Автоматизированные информационные системы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

До сих пор существует расхожее мнение, что процесс информатизации школы, да и практически всей системы образования, сводится к процессу ее оснащения компьютерами. Вероятно, это было справедливо на самом начальном этапе информатизации школы. Действительно, само наличие компьютера меняет образовательное пространство школы, ее инфраструктуру.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Автоматизированные информационные системы……………………7
1.1. Понятие АИС………………………………………………………..7
1.2. Классификация АИС…………………………………………………….8
2. Автоматизированные информационные системы в образовании…..10
2.1. АИС «Деканат»……………………………………………………...10
2.2. АИС «Дошкольное образование»………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.13 Кб (Скачать)

Кузбасская Педагогическая Академия

 

 

 

 

 

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ.

Курсовая работа

 

 

 

Выполнил:

Керносова Н.В.

Студентка 4 курса 

Группы ПИ-09

Проверил:

Сликишина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Автоматизированные информационные системы……………………7
    1. Понятие АИС………………………………………………………..7
    2. Классификация АИС…………………………………………………….8
  2. Автоматизированные информационные системы в образовании…..10
    1. АИС «Деканат»……………………………………………………...10
    2. АИС «Дошкольное образование»………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

До сих пор существует расхожее мнение, что процесс информатизации школы, да и практически всей системы образования, сводится к процессу ее оснащения компьютерами. Вероятно, это было справедливо на самом начальном этапе информатизации школы. Действительно, само наличие компьютера меняет образовательное пространство школы, ее инфраструктуру. Оглядываясь назад, можно сказать, что появившиеся в то время в классе компьютеры, были подобны первым самодвижущимся повозкам. Так же и компьютер. Он стоял за железной дверью кабинета информатики и «осваивал» школьное пространство, «привлекал» внимание. Шло время. Рефлексия результатов — практики работы, привела к пониманию того, что без соответствующих программно-методических средств использование компьютера в аудитории просто невозможно. И здесь перед идеологами встал принципиальный вопрос: «Для чего следует использовать компьютер, оснащенный программно-методическими средствами и средствами обучения?». Существовала и существует следующая альтернатива. Новые средства обучения позволяли и позволяют:

  • модифицировать существующие учебные практики, гарантируя большую эффективность в достижении традиционных образовательных результатов. Сторонников подобного решения проблемы достаточно, но оно не даст качественных изменений, которых требуют во многом неудовлетворительные результаты международных сопоставительных исследований качества образования;
  • стимулировать появление новых учебных практик и попытаться выйти на достижение учащимися новых, бывших ранее не востребованными жизнью и социумом образовательных результатов. То есть, образно говоря, «перевести» отечественную школу из индустриального общества, в котором она находится, — к информационному.

Очевидно, что именно второй путь является перспективным и инновационным (главные признаки инновации: изменения  характера труда ученика, учителя  и их взаимоотношений). Если «расположить»  принципиально новое средство обучения между учителем и учеником, то появляются предпосылки для того, чтобы образовательный  процесс, который сегодня можно  охарактеризовать как преимущественно  «ориентированный на учителей», начал  «приспосабливаться» к будущему — становился «ориентированным на ученика». Учебные же материалы нового поколения призваны:

  • активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы;
  • изменить позицию и характер деятельности учителя. Он перестает быть «оракулом», единственным источником знаний, его занятие — организация индивидуального учения каждого подопечного.

Одним из мероприятий, сопровождающих реализацию приоритетных направлений  развития системы образования, является дальнейшая информатизация системы  образования, роста числа образовательных  учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационной компетенции  работников образования, развития современных  методов обучения на базе ИТ. То есть сегодня ИКТ становятся центральным  звеном в системе образования.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой  применение новых методов учебно-воспитательного  процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

Практика показывает, что  применение компьютера имеет свои положительные  и отрицательные стороны.

То, что касается педагогического  аспекта, то использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать  процесс обучения, повысит мотивацию  к изучению предмета, стимулировать  учащихся.

Кроме этого все участники  образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, по моему мнению, важно для  всестороннего развития личности, как  ребенка, так и взрослого.

Так же, хотелось бы отметить, что информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при  работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при  восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать  психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию  и позволяет ставить перед  учащимся личностно-значимые цели.

При использовании компьютерных технологий меняется стиль общения: учитель, скорее собеседник и консультант, чем носитель информации; учащиеся собеседники, консультанты, т.е. происходит развитие коммуникативных навыков.

Учитывая материально-технические  условия большинства учебных  заведений, ИКТ дают возможность  создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать  логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

Таким образом, не вызывает сомнения актуальность темы данной работы.

Целью исследования в данной работе является рассмотрение применения автоматизированных информационных систем в области обучения;

Для достижения поставленной цели при помощи изучения различных  информационных источников были решены следующие задачи исследования:

1. изучение понятий и классификации автоматизированной информационной системы

2. изучение применения автоматизированных информационных систем – АИС «Деканат» и АИС «Дошкольное образование».

Объектом исследования являются информационные автоматизированные системы.

Предметом исследования является применение информационных автоматизированных систем в образовании.

В процессе исследования предполагается использовать метод изучения и анализа информационных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Автоматизированные информационные системы
    1. Пониятие АИС

Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели.

Признаки системы

  • Элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках системы.
  • Каждый элемент системы может в свою очередь рассматриваться как самостоятельная система, но он выполняет только часть функций системы.
  • Система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям отдельно взятого элемента.
  • Подсистемы могут взаимодействовать как между собой, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение.
  • Система управления реализует функцию управления и состоит из таких подсистем, как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Различают ручные и автоматизированные ИС. К автоматизированным информационным системам (АИС) относится упорядоченная  совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических  и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии в решении экономических задач  и информационного обслуживания специалистов служб управления.

 

1.2  Классификация автоматизированных систем

По сфере функционирования объекта бывают АИС:

  • банков;
  • финансовых органов;
  • фирм или предприятий;
  • статистики и т.д.

По видам процессов  управления выделяют:

  • АИС управления технологическими процессами;
  • АИС организационного управления;
  • АИС управления организационно-технологическими процессами; >
  • АИС научных исследований; обучающие АИС.

По уровню в  системе государственного управления бывают: отраслевые АИС; территориальные АИС; межотраслевые АИС.

Различают производственные АИС, связанные с производством материальных благ и непроизводственные АИС (в медицине, в милиции и пр.).

 

 

 

 

 

  1. Автоматизированные информационные системы в образовании

2.1  АИС «Деканат»

Одним из важнейших условий успешного функционирования любого вуза является эффективный обмен информацией между подразделениями. В настоящее время, несмотря на достаточно хорошую укомплектованность компьютерами большинства деканатов НГТУ, процессы информационного обмена в университете архаичны и не оптимальны. Работникам деканатов приходится выполнять огромный объем рутинной работы по учету все возрастающего контингента студентов, обеспечению учебного процесса, предоставлению информации в различные подразделения НГТУ – планово-финансовый отдел, студенческий отдел кадров, аспирантуру, ассоциацию выпускников НЭТИ-НГТУ и др. При этом всю информацию необходимо представлять в различных форматах. Необходимость внедрения информационной системы (ИС), автоматизирующей основные функции образовательного процесса, в настоящее время не вызывает сомнений ни у администрации, ни у сотрудников подразделений и служб вузов. Очевидно, что время локальных версий систем (например, в масштабах факультета) прошло, и речь идет о создании полнофункциональных ИС, позволяющих согласовать обмен информацией между всеми подразделениями вуза (деканаты, кафедры факультетов, бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.). Существуют три пути создания и развертывания таких ИС:

  • построение ИС на основе ERP-систем (Axapta, SAP R3 и пр.);
  • приобретение готовых программных разработок в данной области;
  • разработка собственных ИС.

Каждое из указанных направлений имеет как сильные, так и слабые стороны.

Недостатком первого подхода, помимо крайне высокой стоимости лицензии на ERP-систему, является значительная трудоемкость настройки и адаптации системы, неизбежно влекущая за собой необходимость консалтинговой поддержки, сопровождения и внедрения ИС, что еще более повышает ее стоимость.

Готовые программы (второй подход) отличаются низкой стоимостью, однако их внедрение сдерживают отсутствие жестко регламентированных бизнес-процессов в условиях существующей российской системы образования и специфические особенности вузов.

По третьему пути — разработка собственных ИС — пошло достаточно большое количество вузов России. При выборе этого подхода администрация вуза должна принимать во внимание следующие принципиальные положения.

Технологические аспекты

  • Разрабатываемая ИС должна иметь полнофункциональный характер и автоматизировать основные функции образовательного процесса. В противном случае существует опасность получить вариант «лоскутной» автоматизации, чем грешат многие подобные системы.
  • В основе ИС должна лежать единая (возможно, распределенная) база данных, созданная на основе одной из коммерческих многоплатформных СУБД (Oracle, Informix, DB2 и пр.).
  • ИС должна обеспечивать единое информационное пространство всех подразделений вуза – факультетов (деканатов, кафедр), служб и подразделений (бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).
  • Пристальное внимание при разработке ИС должно быть уделено вопросам информационной безопасности (разграничение прав доступа, использование защищенного протокола передачи данных, выделенного соединения через VPN-сервер между удаленными клиентскими рабочими местами и локальной сетью, в которой размещены информационные ресурсы и пр.).
  • ИС должна включать в себя приложения различной природы (Windows-приложения, Web-приложения), исходя из характера тех задач, для решения которых они используются.

Технические аспекты

Информация о работе Автоматизированные информационные системы в образовании