Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей работы является рассмотрение классификации субъектов коммерческой деятельности относительно функциональной направленности их деятельности, и выявление своеобразия участников торгового оборота.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности………….4
Основания выбора организационно-правовых форм
торгово-предпринимательских организаций……………………….13
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ком.право.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

На товарных биржах операции сравнительно просты. Их основной оборот составляют массовые товары, прежде всего сырьевые, включая основные энергоносители – нефть и уголь. Продажа ведется по образцам или стандартам, сроки поставки закупленных партий товаров - от шести месяцев до года и более.

В основу концепции товарной биржи положен принцип универсальности рыночного механизма. Иными словами, товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок, который функционирует по определенным правилам.

В практическом плане может рассматриваться два типа товарных бирж. Это классическая или собственно товарная биржа, на которой сделки заключаются на срок по образцам товаров и в большинстве случаев не имеют цели продать или купить реальный товар. Биржа в этом случае является элементом хозяйственного механизма, а не торговым предприятием. Второй тип товарной биржи является, в сущности, торговым центром, где осуществляются сделки с реальным товаром.

Классическая товарная биржа представляет собой постоянно функционирующий рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товаром по образцам и стандартам. Можно рассматривать товарную биржу как форму оптовой торговли, которая осуществляется на постоянной основе, в определенном месте и в соответствии с установленными правилами. Основной задачей и смыслом ее деятельности является организация постоянно действующего оптового рынка средств производства и выполнение комплексов соответствующих организационно-технических мероприятий в соответствии с уставом биржи. Если целью клиентов биржи является торг и купля-продажа товара, то целью деятельности биржи как специальной организации является не участие в торге в качестве продавца или покупателя, а организация посреднических и иных торгово-технических услуг клиентам при совершении сделок купли-продажи, а также выполнение сопутствующих этой деятельности функций. Главным образом, это информационно-посреднические услуги, но с важным качественным дополнением в виде выпуска биржевых бюллетеней, отражающих объемы, ассортимент и цены биржевых сделок.

Биржевая торговля должна удовлетворять некоторым важным требованиям, а именно:

-              осуществляться по специально определенной номенклатуре биржевых товаров;

-              сделки должны заключаться только ее членами и постоянными или разовыми посетителями;

-              сделки должны быть зарегистрированы в установленные на бирже сроки и в соответствии с принятым порядком;

-              работа биржи предполагает специальную процедуру, разработанную применительно к данному товару (однозначная терминология, способ подачи и сроки действительности заявки, момент, с которого сделка считается заключенной, способ решения вопросов по качеству, месту и срокам сдачи и приема товаров, способ исчисления цены).

Биржевую торговлю можно организовать в трех основных формах: собственно биржевая;  аукционная; ярмарочная. Все три формы исторически возникали как биржевые и лишь впоследствии выделились в самостоятельные формы.

Биржевая торговля в обычном варианте представляет собой сделки купли-продажи, заключаемые через посредника (маклера), как членами биржи, так и посетителями в биржевом зале. Эти сделки представляют собой договор поставки по биржевым ценам. Они заключаются по специально установленному перечню биржевых товаров, допущенных к продаже по свободно складывающимся ценам. Сведения о биржевых сделках и ценах публикуются в виде специальных бюллетеней.

Аукционная торговля в отличие от биржевой организуется не по сбалансированным, а по дефицитным или уникальным товарам, имеет другие цели и механизм. Как и в биржевой торговле, заключение аукционных сделок вне аукционного зала не должно допускаться.

В условиях ярмарочной торговли, наряду с периодическими и массовыми встречами покупателей и продавцов для заключения сделок (собственно ярмарки), на бирже должна действовать на постоянной основе выставка-продажа, в том числе образцов продукции, технической документации, как для биржевых товаров, так и любых других, реализуемых биржей на посреднических, комиссионных или иных началах. Ярмарка – это реальный товарный рынок. На ярмарке продавцы и покупатели могут заключать сделки непосредственно между собой  при помощи последующей регистрации и оплаты услуг. Причем в отличие, например, от колхозного рынка, постоянное место на таком рынке могут купить (арендовать со всем организационно-техническим, оборудованием) не только постоянные продавцы, но и постоянные покупатели.

 


Основания выбора организационно-правовых форм торгово-предпринимательских организаций

 

Важным вопросом при рассмотрении субъектов коммерческой деятельности являются организационно-правовые формы торгово-предпринимательских организаций. Здесь осо­бую значимость представляет выявление и учет предпо­сылок, которыми надо руководствоваться при выборе оптимального, т.е. наиболее подходящего для данных ус­ловий вида организации. В юридической науке эти сложные вопросы почти не исследованы.

Выбор вида юридического лица - участника торго­вого оборота обусловлен большим количеством факто­ров экономического, производственно-технического и юридического порядка. Основания выбора зависят от целей, на достижение которых будет направлена пред­принимательская деятельность, от выполняемых органи­зацией функций. В процессе осуществления такого вы­бора различные основания должны анализироваться в совокупности.

Существенное внимание при выборе вида юриди­ческого лица уделяется обеспечению эффективности управления и контроля за имуществом юридического лица. Предусмотренные законом различия в построении руководящих органов, в распределении компетенции между ними обусловливают различные возможности влияния учредителей, вложивших свои средства и иму­щество в уставный (складочный) капитал организации. Степень их воздействия на принятие управленческих решений может быть прямой или косвенной, опосредо­ванной выборными органами либо ограниченной по пе­риодам — от собрания до собрания.

Для посреднических организаций, действующих на то­варных рынках, характерно стремление к увеличению объемов продаж и расширению границ рынков сбыта путем создания сбытовых сетей. При этом важнейшей задачей также становится осуществление эффективного контроля за всеми участниками сбытовой сети. Все эти вопросы требуют в каждом конкретном случае индиви­дуального анализа и решения.

При выборе вида организации в мировой практике предпочтение обычно отдается тому, который обладает более льготным режимом налогообложения. В России за последние годы имевшиеся различия в режимах нало­гообложения сгладились, хотя отдельные налоговые льготы имеются и требуют учета. Определенными возможностями обладают так назы­ваемые малые предприятия. Первые два года работы малые предприятия в промыш­ленности, строительстве, сельхозпроизводстве не уплачи­вают налог на прибыль. Для таких организаций предусмотрена также возмож­ность замены всей совокупности федеральных и мест­ных налогов уплатой единого налога. Налог исчисляется от совокупного дохода или валовой выручки за отчет­ный период. Перевод на подобный порядок налогообло­жения производится по заявлению самой организации. Такая система нередко дает выигрыш в размере налого­вых платежей.

До 1995 г. выгодным в налоговом отношении было создание полных товариществ. Но с приданием им стату­са юридического лица имевшиеся преимущества исчезли. Если и прежде число товариществ было незначитель­ным, то сейчас их вообще не стало. Такое положение явно не соответствует возможностям товариществ и интере­сам общества в их развитии.

Следующий фактор, который должен приниматься во внимание, — это производительность труда и обес­печиваемый ею рост прибыли.

Опыт свидетельствует, что явный, заметный рост про­изводительности наблюдается на предприятиях, умело использующих передовые, «высокие» технологии или на небольших предприятиях с прямым управлением, без раз­деления на функциональные службы. Это пока единствен­ные формы, дающие рост производительности. Не слу­чайно так много говорится о развитии малого бизнеса.

Другой фактор - это сохранение за учредителями прав на передаваемое в уставный фонд имущество. Со­гласно ГК РФ, внесенное учредителями имущество ста­новится собственностью юридического лица. Лишь члены кооператива при выходе из него имеют безусловное право на возврат паевого взноса. Что касается товариществ и обществ с ограниченной ответственностью, то при выходе из них участнику дол­жна быть выплачена стоимость его доли в уставном (или складочном) капитале. Права на возврат в натуре внесенного имущества, например здания или машин, за­кон не предусматривает. Возврат собственно имущества возможен, если учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь право владения и пользования этим имуществом.

Для акционерных обществ не допускается передача прав в уставный капитал. Учредители, внеся свое имуще­ство в уставный капитал, полностью утрачивают вещные права на него. При выходе из акционерного общества участник не может забрать даже свой денежный вклад. Он вправе лишь продать свои акции.

Сама возможность или невозможность изъятия из ус­тавного капитала имущества или денежного вклада су­щественно влияет на устойчивость существования орга­низаций. Организации, стремящиеся застраховать себя от произвольных действий отдельных учредителей, избира­ют форму акционерного общества. От учредителей об­ществ с ограниченной ответственностью следует доби­ваться внесения в уставный фонд имущества, а не прав на него, чтобы уменьшить риск распада организации.

Имеются другие немаловажные факторы для выбо­ра вида организации. Один из них - трансакционные издержки, под которыми понимаются расходы по сбору и обработке информации о договорных контрагентах, проведению переговоров, оформлению договоров, издерж­ки на осуществление контроля за исполнением обяза­тельств и юридическую защиту при допускаемых нару­шениях. Доказано, что структура и размеры каждой организа­ции должны определяться в зависимости от величины трансакционных издержек.

Таким образом, определение вида организации долж­но базироваться на анализе комплекса факторов, на уче­те общих интересов и возможностей субъектов, соеди­ненных торгово-хозяйственными связями.

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Написание работы позволило сделать следующие выводы.

В качестве главных субъектов коммерческой деятельности рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С точки зрения принадлежности покупателя к определенной сфере деятельности и источникам финансирования все предприятия и организации, закупающие товары на рынке, подразделяются на три основные группы: коммерческие структуры или совокупность производственных и торговых фирм (объединений), относимых законодательством к сфере предпринимательства, как правило, не имеющих бюджетных источников финансирования и действующих в основном за счет выручки от продаж товаров / услуг; некоммерческие организации и учреждения, общественные образования, финансируемые из различных источников; предприятия, организации и учреждения, находящиеся в ведении органов центральной и местной власти, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующего уровня.

Каждая из выделенных групп характеризуется особенностями поведения на рынке, специфически подходит к решению проблемы закупки необходимых товаров.

Специальными участниками рынка являются товарные биржи. Биржевую торговлю можно организовать в трех основных формах: собственно биржевая;  аукционная; ярмарочная. Все три формы исторически возникали как биржевые и лишь впоследствии выделились в самостоятельные формы.

Организационно-правовые формы торгово-предпринимательских организаций являются важным вопросом при рассмотрении субъектов коммерческой деятельности. Здесь осо­бую значимость представляет выявление и учет предпо­сылок, которыми надо руководствоваться при выборе оптимального, т.е. наиболее подходящего для данных ус­ловий вида организации.

Список литературы.

 

 

1. Коммерческое право: Учеб. Пособие для вузов/  Под ред. проф. М. М. Рассолова. – М.:ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. – 461 с.             

2. Лебедев К. К. Коммерческое право. Издательство Юридического института, Издательство юридического факультета СПбГУП, 2004. – 488 с.

3. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Юрайт, 2000. - 153 с.;

4. Якушев А. В.Коммерческое право (шпаргалка). – М: Приор, 2006. – 48 с.

         5. Костенко М.А. Коммерческое право. Курс лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 204 с.;

6. Станкевич Н.Г. Коммерческое право: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 176 с.;

 

3

 



Информация о работе Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности