Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 21:46, реферат
Огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране.
Введение.
Понятие и виды монополистической деятельности
Понятие монополии и конкуренции.
Виды монополистической деятельности.
Естественные монополии и сфера их деятельности.
Возникновение и сущность естественных монополий.
Признаки и границы естественных монополий.
Регулирование естественных монополий.
Методы регулирования.
Органы регулирующие естественные монополии.
Заключение.
Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Реферат по дисциплине:
«Хозяйственное право»
На тему: «Понятие и виды монополистической деятельности»
Работу выполнила студентка
Группы__742/2а____________
Затеева Татьяна Евгеньевна
Н.Новгород, 2015 г.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
От советской экономики российская экономика унаследовала высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране.
Чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами, необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.
1. Понятие и виды
1.1. Понятие монополии и конкуренции.
Монополии бывают разных типов и видов, и существует множество различных определений этого понятия, вот некоторые из них:
«Монополия - это исключительное право в определённой сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.п., прежде всего на производство или продажу чего-либо».
«Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого заменителя».
«Монополия - это исключительное право на какое-либо дело, вид деятельности, мероприятие. Это право предоставляется определённому лицу, группе лиц или государству. Монополия характерна для следующих видов деятельности - производства, промысла, применения, использования определённых материальных ценностей, продуктов».
Но на практике этот термин не столь однозначен. Практически невозможно найти экономику, на рынке которой существовал бы только один монополист в определённой отрасли, то есть это означает, что практически невозможно найти чистую абсолютную монополию. Это сравнимо с рынком совершенной конкуренции, ситуация, к которой стремятся, но достичь которую очень трудно. Исходя из этого, можно утверждать, что совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия - это два логических предела рынка. Монополия в отличие от совершенной конкуренции не использует кривую издержек для определения оптимального производства. Максимальная прибыль зависит от кривой спроса. При росте спроса увеличивается не только объём продукции, но и цена, несмотря на сокращение издержек. Монополия продаёт товар по завышенной цене и производит меньше, чем при свободной конкуренции. Существование монополий невозможно представить без препятствий для входа на рынок.
Монополии делятся на три основные типа:
1. Монополистическая конкуренция - тип монополии, на котором имеется достаточно большое количество фирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контроль над ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.
2. Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой, существуют большие препятствия для входа на рынок.
3. Чистая монополия - тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара, который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкие заменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.
Первые в России монополии появились в 80-х годах 19 века. Отрасли, которые имели особое значение для государства, находились под строгим контролем государственных органов. К таким отраслям можно отнести: металлургию, транспорт, машиностроение и др. Монополии чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. В то время ещё отсутствовали какие-либо законодательные и административные нормы, которые должны регулировать деятельность монополий. Из-за этого распространялись официально нерегистрируемые монополии. 1910-1913 года - это период промышленного подъёма. В это время резко выросло и число монополий.
Можно выделить формы монополий по историческому критерию:
1. Простейшие объединения: конвенции, пулы, ринги, концерны. Признаком таких объединений является временное соглашение о ценах.
2. Картели - монополистические объединения фирм одной отрасли, в которых существует соглашение между этими предприятиями по некоторым вопросам, но при этом фирмы остаются самостоятельными.
3. Синдикаты - объединения предприятий одной отрасли, которые лишаются своей самостоятельности.
4. Тресты - объединения предприятий одной или нескольких отраслей с полной потерей их самостоятельности во всех отношениях.
5. Комбинаты - объединения предприятий, связанных друг с другом.
6. Концерны - объединения предприятий разных отраслей, установления полного финансового контроля, путём скупки акций.
Экономистам удалось определить четыре основных фактора, отличающим монопольную фирму:
1. Строгий контроль над факторами производства, используемыми в отрасли.
Это значит, что монопольная фирма контролирует исключительность, подлинность и уникальность вводимых факторов.
2. Экономия из-за роста масштабов производства.
Предположим, что цены на ресурсы остаются неизменными, фиксированными. Если кривая долгосрочных издержек является нисходящей кривой, тогда удовлетворить потребности общества можно, сконцентрировав производство данного продукта в рамках одной фирмы.
3. Патенты.
Это исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но, как правило, выгода не бывает без каких-либо издержек. Монополия обычно устанавливает свои более высокие цены, тем самым, стараясь избежать больших потерь. Если у фирмы не получилось продать товар по своей цене, соответственно, не получилось возместить издержки, то у неё пропадает стимул проведения дальнейших исследований.
4. Государственные лицензии и привилегии.
Существуют рынки, на которых нельзя заниматься бизнесом без государственных лицензий. Нередко государственные лицензии содержат в себе перечень правил, которые чётко разъясняют, какие права и гарантии даёт данная лицензия. Иногда государство устанавливает достаточно высокую плату за лицензию, тем самым, вынуждая повышать цены.
Монополист вправе оказывать влияние на конкуренцию, изменять цены и объём производства, затруднять доступ на рынок. Таким образом, монополист перераспределяет спрос, получая при этом наиболее высокую для себя прибыль.
Монополия - это крайняя форма несовершенной конкуренции. Если продавец может повышать цену при уменьшении объёма выпуска, то такой продавец обладает монопольной властью. Монополия порождает такое явление как ценовая дискриминация: фирма продаёт один и тот же товар разным потребителям по разным ценам. Любой новый продавец не может проникнуть на монопольный рынок, так как существуют барьеры вхождения. Препятствия бывают естественные и искусственно созданные. Самый главный естественный барьер - это технические преимущества при крупном масштабе производства. Искусственные барьеры - это законодательные ограничения, такие как: патенты, лицензии на предпринимательскую деятельность и др.
Существует три вида монополий:
· Закрытая монополия. Она полностью защищена и отграничена от конкуренции.
· Открытая монополия. Эта фирма не защищена полностью от конкуренции, но на какое то определённое время всё-таки является единственным поставщиком продукта.
· Естественная монополия. Если фирма обслуживает весь рынок, тогда долгосрочные издержки достигают своего минимума.
Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.
Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена. Монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики.
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества
- отсутствие экономической
2) на уровне отрасли -
возникновение
3) на уровне предприятия - негибкость, неэффективность производства;
4) на уровне отдельного работника - отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.
Государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.
На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.
1.2 Виды монополистической деятельности.
Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.
Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.
Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющих отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности:
Информация о работе Понятие и виды монополистической деятельности