Автоматизированные информационные системы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

До сих пор существует расхожее мнение, что процесс информатизации школы, да и практически всей системы образования, сводится к процессу ее оснащения компьютерами. Вероятно, это было справедливо на самом начальном этапе информатизации школы. Действительно, само наличие компьютера меняет образовательное пространство школы, ее инфраструктуру.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Автоматизированные информационные системы……………………7
1.1. Понятие АИС………………………………………………………..7
1.2. Классификация АИС…………………………………………………….8
2. Автоматизированные информационные системы в образовании…..10
2.1. АИС «Деканат»……………………………………………………...10
2.2. АИС «Дошкольное образование»………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.13 Кб (Скачать)
  • Учитывая существенные объемы информации, разрабатываемая ИС должна базироваться на высокопроизводительном серверном оборудовании (желательно серверы RISC), обеспечивающем высокую надежность и резервирование. Кроме того, что серверы должны удовлетворять минимальным требованиям к аппаратному обеспечению, на них должно быть достаточно ресурсов для размещения информации, обслуживания всех подключений и нормальной работы клиентских задач.
  • Для обеспечения надежного хранения информации должна быть предусмотрена многоуровневая система архивирования данных с использованием современных технологий и аппаратного обеспечения.
  • Сетевое и коммуникационное оборудование, используемое для построения сети, должно обеспечивать высокую скорость передачи данных, сегментацию сети, высокую доступность сервисов, а также повышенную отказоустойчивость. Коммутационное оборудование должно обеспечивать фильтрацию трафика сети на уровне адресов и сетевых протоколов (PIX Firewall).
  • Рабочие места должны быть обеспечены надлежащим комплектом периферийного оборудования (принтеры, сканеры и пр.), необходимого для эффективной работы подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  АИС «Дошкольное образование»

В настоящее время в  системе образования города Москвы наблюдаются положительные тенденции  в обеспечении доступности дошкольного  образования, повышении качества дошкольных образовательных услуг и создании равных стартовых условий для  обучения детей в начальной школе.

Однако успешность функционирования отдельного детского сада во многом зависит  от взаимодействия его с другими  учреждениями системы дошкольного  образования. Так, например, в городе Москве существует значительное количество дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые живут своей автономной жизнью, не включаясь в процессы развития района, округа и города в  целом. Это накладывает значительные трудности комплексного управления такими учреждениями и интеграции их в единую образовательную информационную среду города Москвы.

На данный момент назрела  необходимость в разработке полноценной  комплексной системы управления и мониторинга состояния и  отслеживания тенденций развития, как  отдельного ДОУ, так и всей сети дошкольных образовательных учреждений системы образования города Москвы.

Достаточным условием для  создания такой системы является Программа развития дошкольного  образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017) гг., и её ряд ключевых направлений таких как, например, организация сетевого взаимодействия ДОУ города Москвы, решающие проблемы функционального управления и позиционирования каждого детского сада.

Таким образом, на базе приоритетов  модернизации столичной системы  образования, сформулированных в направлениях городской целевой программы  «Столичное образование-5», в рамках разработки автоматизированной информационной системы «Комплексная система управления и мониторинга системы образования» и развития автоматизированной информационной системы «Комплектование Дошкольных образовательных учреждений» (Комплектование «ДОУ») разрабатывается автоматизированная информационная система «Дошкольное образование» (АИС «ДО»).

Ключевой целью создания АИС «Дошкольное образование» разрабатываемой  в рамках городской целевой программы  «Электронная Москва 2009-2011 гг.» является совершенствование и развитие информационной поддержки управленческой деятельности в сфере дошкольного образования  в Департаменте образования, окружных управлениях образования, районных комиссиях по комплектованию ДОУ  и дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) города Москвы.

Основным назначением  системы является автоматизации  мониторинга данных о воспитанниках, педагогических и управленческих кадрах, ведение реестра паспортов дошкольных образовательных учреждений.

