Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:23, контрольная работа
Благотворительность как общественная деятельность имеет важнейшее значение. Даже семантика слов «благо» и «творить» имеет сильнейшую духовно-мировоззренческую составляющую.
Актуальность благотворительной деятельности как социального института сложно переоценить – это одна из форм созидательного взаимодействия между членами общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды……………………5
2. Благотворительность в цифрах………………………………………………12
3. Правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ…………18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
В то же время в законодательстве используется понятие «волонтер», которое, с одной стороны, является тождественным понятию «доброволец», с другой стороны, отличается от него. В международной практике добровольчество понимается как деятельность, осуществляемая по порыву души, а волонтерство, хотя и является также добровольной деятельностью, все же осуществляется одновременно с процессом обучения волонтера определенным навыкам, необходимым ему в волонтерской деятельности.
Однако добровольчество не ограничивается только деятельностью волонтерских групп и строительных отрядов по возведению спортивных объектов. Добровольчество заключается и в помощи отдельно взятому человеку, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации. Люди, занимающиеся добровольческой деятельностью, руководствуются чувством милосердия и сострадания, желанием помочь другим людям.
Однако людей, вовлеченных в добровольческую деятельность и желающих в ней участвовать, действительно мало – всего 3% населения участвует в добровольческой деятельности. Поэтому государством предпринимаются меры по стимулированию данного вида общественно полезной деятельности. Так, например, согласно закону, с ними может быть заключен договор на безвозмездное выполнение работ, на основе которого от обложения страховыми взносами будут освобождаться выплаты добровольцам на проезд до места назначения и обратно, оплата средств индивидуальной защиты и взносов на добровольное медицинское страхование риска для здоровья во время выполнения добровольческой деятельности.
С добровольческой и благотворительной деятельностью тесно связано понятие фандрайзинга, под которым понимается процесс поиска и аккумулирования денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций7.
В задачи фандрайзера входит поиск спонсоров, которые согласны вкладывать денежные средства в осуществление социально значимых проектов. Поэтому для успешной реализации данных задач фандрайзеру необходимо владеть организационными компетенциями, навыками делового письма, умением убеждать людей.
Таким образом, участие граждан в добровольческой и благотворительной деятельности должно найти отражение в программах обучения и воспитания школьников и студентов как один из элементов развития гражданского общества и стать приоритетным направлением социальной и молодежной политики.
2. Благотворительность в цифрах
В настоящее время у существенной части населения в России имеется потребность в благотворительной помощи. На 2009 г. 15% населения имели доход ниже прожиточного минимума. В то же время в обществе сильны иждивенческие настроения. В 2011 году в России выявлено 5 млн не работающих сознательно граждан, не учитывая бездомных.
Согласно исследованиям, проведенным в 2010 году, нуждающиеся граждане ждут помощи прежде всего от государства, однако их доверие к благотворительным фондам и частным лицам также высоко8.
С 1995 по 2005 г. сектор благотворительности вырос в 6-8 раз. На 2009 г. общий ежегодный объем пожертвований в России – 1,5 млрд долл., в то время как в США только на помощь другим странам было пожертвовано 11,43 млрд долл. Ежегодно тратится 15 млрд руб. пожертвований на 20 млн человек. При этом половина россиян (51%), оказывающих денежную поддержку нуждающимся, тратили ежегодно на это, по данным ВЦИОМ, до 500 руб. в год.
По данным полученным в ходе исследования, в сфере благотворительности задействовано всего около 2% трудоспособного населения. При этом, 58% населения считают благотворительность полезным и нужным делом и верит, что она не развивает иждивенчество. 14% уверены, что благотворительность способствует развитию иждивенческой психологии. 47% россиян заявляют о готовности лично заниматься благотворительностью.
Признаваться в принятии благотворительной помощи считается постыдным. Подавляющее большинство россиян утверждает, что никогда ее не получали, хотя объем оказания благотворительной помощи говорит о том, что эта цифра завышена.
Согласно исследованиям психологов, женщины участвуют в благотворительности чаще мужчин, люди с техническим образованием — чаще, чем гуманитарии, что в первом случае объясняется, видимо, большей сострадательностью женщин, во втором – более высоким, чем у гуманитариев, заработком людей с техническим образованием и их склонностью к конкретным и практическим действиям.
По данным на 2009 г., люди готовы помогать детским организациям, жертвовать деньги на борьбу с наркозависимостью, на организацию молодежного и детского досуга, на экологические проекты. Россияне не склонны поддерживать женские движения, научные программы, систему здравоохранения, помогать беженцам, военнослужащим, оказывать адресную помощь нуждающимся. Больше всего склонны участвовать в благотворительности те, кому 40-44 года и 35-39 лет.
Неучастие в благотворительности россияне объясняют чаще всего наличием множества собственных проблем, а также неуверенностью в том, что помощь дойдет до адресата. По данным ВЦИОМ, россияне думают, что благотворительность должна быть делом каждого человека (63%) и должна быть анонимной (56%). По данным другого опроса, мотивация людей, занимающихся благотворительностью, должна быть исключительно бескорыстной, поэтому государству не следует поощрять их материально. Треть россиян высказываются за то, чтобы государство поддерживало благотворителей нематериальными способами9.
Добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение 3 лет, предшествовавших опросу, трудился хотя бы однажды каждый второй россиянин. Каждый пятый делал это постоянно. По данным других опросов, на постоянной основе в добровольческих программах занято всего 8% взрослых. Для сравнения, в США и Западной Европе эта цифра составляет 40-60%.
