся в технических средствах ее передачи, хранения и обработки. Государственная монополия на различные информационные ресурсы была упразднена. В результате демократических преобразований получило конституционное закрепление право любого гражданина на поиск, получение и распространение информации.