Понятие и виды монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 21:46, реферат

Краткое описание

Огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране.

Оглавление

Введение.
Понятие и виды монополистической деятельности
Понятие монополии и конкуренции.
Виды монополистической деятельности.
Естественные монополии и сфера их деятельности.
Возникновение и сущность естественных монополий.
Признаки и границы естественных монополий.
Регулирование естественных монополий.
Методы регулирования.
Органы регулирующие естественные монополии.

Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

2. Технологические границы.

Конкуренция не может существовать из-за технологических особенностей отрасли. В разных отраслях выделяют разные технологические границы, учитывая существующие особенности этой отрасли.

3. Социальные границы.

Существует принцип общественной полезности. Товары и услуги естественно-монопольных отраслей потребляются обществом. Это определяет особую роль для населения и государства.

4. Стратегические границы.

Они очень похожи на социальные. Они описывают сферы, где конкуренцию необходимо ограничить в силу каких-либо причин.

Итак, мы рассмотрели все признаки естественной монополии, а также границы рынка. Теперь можно подвести итог и определить плюсы и минусы отраслей естественной монополии.

Плюсы:

· Максимальное использование эффекта от масштаба производства, то есть снижение издержек на производство.

· Мобилизация финансовых ресурсов, поддержание средств производства.

· Использование новых технологий.

· Единый стандарт на продукцию и услуги.

· Замена рыночной системы позволяет сократить различные издержки.

Минусы:

· Блокировка технического процесса.

· Снижается качество продукции и услуг.

· Издержки в значительной мере перекладываются на потребителя.

· Принимает форму административного диктата.

Нельзя точно определить чего больше плюсов или минусов. Это значит, что естественная монополия очень противоречива. То есть достоинства также могут быть и недостатками.

3. Регулирование естественных монополий

3.1 Методы регулирования

В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности.

Государственный контроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

— Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

— Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

— Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Существуют три способа регулирования естественных монополий:

1. Прямое государственное регулирование.

Суть такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию.

При таком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляется необходимость создания органа государственного контроля над деятельностью естественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будут учитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп. Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаров отраслей естественной монополии. А это является необходимой частью при регулировании.

2. Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях.

Этот способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.

3. Ценовая дискриминация.

Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации - это невозможность перепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимости от способа осуществления:

1. Первая степень.

Это продажа каждой единицы блага по цене её спроса. В таком случае кривая спроса для монополиста становится кривой предельного дохода. Осуществить дискриминацию такой степени получается крайне редко.

2. Вторая степень.

Монополист продаёт не каждую единицу блага, а её определённые партии по разным ценам.

3. Третья степень.

Только если отраслевой спрос предстаёт в виде отдельных групп потребителей с различными функциями спроса.

Естественные монополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании.

Согласно Закону «О естественных монополиях» существуют два метода регулирования естественных монополий:

1. Ценовое  регулирование.

Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

· Метод предельных издержек.

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

· Метод средних издержек.

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

· Метод установления потолка цен.

Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

· Субсидирование естественных монополий.

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.

2. Неценовое  регулирование.

Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.

Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

1. Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

2. Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.

3.2 Органы регулирования естественных монополий

Как мы выяснили, естественные монополии нуждаются в экономическом регулировании. На это существует несколько причин:

· Обеспечение баланса между потребителями и предприятиями;

· Определение тарифов справедливыми и эффективными способами;

· Стимулирование предприятий к уменьшению издержек, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности работы;

Для регулирования естественных монополий созданы специальные органы, выполняющие определённые функции. Органы регулирования естественных монополий контролируют действия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественных монополий.

«Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».

Органы регулирования естественных монополий контролируют:

· Вложения субъекта естественной монополии в производство товаров, в отношении которых не применяется регулирование с помощью Федерального закона.

· Сделки, в результате которых хозяйствующий субъект приобретает право собственности на часть средств субъекта монополии, предназначенных для производства товаров.

Для органов регулирования естественных монополий существуют гарантии исполнения их функций. Органы могут быть ликвидированы только при появлении конкуренции на данном рынке товаров или услуг. Сообщения об этом обычно публикуются в средствах массовой информации. Органы регулирования естественных монополий могут получить информацию о деятельности естественных монополий. По их требованию субъекты монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления должны предоставлять документы, объяснения и любую другую информацию. Информация о деятельности естественной монополии должна предоставляться органам регулирования заинтересованными лицами. Органы регулирования должны вносить предложения по улучшению законодательства о естественных монополиях. Все рекомендации направляются в Правительство РФ на дальнейшее рассмотрение.

19 ноября 1995 года  была образована Федеральная  энергетическая комиссия Российской  федерации (ФЭК РФ) по регулированию  основных отраслей промышленности. 25 января 1996 года была образована  Федеральная служба Российской  Федерации по регулированию естественных  монополий в области связи (ФСЕМС  России). Затем была образована  Федеральная служба по регулированию  транспорта (ФСЕМТ России). Она регулировала  следующие сферы: железнодорожные  перевозки, услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов.

В 1996-1998 годах регулирование деятельности естественных монополий осуществлялось специальными федеральными органами исполнительной власти на основе Закона «О естественных монополиях».

В 1998 году было образовано Министерство по антимонопольной политике. 22 сентября 1998 года были упразднены служба по регулированию в области связи и в области транспорта. Их функции были переданы образовавшемуся Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

30 января 2002 года  была создана Комиссия Совета  Федерации по естественным монополиям. В состав этой Комиссии входят 41 член Совета Федерации. Созданию  Комиссии способствовала важность контроля и регулирования естественных монополий, развития конкуренции при соблюдении интересов государства и общества в условиях экономических реформ. Деятельность Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям ведётся в рамках пяти подкомиссий:

1. по электро- и теплоэнергетике;

2. по железнодорожному  транспорту, по морским портам  и аэропортам;

3. по связи;

4. по развитию  нефтегазовой отрасли, трубопроводному  транспорту, работе терминалов;

5. по общим  вопросам реформирования естественных  монополий.

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, согласно Регламенту, имеет следующие полномочия:

· Разрабатывать и рассматривать законопроекты по вопросам своего ведения;

· Предлагать по разделам проекта федерального бюджета;

· Подготавливать заключения по проектам законов, переданных на рассмотрение Совета Федерации;

· Рассматривать законопроекты, внесённые в Государственную Думу;

· Принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

· Организовывать проведение мероприятий по вопросам своего ведения;

· Решать вопросы организации своей деятельности.

Органы регулирования естественных монополий могут изменять или вообще прекращать регулирование отдельных субъектов естественных монополий, при этом субъект исключается из реестра. Вопросы, касающиеся регулирования, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.

Решение об изменении регулирования принимается только на основе тщательного анализа деятельности субъекта естественной монополии. Прежде всего, обращается внимание на:

— затраты на производство товаров;

— налоги и другие платежи;

— стоимость производственных средств;

— прибыль от реализации товаров, которую рассчитывают получить;

— расстояние между потребителями и местом производства товаров;

— соотношение качества товаров и спроса потребителей;

— материальная поддержка государства.

Информация о работе Понятие и виды монополистической деятельности