Понятие и виды монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 21:46, реферат

Краткое описание

Огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране.

Оглавление

Введение.
Понятие и виды монополистической деятельности
Понятие монополии и конкуренции.
Виды монополистической деятельности.
Естественные монополии и сфера их деятельности.
Возникновение и сущность естественных монополий.
Признаки и границы естественных монополий.
Регулирование естественных монополий.
Методы регулирования.
Органы регулирующие естественные монополии.

Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

Монополистическая деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться как индивидуально (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке представляет собой противоправное использование субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на четыре группы:

1) действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;

2) ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монополистически низкими.

Об установлении монопольно высоких цен могут свидетельствовать повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли в результате преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса или скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т.е. преднамеренного снижения качества товара при формально неизменной величине выпуска (реализации); а также скрытое повышение цены [неизменность цены при снижении качества (основанием для констатации факта снижения качества товара является заключение Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации )] в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли.

Признаками монопольно или монополистически низких цен могут служить создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным; покупка (продажа) товара по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой, а также не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика;

Навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора;

Дискриминация потенциальных контрагентов, т.е. применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

В условиях конкурентной среды на товарном рынке же при отсутствии субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение, возможно осуществление монополистической деятельности. Для этого субъекты хозяйствования могут договориться осуществлять в различных формах согласованную деятельность, создавая для этого объединения либо заключая соглашения. Следует отметить, что такие соглашения возможны как между конкурентами (горизонтальные соглашения), так и не конкурирующими субъектами, один из которых занимает доминирующие положение на своем товарном рынке (вертикальные соглашения).

Формой ценовых соглашений является сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно. Формой ценовых соглашений является также обмен информацией в области цен. Многосторонний обмен информацией монополистами рассматривается как свидетельство сговора. Обмен информацией о текущих ценах или количествах является заменой формального соглашения о ценах.

Объектами ценовых соглашений являются цены и тарифы на товары и услуги, другие производственные ресурсы, промежуточную и конечную продукцию, внутренние, экспортные или импортные цены. Соглашения между продавцами могут выступать в виде фиксирования цен, договоренностей об их искусственном повышении или понижении, поддержания постоянного соотношения между ценами на взаимозаменяемые товары, скупки предлагаемых по низким ценам товаров, установления сроков и условий распространяемого на потребителей кредита.

Соглашения между покупателями заключаются по фиксированию либо искусственному назначению цен. Первый вид этого соглашения сводится к установлению покупателями цен, по которым они будут приобретать товары.

Монополистическая деятельность органов управления наиболее социально опасна, поскольку она осуществляется с использованием государственных властных полномочий. Выделяют следующие формы такой деятельности:

  1. соглашения (согласованные действия) с другими субъектами хозяйственной деятельности;
  2. незаконное ограничение деятельности субъектов предпринимательства;
  3. дискриминация субъектов предпринимательства;
  4. нарушение принципа свободы договора;
  5. создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Таким образом, антимонопольный орган, всесторонне оценив деяния государственных органов, может признать их монополистической деятельностью, если будут установлены все ее признаки.

 

2. Естественные монополии и сфера их деятельности.

2.1 Возникновение и сущность  естественных монополий.

По мнению многих учёных и политиков, конкурентный рынок является наиболее эффективной организацией экономики. Но совершенная конкуренция - это не естественное состояние рынка из-за многих социальных и экономических факторов. Некоторые рынки вообще не могут функционировать на конкурентной основе. Для них характерна и естественна высокая степень монополизации.

Иногда монопольное производство в целом намного лучше и эффективнее для общества, чем предприятия, которые конкурируют между собой. Это и есть случай естественной монополии. На определение естественных монополий существуют две противоположные точки зрения. Некоторые считают, что естественной монополии вообще не существует. Другие убеждены в том, что естественные монополии существуют и их обязательно необходимо поддерживать. Для начала рассмотрим точку зрения, доказывающую существование естественных монополий.

«В ряде отраслей народного хозяйства объективна экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление)»

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции».

«Естественная монополия - признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоден государству и всему населению или вызван соображениями общественной безопасности».

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Товары естественных монополий имеют стабильный спрос, который не зависит от изменений цен из-за того, что, как правило, не имеют близких заменителей в потреблении.

Естественная монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли. Товар выгоднее производить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. «Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара». Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.

Большие предприятия лучше оснащены с точки зрения техники. Так же они обладают большей мощностью. Благодаря этому, производительность труда повышается при одновременном снижении издержек на единицу продукции. Это значит, что ресурсы, которые используются в производстве, расходуются наиболее эффективно. В этом и заключается естественная для общества ситуация на рынке.

Естественные монополии бывают временными и постоянными. Признаком постоянной естественной монополии является растущая отдача от масштаба при любом объёме производства. Одна единственная фирма в отрасли способна удовлетворить величину спроса с минимальными издержками производства. Временные естественные монополии отличаются от постоянных тем, что они пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса. В этом случае в какой-то момент монополия перестаёт быть естественной, барьер для входа в отрасль новых фирм снижается, постепенно начинает развиваться конкуренция.

В российской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, из них естественных монополий - 500.

В России, согласно Федеральному закону, к естественным монополиям отнесено несколько сфер:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· услуги по передаче электрической энергии;

· железнодорожные перевозки;

· услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

· услуги по передаче тепловой энергии;

· услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

2.2  Признаки и границы естественных монополий

Естественная монополия обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:

· Низкая эластичность спроса.

Спрос на товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит от изменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые имеют близких заменителей.

· Высокие барьеры входа на рынок.

Это объясняется постоянными инвестициями в строительство, которые трудно окупаются. Размер предприятия монополии близок к ста процентам объёма потребления определённого блага, соответственно отрасли для эффективного производства достаточно только одной фирмы.

· Эффективность деятельности.

Ощутимая экономия на производственных масштабах и высокие постоянные издержки.

· Сетевой характер рынка.

Существует целостная система сетей, с помощью которых происходит оказание услуг.

Выше были приведены основные отличительные признаки естественной монополии в целом. Но естественную монополию также рассматривают несколько в ином контексте. Не с экономической точки зрения, а с правовой. Если рассматривать естественную монополию с этой стороны, то можно также выделить ряд признаков:

· Законы о монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие по предмету и способы регулирования;

· Правовой статус субъектов, их права и обязанности;

· Границы естественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;

· Образование и развитие монополий имеет юридические основания;

· Деятельность естественных монополий регулируется;

Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования, то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка).

Типы границ естественных монополий

 

Сферы деятельности

Тип границ

Характеристика

 
       

Естественно-монопольное ядро

Экономические

Конкуренция экономически неэффективна

 
 

Технологические

Конкуренция невозможна в силу технологии процесса

 

Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)

Социальные

Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности

 
 

Стратегические

Конкуренция противоречит интересам государства

 
       

 

 

1. Экономические границы.

Рассмотрение естественной монополии строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей. Таким образом не полностью отражена вся суть естественной монополии.

Информация о работе Понятие и виды монополистической деятельности