Структурно АИС «ДО» состоит  из следующих подсистем:

  • Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Управление: ДОУ»
  • АИС «Комплектование ДОУ» интегрированной автоматизированной информационной системы управления образованием города Москвы (ИАИС)
  • «Электронная комиссия»
  • Подсистема АИС «Дошкольное образование» уровня Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования.

АИС «ДО» предоставляет пользователям  следующие возможности:

  • Отслеживание состояния деятельности дошкольных образовательных учреждений в динамике
  • Ведение наблюдения за основными ключевыми параметрами образовательной сферы в разные периоды времени
  • Возможность проведения сравнительного анализа показателей условий полноценного развития воспитанников однотипных дошкольных образовательных учреждений
  • Получение данных о процессах внедрения новых форм дошкольного образования в городе Москве
  • Мониторинг комплектования дошкольных образовательных учреждений по учебным округам, районам и городу в целом
  • Использование банка данных по кадрам и воспитанникам ДОУ в вопросах планирования и прогнозирования образовательной сферы города Москвы
  • Интеграция и информационное взаимодействие с функционирующими и разрабатываемыми АИС в рамках Интегрированной автоматизированной информационной системы управления образованием города Москвы.

Субъектами автоматизации  АИС «ДО» являются:

  • Департамент образования города Москвы (ДОгМ).
  • Окружные управления образования (ОУО).
  • Окружные ресурсные центры.
  • Районные комиссии по учету детей и комплектованию ДОУ воспитанниками.
  • Дошкольные образовательные учреждения.

АРМ «Управление: ДОУ выполняет  функции автоматизация управленческой деятельности дошкольных образовательных  учреждений.

В состав входят следующие  модули:

  • Паспорт ДОУ. Учет, хранение и представление данных Паспорта ДОУ в целях мониторинга управленческой деятельности ДОУ.
  • Воспитанники. Учет воспитанников и их родителей (законных представителей), данные о состоянии здоровья воспитанников, образовательные программы, движение воспитанников, будущие воспитанники, формирование необходимой отчетности. Архив данных о воспитанниках.
  • Кадры. Учет кадрового обеспечения ДОУ для ведения и использования личных дел сотрудников с детализацией данных о полученном образовании, занимаемой должности, стаже работы, повышении квалификации, сроках аттестации и др., формирования отчетов по задаваемым критериям. Архив данных кадрового обеспечения ДОУ.
  • Администрирование:
    • Разграничение прав доступа пользователей
    • Резервное копирование базы данных
    • Формирование данных для экспорта в АИС верхнего уровня управления системой образования города Москвы и АИС «Комплектование ДОУ» ИАИС управления образованием
    • Загрузка данных из АИС «Комплектование ДОУ» о будущих воспитанниках ДОУ.

АИС «Комплектование ДОУ» ИАИС управления образованием предназначена для автоматизированного учета очередности и комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы ДОгМ, мониторинга обеспечения потребностей очередников ДОУ и фактической реализации этих потребностей.

В АИС «Комплектование  ДОУ» ИАИС также реализованы возможности  информационного взаимодействия со смежными системами АИС «ДО» по обмену данными о движении воспитанников, будущих воспитанниках и формированию ключевых показателей, характеризующих  процессы комплектования в учебных  округах и городе Москве.

АИС «Комплектование ДОУ» ИАИС предоставляет пользователям  следующие возможности:

  • Ведение журналов заявок родителей (законных представителей)
  • Ведение данных о воспитанниках и их родителях (законных представителях)
  • Формирование очередности предоставления путевок в ДОУ с учетом статуса заявок
  • Учет льгот на предоставление путевок и мест в ДОУ
  • Формирование путевки для зачисления в ДОУ
  • Архивное хранение данных по выданным путевкам
  • Поиск необходимой информации о воспитанниках и их родителях (законных представителях), статусах заявок и путевок, дошкольных образовательных учреждений и др. данных
  • Формирование отчетности в разных разрезах
  • Учет движения воспитанников в ДОУ
  • Экспорт данных о комплектовании ДОУ в АИС «ДО» уровня ДОгМ и ОУО, экспорт данных о будущих воспитанниках в АРМ «Управление: ДОУ».

