Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:23, контрольная работа
Благотворительность как общественная деятельность имеет важнейшее значение. Даже семантика слов «благо» и «творить» имеет сильнейшую духовно-мировоззренческую составляющую.
Актуальность благотворительной деятельности как социального института сложно переоценить – это одна из форм созидательного взаимодействия между членами общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды……………………5
2. Благотворительность в цифрах………………………………………………12
3. Правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ…………18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Благотворительная
2. Благотворительность в цифрах………………………………………………12
3. Правовое регулирование
благотворительной
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Благотворительность как общественная деятельность имеет важнейшее значение. Даже семантика слов «благо» и «творить» имеет сильнейшую духовно-мировоззренческую составляющую.
Актуальность благотворительной деятельности как социального института сложно переоценить – это одна из форм созидательного взаимодействия между членами общества.
Благотворительная деятельность выполняет важные функции как средство компенсации недостатков перераспределения общественных благ (как материальных, так и нематериальных), как способ реализации человеком духовной потребности в помощи ближнему и как важнейший инструмент самоорганизации общества.
В современных российских условиях значимость любой из этих функций чрезвычайно высока. В связи с этим важны оценка благотворительной деятельности как социального и государственно- управленческого института, изучение деятельности государства и общественных организаций в тех или иных социальных сферах, анализ нормативно-правового регулирования и поддержки благотворительной деятельности.
Под понятие благотворительности попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции. На размытость термина «благотворительность» влияет устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным.
Объектом исследования является благотворительность.
Предметом исследования выступают особенности благотворительной деятельности в России.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ понятия «благотворительность», а также ее исследование в рамках Российского менталитета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, цели и виды благотворительной деятельности;
2. Проанализировать статистические данные благотворительности;
3. Рассмотреть правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ.
1. Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды
Благотворительная деятельность в наиболее общем значении понимается как добровольное безвозмездное содействие одних членов общества другим, признаваемым нуждающимися в такой помощи в соответствии с нормами и обычаями данного общества.
Исходя из такого понимания благотворительной деятельности можно установить ряд ее существенных с правовой точки зрения признаков.
Благотворительная деятельность – это всегда взаимоотношения между членами общества, т. е. между людьми или группами людей. Субъектами отношений являются члены общества, люди или группы (объединения, организации).
В упомянутых отношениях участвуют две категории субъектов: нуждающиеся в помощи и готовые ее оказать. Нуждающимися могут быть как индивиды – инвалиды, ветераны, дети-сироты, вынужденные переселенцы и т. д., так и группы людей – семьи. При этом организации не могут признаваться нуждающимися, на что есть причины, связанные с гражданско-правовой ролью и функциями юридических лиц. Благотворителями же могут быть как индивиды и их группы, так и организации.
Субъекты, нуждающиеся в помощи, должны признаваться таковыми в соответствии с нормами и обычаями конкретного общества, в котором возникают отношения благотворительности. При этом нормы понимаются в самом широком смысле – как социальные нормы, включающие нормы морали, религиозные и правовые нормы и т. п. Это особенно важно для понимания особенностей и тенденций развития благотворительности в России, где существуют серьезные изменения в содержании и сферах применения тех или иных социальных норм, что обусловливает некоторые тенденции развития благотворительной деятельности.
Существом благотворительной деятельности является добровольная безвозмездная помощь, осуществляемая как в материальной форме (передача имущества, в том числе денежных средств, выполнение работ, оказание услуг), так и в нематериальной (сострадание, сочувствие, психологическая помощь).
Современные исследователи выделяют следующие функции благотворительности:
- перераспределение экономических благ,
- психологическая и коммуникативная функции,
- преодоление социального отчуждения,
- демократизация общества,
- социальная адаптация,
- воспитательная,
- предупредительно-
- правозащитная функция1.
Благотворитель не заявляет и не определяет заранее выгоду от своего благотворительного действия, даже если эта выгода наступает. Благотворительность, в отличие от спонсорства, может быть анонимной. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности, например защиты окружающей среды, охраны памятников культуры.
Как правило, понятие «благотворительность» употребляется как синоним филантропии. И то и другое означает оказание помощи и покровительства неимущим, нуждающимся. Иногда филантропию понимают шире – как человеколюбие.
Можно также представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным или природным заповедникам нельзя назвать «любовью к людям», т. е. филантропией, но можно назвать благотворительностью.
