Автоматизированные информационные системы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

До сих пор существует расхожее мнение, что процесс информатизации школы, да и практически всей системы образования, сводится к процессу ее оснащения компьютерами. Вероятно, это было справедливо на самом начальном этапе информатизации школы. Действительно, само наличие компьютера меняет образовательное пространство школы, ее инфраструктуру.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Автоматизированные информационные системы……………………7
1.1. Понятие АИС………………………………………………………..7
1.2. Классификация АИС…………………………………………………….8
2. Автоматизированные информационные системы в образовании…..10
2.1. АИС «Деканат»……………………………………………………...10
2.2. АИС «Дошкольное образование»………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.13 Кб (Скачать)

В ходе реализации проекта  АИС «ДО» было создано Единое хранилище  данных сферы дошкольного образования  города Москвы, сформированы специализированные интерфейсы для выполнения управленческих функций на трёх уровнях иерархии дошкольного образования города, организована поддержка процессов  информационного взаимодействия между  разными уровнями управления, реализованы  механизмы предоставления информации органам власти и гражданам города.

В настоящее время в  рамках городской целевой программы  «Электронная Москва (2009-2011 гг.)» активно  ведутся работы по развитию системы  и ее вводу в опытную эксплуатацию в систему образования города Москвы.

 

Заключение.

Плюсы информатизации образования:

Информатизация образования  имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют  говорить о системном влиянии  информатизации на образование.

Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования  становится более гибкой, за счет автоматизации  многих процессов ее реакция на изменения  в окружающем мире ускоряется. Современные  методы организации учебного материала  повышают эффективность его использования.

Повышается оперативность  и адекватность механизмов управления системой образования. Наличие своевременной  и достоверной информации, компьютерных инструментов для ее обработки и  анализа позволяет принимать  более взвешенные решения именно тогда, когда в них назрела  необходимость. Мониторинг отклонений от заданных показателей лежит в  основе этих процессов. Например, автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости позволяет администрации школы  оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.

Развиваются креативные способности  педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования. Сформированная информационная культура открывает  перед людьми принципиально новые  возможности для самореализации. Сокращаются временные, психологические  и иные нагрузки за счет автоматизации  рутинных операций, четкого выявления  точек применения усилий.

За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и  дифференцированным, следовательно, более  эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в  Интернете повышает мотивацию к  учебе, ее результативность.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей. Современные  коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную  деятельность, сблизить позиции педагогов  и учеников, активизировать их творческий потенциал.

Информатизация образования  поддерживает интеграционные тенденции  познания закономерностей окружающего  мира, увеличивает возможности для  развития личности ребенка. Информационная среда повышает уровень активности и реактивности ученика, развивает  способности альтернативного мышления. Формируется умение разрабатывать  стратегию поиска решений как  учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.

Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизацию следует считать  перспективным направлением для  всей системы образования.

Минусы информатизации образования:

Может сложиться впечатление, что внедрение и использование  информационных технологий оправданно всегда и везде. Во многих случаях  это почти так. Иногда это совсем не так, и бездумное внедрение  приносит только вред. Информационные технологии имеют ряд особенностей. Если их не учитывать, вреда можно  принести больше, чем пользы.

Повсеместное использование  информационных технологий приводит к  свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развивает индивидуализм. В каком-то смысле, эти процессы объективны, и устранить их нельзя в принципе. Можно говорить о системе компенсирующих мероприятий, которые смогут существенно  сгладить негативные тенденции.

Во все времена наибольшую трудность представлял переход  от стандартных операций с учебной  информацией к самостоятельным  практическим действиям по ее применению. На психологическом языке это  проблема перехода от мысли к действию. Постоянное взаимодействие с компьютером может еще больше осложнять такой переход. Человек привыкает работать со знаковыми системами, в то время как логика практической деятельности совсем иная. Это в меньшей степени касается тех, чья будущая профессиональная деятельность практически полностью будет связана с информационными технологиями. Но таких профессий даже в информационном обществе не так много.

Определенные трудности  и негативные моменты возникают  в результате применения современных  поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто распоряжаться. Нелинейная структура найденной  информации подвергает ученика соблазну следовать по предлагаемым ссылкам. При неумелом использовании это  может здорово отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Вторая причина – излишек информации, "информационный шум" или "информационный мусор", который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Развитие систем мультимедиа  породило обилие информационных продуктов, "напичканных" разными видами информации. Среди детей, научившихся  вставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличным  считается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две. Во-первых, кратковременная память человека обладает очень ограниченными  возможностями. Среднестатистический человек способен уверенно оперировать  одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями или объектами. Поэтому, когда ученику одновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут же демонстрируют  анимационные эффекты и пару картинок, хорошего мало. Он отвлекается от одних  типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускает важные учебные  сведения. Во-вторых, люди различаются  по способу восприятия информации. В зависимости от того, какое полушарие  мозга у человека ведущее, он лучше воспринимает образы или логику изложения. Когда в одном слайде смешано и то, и другое, страдают все.