Электронная комиссия - предоставление сервисов родителям (законным представителям) по информированию о сети ДОУ, возможности  подачи электронной заявки на очередь  в ДОУ с использованием Интернет сайта «Электронная комиссия» и  получения уведомления о размещении заявки.

Система представляет собой  инструмент для регистрации и  постановки будущих воспитанников  дошкольных образовательных учреждений в очередь в АИС «Комплектование  ДОУ» ИАИС УО.

«Электронная комиссия»  предоставляет родителям (законным представителям) следующие возможности:

  • Просмотр информации о дошкольных образовательных учреждениях
  • Ввод и хранение данных об очереднике
  • Ввод и хранение данных о заявителе
  • Выбор желаемого ДОУ для ребенка
  • Формирование заявки на очередь в ДОУ с использованием Интернет
  • Получение уведомления на электронную почту о регистрации поданной заявки.

Подсистема АИС «Дошкольное  образование» уровня ДОгМ и ОУО – автоматизированная информационная система сбора и представления данных о дошкольных образовательных учреждениях города Москвы для управления процессами мониторинга и контроля с целью принятия управленческих решений.

Основные задачи, решаемые с использованием подсистемы:

  • Мониторинг основных параметров работы сферы дошкольного образования на уровнях Департамента образования города Москвы (ДОгМ) и Окружных управлений образования (ОУО)
  • Объединение всех учреждений и органов управления дошкольным образованием в единую информационную систему
  • Решение вопросов перепрофилирования дошкольного образовательного учреждения
  • Интеграция с другими автоматизированными информационными системами дошкольного образования города Москвы.

Модули:

  • Реестр Паспортов ДОУ. Учет, хранение и представление Паспортов ДОУ в целях мониторинга управленческой деятельности дошкольных образовательных учреждений, их перепрофилирования на уровне ДОгМ и ОУО.
  • Информационная панель Руководителя. Представление обобщенных данных Руководителям ДОгМ и ОУО по сети ДОУ, воспитанникам, кадрам, комплектованию, состоянию материальных и денежных ресурсов, для контроля над основными параметрами работы сферы дошкольного образования. Предоставление возможности ведения наблюдения за параметрами работы сферы дошкольного образования города Москвы.

Функциональной возможностью модуля является формирование показателей  Паспортов ДОУ, кадров и воспитанников  на выбранную дату, их представление  и печать.

  • Отчеты. Формирование отчетных форм по структурным единицам ДОУ, воспитанникам, новым формам дошкольного образования на основе агрегирования данных из ДОУ в разрезах города, округов и районов.
  • Воспитанники ДОУ. Учет, хранение и представление воспитанников ДОУ и их родителей (законных представителей) для целей планирования и прогнозирования развития сети учреждений дошкольного образования, информационно-аналитического обеспечения руководства и сотрудников Управления дошкольного и общего образования ДОгМ, сотрудников дошкольных отделов ОУО.
  • Кадры. Учет, хранение и представление кадрового обеспечения ДОУ для целей планирования и прогнозирования, информационно-аналитического обеспечения руководства и сотрудников Управления дошкольного и общего образования ДОгМ, сотрудников дошкольных отделов ОУО на основе использования личных дел сотрудников с детализацией данных о полученном образовании, занимаемой должности, стаже работы, повышении квалификации, сроках аттестации и др.
  • Администрирование. Создание новых пользователей, распределение прав доступа пользователей, загрузка данных по Паспортам ДОУ, воспитанникам ДОУ, кадрам из программного обеспечения уровня ДОУ, загрузка данных о процессах комплектования из АИС «Комплектование ДОУ».

Информация о работе Автоматизированные информационные системы в образовании