Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей работы является рассмотрение классификации субъектов коммерческой деятельности относительно функциональной направленности их деятельности, и выявление своеобразия участников торгового оборота.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности………….4
Основания выбора организационно-правовых форм
торгово-предпринимательских организаций……………………….13
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ком.право.doc

— 79.00 Кб (Скачать)


Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………3    

 

Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности………….4

 

Основания выбора организационно-правовых форм

торгово-предпринимательских организаций……………………….13

 

Заключение………………………………………………………………17

 

Список литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т.е. правоспособностью). Исходя из сложившегося понимания субъекта права, представляется возможным понимать под субъектами коммерческой деятельности физических и юридических лиц, которые обладают правоспособностью, достаточной для их участия в торговом обороте. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу. В одних изданиях субъекты коммерческого права делятся согласно их юридической (организационно-правовой форме), в других изданиях основное внимание при классификации субъектов коммерческого права уделяется определению функционального вида предпринимателя, определяемого его местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Так, проф. Б.И. Пугинский, разграничивая субъектов коммерческой деятельности и основываясь на функциональном виде организации, выделяет:

-              независимые оптовые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар;

-              посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие услуги, обеспечивающие доведение товара от изготовителя до потребителя;

-              специальных участников рынка, занимающихся непосредственно организацией торгового оборота.

Целью написания настоящей работы является рассмотрение классификации субъектов коммерческой деятельности относительно функциональной направленности их деятельности, и выявление своеобразия участников торгового оборота.

Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности.

 

По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта коммерческой деятельности рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Подобное внимание к деятельности торговцев связано с их особой ролью в товарном обращении.

Круг участников торговых отно­шений не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. В торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского пра­ва. Так, физические лица, граждане не являются субъектами коммерческого (торгового) права. Отдельный гражданин может стать участником ком­мерческой деятельности, лишь если он получит статус предпринимателя. Что касается юридических лиц, то организации любо­го вида являются субъектами как гражданского, так и собственно торгового права.

Степень участия организаций в торговом обороте оказывается неодинаковой. Большое значение имеет оценка принадлежности покупателя к определенной сфере деятельности и источникам финансирования. С этой точки зрения все предприятия и организации, закупающие товары на рынке, подразделяются на три основные группы:

1.              Коммерческие структуры или совокупность производственных и торговых фирм (объединений), относимых законодательством к сфере предпринимательства, и, как правило, не имеющих бюджетных источников финансирования и действующих в основном за счет выручки от продаж товаров (оказания услуг);

2.              Некоммерческие организации и учреждения, различные общественные образования, финансируемые из различных источников, в том числе, за счет средств учредителей (организаторов), доходов от собственной деятельности и бюджетных ассигнований;

3.              Предприятия, организации и учреждения, находящиеся в ведении органов центральной и местной власти, финансируемые в основном за счет средств бюджетов соответствующего уровня.

В зависимости от отраслевой принадлежности все предприятия образуют такие группы:

-              добыча промышленного и пищевого сырья из природных источников (горнорудные отрасли, добыча нефти и газа, лесное, рыбное хозяйство);

-              первичная промышленная переработка, в том числе обогащение, сырья;

-              последующая (вторичная и т.д.) промышленная переработка сырья и материалов, т.е. производство готовой продукции, в том числе, для продажи на потребительском рынке;

-              производственная инфраструктура или совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих бизнес-рынок (грузовой транспорт, информационное обслуживание и связь, оптово-торговые посреднические фирмы, кредитно-расчетная система, страхование деловых рисков);

-              социально-бытовая инфраструктура или совокупность непроизводственных отраслей и видов деятельности, направленных на обслуживание субъектов потребительского рынка (в основном, населения).

Каждая из выделенных групп покупателей характеризуется особенностями поведения на рынке, специфически подходит к решению проблемы закупки необходимых товаров, по своему организует работу по управлению закупками.

Предпринимательские организации имеют в основ­ном традиционные формы обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, реже - другие формы. От юридического вида следует отличать функциональ­ный вид, определяемый местом в торговом обороте и ос­новным содержанием деятельности. Эти различения со­вершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, органи­зационно-правовую форму) и функциональный вид орга­низации.

Наиболее четко функциональные различия закрепи­лись в оптовой торговой и посреднической деятельнос­ти. Это объяснимо, поскольку на посредников приходит­ся 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего. Торгово-посреднические организации подразделяют­ся на виды в зависимости от выполняемых ими на то­варном рынке функций, характера совершаемых опера­ций с товаром, основных видов используемых договоров и других оснований.