Компьютеру пока еще очень  далеко до человеческого интеллекта. Поэтому учебный диалог ученика  и компьютера весьма ограничен по своей логике. Обсуждать олимпиадную  задачу по геометрии в таком диалоге  не получается. Как следствие, сложноорганизованный учебный материал начинает дробиться  на мелкие фрагменты. Компьютерные тесты  – самое яркое проявление этой тенденции. Понятно, что в тестах, как таковых, ничего плохого нет. Во многих случаях их использование  педагогически оправдано и необходимо. Но доведение подобных подходов до абсурда может привести к тому, на что сегодня жалуются ректора  ведущих вузов. На верхоглядство  нынешних выпускников с одной  стороны, на сложности в своевременном  выявлении глубоких исследовательских  способностей у других. И нужно  признать, что информационные технологии зачастую способствуют этому абсурду.

Общение с компьютером  сокращает живое общение педагогов  и учеников, учеников между собой, и так ограниченное в учебном  процессе. В результате ученик надолго  замолкает при работе на компьютере. Это особенно характерно для студентов, обучающихся дистанционно. Орган  объективизации мышления человека –  речь – оказывается выключенным, обездвиженным в течение нескольких лет обучения. Студент не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, нельзя забывать о  том, что чрезмерное использование  средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить  за компьютером по восемь часов в  день.

Проблемы информатизации образования:

Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем. Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать  недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всегда радовались не меньше, чем первым подснежникам.

Рассмотрим некоторые  из этих проблем.

Педагогическая революционная  ситуация. Широкое внедрение информационных технологий в образовательную практику порождает социальное напряжение среди  педагогической общественности. Оно  имеет несколько фаз. Фаза первая: руководство системы образования  требует от педагогов массовой компьютерной грамотности. Все вынуждены идти на соответствующие курсы, все понимают: время пришло. Фаза вторая: педагоги, получившие базовые (читай – поверхностные) знания и умения, начинают имитировать  использование компьютера в своей  профессиональной практике. Делают презентации (пару штук в год) и проводят с  ними открытые уроки. При этом все  вокруг понимаю, что это показуха, что влияния на учебный процесс она не оказывает. Главная причина заключается в том, что руководители, пославшие учительские массы на учебу, забыли выделить деньги на соответствующие материальные ресурсы. Фаза третья: материальные ресурсы в одной отдельно взятой гимназии или школе найдены. Использовать компьютер и Интернет в учебном процессе можно постоянно и системно. И тут выясняется, что для этого требуются даже не знания, а определенный пересмотр своей личной педагогической концепции. Нужно сойти с пьедестала великого гуру и сесть рядом с учениками за парту. Нужно принять, что новую тему не хуже, а даже лучше, можно изложить на компьютере, что проверка знаний и выявление в них пробелов у компьютера, как правило, получается лучше. То есть, нужно найти себя в новом, до предела информатизированном, образовательном процессе. Или перейти в другую школу, где соответствующие материальные ресурсы пока еще не найдены. А там за серию открытых уроков с использованием презентаций можно и высшую категорию получить.

Расслоение учебных заведений. Насыщение школ и гимназий средствами информационных технологий имеет свой предел. Для последующего качественного  рывка учебное заведение обязано  вовлекать в образовательный  процесс домашние компьютеры учеников. Оно должно построить распределенный учебный процесс, в котором школьные и домашние компьютерные ресурсы  будут использоваться согласовано. Это приведет к необходимости  закладывать в семейный бюджет расходы  на информатизацию образования для  детей (оплата трафика в Интернете, покупка обучающих программ). Для  достаточно обеспеченных семей эти  расходы не принципиальны, для семей  с обычным достатком они посильны. Главное убедить родителей в  окупаемости вложений. Однако пока еще очень велик слой малообеспеченных семей, для которых такие расходы  будут неприемлемой роскошью. Так  как внедрение распределенного  процесса обучения в школе имеет  смысл только при 100% охвате, может  усилиться миграция детей между  учебными заведениями. Эта тенденция  есть и сейчас, но при переходе информатизации учебного процесса на новый уровень, она, безусловно, усилится. Сгладить ее проявления можно только одним способом: разъяснять, что инвестиции в образование  – самые выгодные из всех существующих.

Наверное, проблем будет  гораздо больше. Может быть, их будет  даже слишком много, и мы начнем искусственно замедлять информатизацию образования. И все-таки хочется верить, что  плюсы и перспективы перевесят  минусы и проблемы.

 

Список литературы:

  1. Балыко Г. Г., Пугач В. И., Фишман Л. И. Управление школой и базы данных. Самара: СГПИ, 2008.
  2. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996., с. 27-38.
  3. Петров В.Н. Информационные системы. –СПб.: ПИТЕР, 2006;
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2007 - 204 с.
  5. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе/ Пер. с англ. - М.: Информатика и образование, 2004 - 312 с.
  6. http://bit.edu.nstu.ru/
  7. http://conf.permedu.ru/
  8. http://pedsovet.org/

 

 


Информация о работе Автоматизированные информационные системы в образовании