Иногда меценатство рассматривают как форму благотворительности, определяя его как поддержку, оказываемую меценатом организации или благому начинанию. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности. Меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством – в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет.
Отметим, что благотворительность может использоваться в пиар-кампаниях политиков для привлечения голосов избирателей, а также как средство формирования благоприятного имиджа страны2. У России есть опыт оказания помощи зарубежным странам: достаточно вспомнить многочисленные «славянские комитеты», создававшиеся для разносторонней помощи народам Балкан во второй половине XIX в., или гуманитарную миссию Фонда Андрея Первозванного в Косово в 2004 г.
Благотворительная помощь имеет некоторые общие черты с безвозмездной помощью. Однако основное отличие благотворительной помощи в том, что она направляется в общественные, благотворительные и гуманитарные организации, а получателем средств в рамках безвозмездной помощи может являться любая коммерческая организация3.
Безвозмездная помощь (содействие) – это средства, товары, предоставляемые РФ, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются документы, подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи.
в соответствии с Налоговым Кодексом безвозмездная помощь не учитывается для целей налогообложения прибыли. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Продажа безвозмездной помощи запрещается.
Передача безвозмездной помощи для коммерческих организаций и физических лиц осуществляется на добровольной основе со стороны передающего. Данный вид помощи осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая оказывает безвозмездную помощь. Получатель данного вида помощи не обязательно должен быть благотворительной или гуманитарной организацией. Ею может быть любая коммерческая организация. Как видим, закон не только регламентирует процедуру, но и очевидным образом страхует ситуацию от злоупотреблений4.
В настоящее время становится престижным оказывать финансовую поддержку различным спортивным, культурно-массовым, творческим мероприятиям, а также выступать в качестве спонсора различных концертов и выставок. Деятельность по оказанию финансовой помощи детским домам, домам престарелых, инвалидам, как правило, освещается в прессе не так активно и, соответственно, менее заметна, хотя и имеет наибольшее социальное значение.
Благотворительность с правовой точки зрения чаще всего осуществляется в форме договора дарения. Спонсорский договор не является разновидностью договора дарения, так как в нем отсутствует главная черта последнего – безвозмездность и присутствуют встречные обязанности как у одной, так и у другой стороны.
Спонсор может быть как физическим, так и юридическим лицом, финансирующим деятельность физических и юридических лиц с целью получения материальной выгоды для себя либо в обмен на рекламу.
Согласно Закону о рекламе спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее такую помощь безвозмездно, т. е. не рассчитывающее на упоминание своего имени во время проведения спонсируемого мероприятия. Таким образом, теперь стало возможным говорить и о безвозмездной спонсорской помощи.
Однако спонсирование чаще используется для того, чтобы получить выгоду от сотрудничества с рекламирующим данную торговую марку субъектом, который в результате такого сотрудничества получает материальную поддержку в том или ином виде.
В большинстве случаев детали благотворительных проектов не разглашаются в открытых источниках. Спонсор же заинтересован в том, чтобы его имя упоминалось как можно чаще, и частота и форма упоминаний четко оговариваются в договоре о спонсорском партнерстве5.
С помощью спонсорства решают свои проблемы компании, чьи рекламные возможности ограничены законодательством и для которых спонсорство является одним из немногих возможных способов обращения к целевой аудитории (производители крепких спиртных напитков, табачных изделий).
Спонсорство позволяет охватить специфические целевые аудитории, которые труднодоступны для других маркетинговых технологий (спонсирование элитного клуба как способ сообщить о товаре узкой группе потребителей с высоким социальным статусом). Спонсорство может являться средством привлечения спонсируемой организации к своим проектам. «Корпоративная благотворительность» получила свое название скорее за неимением другого определения деятельности коммерческих организаций в социальной сфере. Корпоративная благотворительность понимается как добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.
В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – это дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг.
Наиболее распространенным видом благотворительной деятельности является частная благотворительность. Она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели любых средств – денег, вещей, медикаментов и т. п. Частная благотворительность является значительным источником средств благотворительных фондов. Если корпоративные благотворители сами выбирают социальные задачи под заранее запланированный объем средств, то фонды откликаются на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищут средства для их решения6.
Масштабы благотворительной деятельности также могут быть различными. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций.
Законом о благотворительности регулируется и добровольческая деятельность, являющаяся составной частью благотворительности. В законе добровольцы определяются как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.
Информация о работе Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды