Информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:04, доклад

Краткое описание

Под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении. Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах (отчетах о НИР, патентах, массивах данных.), понятиях и суждениях, а также в более сложных моделях действительности.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ИНФОРМ РЕСУРСЫ.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс  практически неисчерпаем. По мере  развития общества и роста  потребления знаний его запасы  не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).

2. По мере своего использования  информация не исчезает, а сохраняется  и даже увеличивается за счет  конструктивной трансформации полученных  сообщений с учетом опыта, местных  условий.

3. Информационный ресурс — не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» — как движущая сила.

4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний, который описывал еще К. Маркс. Он писал: «Продукт умственного труда — наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа». Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

5. Информационный ресурс возникает  в результате не просто умственного  труда, а его творческой части.  Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения  относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта  от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен — он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т. д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.

В каждом информационном производстве существуют специфические  для него технологические позиции. В каждом научном коллективе используются свои приемы исследований, зависящие от исследуемой проблемы. Охватить все разнообразие технологических позиций в общественном информационном производстве довольно трудно, поэтому ограничимся анализом наиболее распространенных и наиболее разработанных технологических переделов, используемых в большом числе информационных производств различной природы.

Одной из часто используемых процедур в сложном информационном производстве является процедура согласования предлагаемого информационного  продукта с прецедентами, то есть аналогичными продуктами, и с заинтересованными  субъектами информационного производства. Для выполнения этой процедуры необходимо иметь прецеденты и уметь определять характеристики соответствия прецедентов предлагаемому информационному продукту.

Все прецеденты являются продуктами некоторых информационных производств и в совокупности составляют информационные ресурсы человека, семьи, предприятия, организации, органа государственной власти, страны и мира. Эти ресурсы представляют собой массивы документов, в которых зафиксирована вербальная информация, воспринимаемая смежниками по информационному производству.

Иногда к информационным ресурсам относят не только документы  с вербальной информацией, представленной на каком-либо действующем языке, но и массивы материальных образцов типа минералов, гербариев, музейных экспонатов и т. п. Исходя из принятого ранее представления об информационном производстве подобные массивы и собрания материальных предметов следует считать материальными ресурсами информационного производства.

В соответствии с законами информационного тяготения, информационной сложности и старения основная часть информационных ресурсов, интенсивно используемая в качестве предмета труда в процедурах согласования с прецедентами в информационном производстве, представляет собой простую информацию об отдельных событиях, предметах и фактах, касающихся ближайших смежников в информационном производстве. Эту часть информационных ресурсов естественно называть оперативными информационными ресурсами.

С течением времени интенсивность  использования информационных ресурсов уменьшается и они переходят в разряд ретроспективных, а затем в разряд архивных ресурсов.

Оперативные информационные ресурсы воспринимают все вновь  создаваемые продукты информационного  производства. Часть их может служить  полуфабрикатом и теряться при создании других информационных продуктов. Это не информационный ресурс, а текущая информация информационного производства.

Сохраняемая же часть  оперативных информационных ресурсов активно взаимодействует с ретроспективными информационными ресурсами. С одной  стороны, она пополняет ретроспективные информационные ресурсы, а с другой — сама по мере необходимости пополняется документами из ретроспективных ресурсов.

Аналогично взаимодействуют  ретроспективные информационные ресурсы  с архивными. Документы архивных ресурсов, к которым проявляется интерес, могут некоторое время находиться в оперативных ресурсах.

Эта общая модель движения информационных ресурсов под действием  спроса на информацию включает следующие  технологические операции:

—создание или формирование новых записей и/или документов;

—распространение их среди заинтересованных субъектов информационного производства;

—формирование массивов документов и/или баз данных оперативного, ретроспективного или архивного хранения;

—поиск документов в этих массивах по запросам каких-либо субъектов информационного производства (поиск прецедентов).

Указанный порядок перечисления технологических операций не означает, что такова последовательность соответствующих  технологических этапов в информационном производстве. Например, формирование новых записей может быть не начальной, а завершающей стадией сложного информационного производства, которой предшествует несколько операций поиска прецедентов в информационных ресурсах.

Ни одна сфера жизни  современного общества не может нормально  и эффективно функционировать без развитой и определенным образом организованной информационной структуры. Национальный информационный ресурс сегодня является одним из главных составляющих экономической и военной мощи государства, основной предпосылкой его социально-экономического развития. Эффективность использования этого ресурса во многом определяет безопасность государства и успешное формирование демократического информационного общества, реализующего все конституционные права и свободы граждан, в том числе право получать, производить, передавать и распространять информацию законными способами. Повышается интенсивность информационного обмена, разрабатываются и все шире внедряются различные передовые информационные технологии по сбору, хранению, обработке и использованию информации почти во всех сферах жизнедеятельности общества. Информация приобретает конкретные (политическое, материальное и стоимостное) выражения. Необходимо учитывать, что в конце XX в. произошла общечеловеческая сетевая компьютерная революция, ознаменовавшаяся созданием мировой компьютерной сети Интернет. Именно Интернет в настоящее время движет новым глобальным информационным обществом, благодаря нему исчезают государственные границы. Однако необходимо иметь в виду, что в подобных условиях государство оказывается неспособным осуществлять эффективный контроль за распространением информации и идей, общением людей друг с другом. В связи с этим появляются предпосылки для возможных противоправных действий в отношении информации, ее пользователей, а также информационных систем и сетей связи, что ведет к снижению уровня обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в целом. Для получения (добывания, приобретения) конфиденциальной информации используются самые различные способы, вплоть до прямого промышленного шпионажа с задействованием современных технических средств разведки. Установлено, что 47 % секретных сведений добывается с помощью технических средств промышленного шпионажа.

С учетом вышесказанного государство отводит весьма значительное место защите информации от неправомерного овладения ею. В частности, в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» установлено, что «целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения».

Это положение закона свидетельствует о том, что информационная безопасность — довольно емкая и  многогранная проблема. От того, как  она решается, зависит судьба государства. В Законе РФ «Об участии в международном  информационном обмене» говорится: «Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств».

Согласно существующей в России и других странах мира концепции информационной безопасности, для защиты информации должны задействоваться имеющийся арсенал технических средств защиты информации, производимых в промышленности, а также новейшие технологии фирм, специализирующихся на решении вопросов защиты информации.

Однако, как свидетельствуют данные, злоумышленные действия в отношении информации становятся все более активными.

Опыт показывает, что  для борьбы с этой тенденцией необходимо усовершенствовать процедуры защиты информационных ресурсов. В этом процессе важная роль принадлежит профессиональным специалистам, администрации, сотрудникам производств и пользователям информации. В связи с этим:

— обеспечение безопасности информации не должно быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в разработке и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования системы защиты, непрерывном контроле ее состояния, предупреждении противоправных действий;

— безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном  использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации.

Наибольший эффект достигается  тогда, когда все используемые средства, методы и меры действуют как единый целостный механизм — система защиты информации (СЗИ);

— никакая СЗИ не способна обеспечить требуемого уровня безопасности информации без надлежащей подготовки пользователей и соблюдения ими  всех установленных правил по ее защите.

Таким образом, система  защиты информации есть совокупность специальных органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от внутренних и внешних угроз. Деятельность системы защиты информации как любой системы должна быть законодательно оформлена и иметь соответствующую ресурсную базу, а именно:

— правовое обеспечение (сфера ее действий определяется нормативными документами, положениями, инструкциями, руководствами, требования которых  являются обязательными);

— организационное обеспечение (защита информации возлагается на определенные структурные подразделения, в частности службы защиты документов; службы режима, допуска, охраны; службы защиты информации техническими средствами; информационно-аналитические подразделения);

— аппаратное обеспечение (использование технических средств как для защиты информации, так и для обеспечения деятельности самой СЗИ);

— информационное обеспечение (иметь в распоряжении данные, характеристики, параметры, необходимые для решения  задач, обеспечивающих функционирование системы, в частности показатели доступа к информации, ее учета, хранения, информационное обеспечение расчетных задач различного характера, связанных с деятельностью службы обеспечения безопасности);

— программное обеспечение (применять информационные, учетные, статистические и расчетные программы, обеспечивающие оценку наличия и опасности различных каналов утечки и путей несанкционированного проникновения к источникам конфиденциальной информации);

— лингвистическое обеспечение (задействовать специальные языковые средства общения специалистов и пользователей в сфере защиты информации);

— нормативно-методическое обеспечение (использовать нормы и  регламенты деятельности органов, служб, средств, реализующих функции защиты информации, различного рода методики, обеспечивающие деятельность пользователей при выполнении своей работы в условиях жестких требований защиты информации).

Качественные изменения, произошедшие в военно-политической и научно-технической политике России в 1990-х годах, вызвали необходимость  пересмотра и государственной политики в области защиты информации. Появление новых информационных технологий, а также сетевых технологий увеличило объемы информации, обращающейся в технических средствах ее передачи, хранения и обработки. Государственная монополия на различные информационные ресурсы была упразднена. В результате демократических преобразований получило конституционное закрепление право любого гражданина на поиск, получение и распространение информации.

Информация о работе Информационные ресурсы