В волонтерской деятельности чаще участвуют женщины, лица старше 50 лет, лица, не занимающиеся бизнесом и имеющие доход ниже среднего уровня. Молодежь, наряду с пенсионерами, наименее вовлечена в добровольческую деятельность.
Наиболее часто россияне участвуют в проектах по охране окружающей среды. Во время пожаров летом 2010 г. добровольцем в борьбе с пожарами был каждый десятый россиянин.
Среди долгосрочных добровольческих программ все популярнее становится донорство - к декабрю 2009 г. 44% россиян имели хотя бы однократный опыт сдачи крови.
В ответ на вопрос о том, в каких видах добровольческой деятельности россияне хотят участвовать, чаще всего назывались благоустройство территории, благотворительность, помощь жертвам стихийных бедствий и катастроф, помощь социально незащищенным.
По данным ВЦИОМ на лето 2011 г., почти две трети россиян готовы быть добровольцами в борьбе с последствиями предполагаемых пожаров (64%), причем из всех возрастных групп здесь преобладает молодежь. Тех, кто хотел бы помочь пострадавшим продуктами, вещами, медикаментами, - 37%, участвовать в тушении пожаров готовы 33% опрошенных. Значительно меньше тех, кто согласен приютить погорельцев (9%) или внести пожертвования для них (7%).
Среди мотивов участия в добровольческой деятельности преобладает желание быть полезным.
Однако среди молодежи наименее распространено стремление к добровольческой деятельности из бескорыстных мотивов. Молодые люди чаще становятся добровольцами ради приобретения полезных навыков и новых знакомств.
Благотворительностью всегда занимались прежде всего богатые люди. Кроме того, благотворительность тесно связана с этическими и социальными нормами, с отношением к богатству, с требованиями, которые общество предъявляет к богатым. Как обстоит с этим дело в современной России, насколько активно российский предпринимательский класс занимается благотворительностью?
В благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний, 87% корпораций заявляют о намерениях развивать благотворительное направление10.
Российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли.
Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (например, благотворительный фонд «Лукойл») и занимаются социальными инвестициями, как, например, «Газпром», «Сибнефть», «РуссНефть», ТНК-ВР. Чем крупнее компания, тем активнее она сочетает благотворительность и имиджевую рекламу.
Для банковской элиты в России благотворительность – неписаное правило, как, например, для «Альфа-Банка», «Внешторгбанка», «Национального резервного банка».
Кто является объектом благотворительной деятельности бизнеса? По данным исследования 2011 г., российские бизнесмены предпочитают помогать прежде всего пожилым людям, детям-сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам, многодетным семьям, а также поддерживать программы против наркомании и СПИДа, экологические проекты, организацию помощи тяжелобольным, программы по социальной реабилитации и воспитанию молодежи. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты для детского дома, приюта) либо оказывают услуги (например, строительная фирма помогает возводить храм).
По мнению предпринимателей, суть социальной ответственности – в выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (так считают 60%).
Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо. Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов. 50% предпринимателей разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, им все равно следует «делиться» с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о широком освещении их социальной активности неоднозначно – среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что компании должны непременно информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения. Относительное большинство высказывается за то, чтобы ответственность за решение тех или иных социальных проблем брали на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальную активность, но и сам нуждается в помощи. Однако немало и тех, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех предпринимателей.
Добровольчество и благотворительность профессионально организовывают благотворительные организации. На 2009 г. было зарегистрированы 1700 благотворительных общественных организаций, 3 благотворительных общественных движения, 2720 благотворительных общественных фондов, 1 благотворительное общественное учреждение, 4571 благотворительных фонда.
Существуют общероссийские общественные благотворительные организации: Союз благотворительных организаций России, Федеральная комиссия по благотворительной деятельности, Национальный благотворительный банк, Совет по благотворительности при Президенте РФ и т. д.
По данным на 2007 г., учредителями благотворительных организаций были физические лица – граждане РФ (88%), на долю некоммерческих организаций приходилось всего 6%.
Свой вклад в общественную благотворительность и функционирование благотворительных организаций вносят и религиозные объединения. Кроме того, они организуют благотворительные обеды и столовые, благотворительные организации и фонды, осуществляют патронаж над различными социальными учреждениями, центрами дневного пребывания, больницами и хосписами, оказывают медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Однако у общества остается настороженное отношение к организованной благотворительности. 81% граждан считает, что благотворительность в стране по-прежнему развита слабо. Лишь 2% знают о деятельности благотворительных организаций, 21% слышали о таких организациях, но мало знают об их деятельности. 55% российских граждан ничего не знают о деятельности благотворительных организаций и только 2% сталкивались с ней лично11.
У обычных людей, не занимающихся бизнесом, самая распространенная форма благотворительности – милостыня, а не пожертвования в благотворительные фонды, и эта тенденция сохраняется уже минимум десять лет. Причин этому несколько: недоверие к благотворительным фондам из-за непрозрачности их деятельности, неудобства при переводе материальной помощи, ощущение «виртуальности» призывов в СМИ, неловкость из-за слишком маленького пожертвования, нехватка организованных и достойных доверия форм благотворительности. Кроме того, благотворительная деятельность слабо освещается в СМИ.
Представители среднего и малого бизнеса также скептически относятся к деятельности благотворительных фондов, предпочитая помогать людям напрямую.
Таким образом, в России имеется серьезная потребность в развитии благотворительности.
3. Правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о благотворительности, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Из этой формулировки, стандартной для российского законотворчества, можно понять, что специализированное право ограничено фактически только самим базовым законом.
Информация о работе Благотворительная деятельность: понятие, цели и виды