Автоматизированные информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Весьма важными и особенно интересными для широкого круга специалистов в области организационного управления представляются особенности автоматизации управленческой деятельности как процесса создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, предназначенных для автоматизированного сбора, хранения, поиска, переработки и передачи информации, используемой при управлении эргатическими системами, в ходе реализации новых информационных технологий управления. Целью автоматизации управленческой деятельности является повышение эффективности управления (качества управленческих решений, оперативности, производительности управленческого труда и т. д.).

Оглавление

Введение 3

1 Основные понятия и определения 5

2 Классификация автоматизированных информационных систем 7

Заключение 18

Библиографический список 21

Файлы: 1 файл

Реферат информатика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     Эффективность функционирования органа управления во многом определяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Доля творческого труда в их работе достаточно высока. Именно эти специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решения руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяя их качество. СППР О должна прежде всего создать должностным лицам условия для плодотворного ведения аналитической работы и сведения к минимуму доли рутинных работ (поиск информации, оформление документов, проведение оперативных расчетов и т. д.).

     Особенности деятельности должностных лиц органа управления определяют следующие основные требования к СППР О:

    • обеспечение оперативного поиска и отображения всей информации, необходимой для подготовки решений и формирования проектов документов в пределах его компетентности;
    • обеспечение возможности ведения оперативных расчетов и моделирования для оценки ситуации и подготовки вариантов решений;
    • обеспечение возможности автоматизированной подготовки документов (текстов, графиков, диаграмм и т. д.).

     К основным элементам СППР О следует  отнести средства ведения оперативных расчетов и моделирования, поскольку именно эти средства в наибольшей степени обеспечивают повышение эффективности и качества управления.

     К категории «оперативный дежурный» относятся должностные лица, выполняющие обязанности по оперативному руководству организационной системой во время дежурства на соответствующих пунктах управления в течение определенного времени.

     Основными особенностями деятельности оперативных дежурных являются:

    • относительно узкий круг решаемых задач;
    • жесткая регламентация деятельности в большинстве вариантов складывающейся обстановки;
    • жесткий лимит времени на принятие решений и выполнение различных операций.

     Перечисленные особенности деятельности оперативных дежурных определяют в качестве основных требований к СППР Д обеспечение оперативного предоставления информации, необходимой оперативному дежурному в заранее определенных ситуациях, а также обеспечение оперативного анализа складывающейся ситуации. Последнее требование может быть обеспечено с использованием технологии экспертных систем.

     К категории «оператор» могут быть отнесены должностные лица, выполняющие техническую работу по заранее определенному алгоритму. Основная особенность деятельности оператора-отсутствие необходимости принимать сложные решения в процессе своей деятельности. СППР Оп должна обеспечивать возможность работы должностного лица со справочной информацией и возможность автоматизированной подготовки текстов документов.

     Автоматизированные  информационно - вычислительные системы  предназначены для решения сложных  в математическом отношении задач, требующих больших объемов самой  разнообразной информации. Таким  образом, видом деятельности, автоматизируемом АИВС, является проведение различных (сложных и «объемных») расчетов. Эти системы  используются для обеспечения научных исследований и разработок, а также как подсистемы АСУ и СППР в тех случаях, когда выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления.

     В зависимости от специфики области  деятельности, в которой используются АИВС, различают следующие виды этих систем.

     Информационно-расчетная  система  (ИРС)-это автоматизированная система, предназначенная для обеспечения  оперативных расчетов и автоматизации обмена информацией между рабочими местами  в пределах некоторой организации или системы организаций. ИРС обычно сопрягается с АСУ и в рамках последней может рассматриваться как ее подсистема.

     Технической базой ИРС являются ,как правило, сети больших, малых и микроЭВМ. ИРС имеют сетевую структуру и могут охватывать несколько десятков и даже сотен рабочих мест различных уровней иерархии. Основной сложностью при создании ИРС является обеспечение высокой оперативности расчетов и обмена информации в системе при строгом разграничении доступа должностных лиц к служебной информации.

     Система автоматизации проектирования (САПР)-это  автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации деятельности подразделений проектной организации или коллектива специалистов в процессе разработки проектов изделий на основе применения единой информационной базы, математических и графических моделей, автоматизированных проектных и конструкторских процедур. САПР является одной из систем интегральной автоматизации производства, обеспечивающих реализацию автоматизированного цикла создания нового изделия от предпроектных научных исследований до выпуска серийного образца.

     В области экономики САПР могут  использоваться при проектировании экономических информационных систем и их элементов. Кроме того, технология САПР может обеспечить создание автоматизированной системы отображения обстановки на экране в процессе ведения экономических операций или в ходе деловых игр различных типов.

     Проблемно-ориентированные  имитационные системы (ПОИС) предназначены для автоматизации разработки имитационных моделей  в некоторой предметной области. Например, если в качестве предметной области взять развитие автомобилестроения, то любая модель, создаваемая в этой предметной области, может включать стандартные блоки, моделирующие деятельность предприятий, поставляющих комплектующие; собственно сборочные производства; рекламу и др. Эти стандартные блоки могут строиться с различной детализацией моделируемых процессов и различной оперативность расчетов. Пользователь, работая с ПОИС, сообщает ей, какая модель ему нужна (т.е. что необходимо учесть при моделировании и с какой степенью точности), а ПОИС автоматически формирует имитационную модель, необходимую пользователю.

     В состав программного обеспечения ПОИС входят банки типовых моделей (БТМ) предметных областей, планировщик моделей, базы данных предметных областей, а также средства диалогового общения пользователя с ПОИС.

     Проблемно-ориентированная  система является достаточно сложной  АИС, реализуемой, как правило, с использованием технологии искусственного интеллекта на высокопроизводительных ЭВМ.

     Моделирующие  центры (МЦ)-автоматизированные информационные системы, представляющие собой комплекс готовых к использованию моделей, объединенных единой предметной областью, информационной базой и языком общения с пользователями. МЦ, так же как ПОИС, предназначены для обеспечения проведения исследований на различных моделях. Но, в отличие от ПОИС, они не обеспечивают автоматизацию создания имитационных моделей, а предоставляют пользователю возможность комфортной работы с готовыми моделями. МЦ могут являться системами как коллективного, так и индивидуального использования и в принципе не требуют для своей реализации мощных ЭВМ.

     Автоматизированные  системы обучения (АСО). Традиционные методы обучения специалистов в различных областях профессиональной деятельности складывались многими десятилетиями, в течение которых накоплен большой опыт.

     Однако, как свидетельствуют многочисленные исследования, традиционные методы обучения обладают рядом недостатков. К таким недостаткам следует отнести пассивный характер устного изложения, трудность организации активной работы студентов, невозможность учета в полной мере индивидуальных особенностей отдельных обучаемых и т. д.

     Одним из возможных путей преодоления этих трудностей является создание АСО - автоматизированных информационных систем, предназначенных для автоматизации подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающих обучение, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов. Основными видами АСО являются автоматизированные системы программного обучения (АСПО), системы обеспечения деловых игр (АСОДИ), тренажеры и тренажерные комплексы (ТиТК).

     Автоматизированные  системы программного обучения ориентированы на обучение в основном по теоретическим разделам курсов и дисциплин. В рамках АСПО реализуются заранее подготовленные квалифицированными преподавателями «компьютерные курсы». При этом учебный материал разделяется на порции (дозы) и для каждой порции материала указывается возможная реакция обучаемого. В зависимости от действий обучаемого и его ответов на поставленные вопросы АСПО формирует очередную дозу представляемой информации.

     Наибольшую  сложность при создании АСПО составляет разработка №=»компьютерного курса» для конкретной дисциплины.  Именно поэтому в настоящее время наибольшее распространение получили «компьютерные курсы» по традиционным, отработанным  в методологическом плане дисциплинам ( физике, элементарной математике, программированию и т. д.).

     Автоматизированная  система обеспечения деловых  игр предназначена для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия должностными лицами индивидуальных и групповых решений в различных проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам.

     В ходе деловой игры на АСОДИ возлагаются  следующие задачи:

    • хранение и предоставление обучаемым и руководителям игры текущей информации о проблемной среде в процессе деловой игры в соответствии с их компетенцией;
    • формирование по заданным правилам реакции проблемной среды на действия обучаемых;
    • обмен информацией между участниками игры (обучаемыми и руководителями игры);
    • контроль и обобщение действий обучаемых в процессе деловой игры;
    • предоставление руководителям игры возможности вмешательства в ход игры, например, для смены обстановки.

     Технической базой АСОДИ являются высокопроизводительные ЭВМ или локальные вычислительные сети. Методологической базой АСОДИ, как правило, является имитационное моделирование на ЭВМ.

     Тренажеры и тренажерные комплексы предназначены  для обучения практическим навыкам  работы на конкретных рабочих местах (боевых постах). Они являются средствами индивидуального (тренажеры) и группового (тренажерные комплексы) обучения. ТиТК являются достаточно дорогостоящими средствами обучения, а их создание требует больших затрат времени. Однако их чрезвычайно высокая эффективность при обучении таких специалистов, как летчики, водители, операторы систем управления и т. д. позволяет считать их достаточно перспективными видами АСО.

     Автоматизированные  информационно-справочные системы (АИСС)-это  автоматизированные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера.

     В зависимости от характера работы с информацией различают следующие виды АИСС:

    • автоматизированные архивы (АА);
    • автоматизированные системы делопроизводства (АСД);
    • автоматизированные справочники (АС) и картотеки (АК);
    • автоматизированные системы ведения электронных карт местности (АСВЭКМ) и др.

     В настоящее время разработано  большое количество разновидностей АИСС и их количество продолжает увеличиваться. АИСС создаются с использованием технологии баз данных, достаточно хорошо разработанной и получившей широкое распространение. Для создания АИСС, как правило, не требуется высокопроизводительная вычислительная техника.

     Простота  создания АИСС и высокий положительный  эффект от их использования определили их активное применение во всех сферах профессиональной (в том числе и управленческой) деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Функциональная  часть ЭИС фактически является моделью  системы управления объектом.

     На  сегодняшний день наиболее важными  задачами являются следующие функции управления: планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ.

     В ходе декомпозиции функциональная часть  разбивается на подсистемы, в соответствии с различными классификационными признаками:

    • уровень управления (высший, средний, оперативный);
    • вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы);
    • сфера применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, страховые и т.д.);
    • функции управления и период управления.

     Если  подсистемы реализуют некоторые отдельные друг от друга функции управления, то каждую из них можно делить на более детальные подфункции (задачи). Под задачей следует понимать выражение: Дано А, требуется В, где А - условие, В - цель.

Информация о работе Автоматизированные информационные системы