В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено право собственности на товар, выде­ляют:

1)               независимые оптовые торговые и посредничес­кие фирмы, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар;

2)               посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготови­теля к потребителю;

3)               специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.

В группу независимых посредников входят органи­зации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистри­бьюторов, экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использованием консигнацион­ного склада), трейдеров и ряд других.

Названные виды независимых посреднических орга­низаций характеризуются следующими отличительными чертами. Независимые фирмы действуют от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров от изгото­вителей к потребителям оформляется цепочкой договоров.

1.  Торгово-посреднические фирмы могут быть универ­сальными либо специализированными. При специализа­ции фирм на торговле определенным товаром такие фир­мы нередко именуют дилерами по соответствующему товару. При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмы по соглашению с ней посред­ник становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее «официальным дилером». Работа через дилеров удобна для производителей. Дилерами могут быть как крупные фирмы, так и мелкие распространители товара. Это всегда юридические лица. Другой обязательный их признак — са­мостоятельное, т.е. от своего имени, совершение покупок и продаж товара.

2.  Торговые дома представляют собой многофункцио­нальные, многопрофильные организации. Они занима­ются не только торговой, но отчасти и производствен­ной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как еди­ное юридическое лицо либо как корпорация из торговыых, складских, производственных и других фирм.

Международными соглашениями с участием России и нормативными актами субъектов Российской Феде­рации предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома об­разуются для выхода отечественных производителей на зарубежный рынок.

3.                Трейдеры — специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивиду­альные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сдел­ках, коротких операциях.

4.                Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, разделяют на экспортные и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

5.                Особые участники внешнеторгового оборота - дистрибьюторские фирмы. Дистрибьюторы выступают ре­ализаторами получаемого по импорту товара на терри­тории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с иностранным по­ставщиком. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. Крупные производители и сбытовые фир­мы осуществляют реализацию своих товаров в других странах, как правило, подыскивая дистрибьюторов и зак­лючая с ними дистрибьюторский контракт.

В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от наличия складских площадей на:

1)               имеющие склады (регулярные) и

2)               арендующие скла­ды либо не имеющие складов.

Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, зак­лючают договоры на поставку в будущих периодах, оказы­вают услуги по подсортировке и подбору ассортимент­ных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

У нас в стране производители порой заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.

6.               Гибридом дистрибьюторских и комиссионных орга­низаций являются фирмы-стокисты - специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товара оп­ределенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигна­ционном складе. Этот товар реализуется по договорам средним и мелким покупателям.

Посреднические организации перечисленных видов занимаются фактической покупкой и последующей пе­репродажей товаров. От них следует отличать организа­ции, не совершающие собственно операций с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продви­жению товаров. Они действуют как представители.

Чрезвычайно развиты виды посреднических агентс­ких организаций. Их деятельность охватывает большой комплекс отношений, включающий в себя как заключе­ние сделок, так и осуществление рекламы товара и иных действий, способствующих достижению основной цели — продаже товара.

Распространенный вид агентов - брокеры. Они зак­лючают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредниче­стве брокеров. Они действуют в качестве фирм (кон­тор), нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рын­ке определяется доскональным знанием спроса и пред­ложения на определенные товары и способностью опе­ративно выполнять поручения.

Особые субъекты - собственно торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскивании покупа­телей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупа­телем и сообщает информацию фирме-продавцу для зак­лючения договора.

Имеется ряд других, специализированных по функ­циям, видов организаций в сфере торгового оборота.

Специальными участниками рынка являются товарные биржи.

Любая биржа – это рынок, где встречаются продавцы и покупатели и совершаются сделки по купле-продаже крупных партий однородной продукции. Такие биржи называются товарными.

Сегодня на многих биржах по всему миру совершается огромное количество сделок по купле-продаже товаров и ценных бумаг. Именно на биржах устанавливаются важнейшие курсы валют, цены на золото и массовые товары, курсы государственных обязательств и акций частных компаний – от крупнейших транснациональных корпораций до средних и малых компаний. Биржа – естественный регулятор рыночной экономики и чуткий барометр, фиксирующий любые отклонения от равновесия в спросе и предложении и обеспечивающий необходимые изменения в отраслевой структуре.

Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, комиссионеры, брокеры и сток-брокеры – все они работают за вознаграждение – куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. На современных биржах маклеры редко действуют в одиночку. Для чисто посреднических функций они объединяются в мощные брокерские фирмы.

Информация о работе Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности