Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Основу правового режима лицензирования составляет добровольное вступление субъекта, который не наделен властными полномочиями, в сфере административно-правовых отношений, осознанное и желаемое исполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством. Важным моментом является установление границ этого режима, не допуская их чрезмерного расширения или необоснованного сокращения. Это касается не только четкого определения в нормативно-правовых актах правового статуса субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит лицензированию. Нуждаются в правовой регламентации полномочия многих государственных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере лицензионной деятельности. Они должны действовать в пределах собственной компетенции, но с целью выполнения общегосударственных задач.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………….…...3
РОЗДЕЛ 1. Лицензирование в хозяйственной деятельности……….…..5
РОЗДЕЛ 2. Лицензирование в Украине………………………………....13
Порядок получения лицензии…………….…..15
Аннулирование лицензии………………….….18
РОЗДЕЛ 3. Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля………………………………………………………………………….25
ВЫВОД…………………………………………………………………….30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.97 Кб (Скачать)

 

 

ПЛАН

Вступление…………………………………………………………….…...3

РОЗДЕЛ 1. Лицензирование в хозяйственной деятельности……….…..5

РОЗДЕЛ 2. Лицензирование в Украине………………………………....13

      1. Порядок получения лицензии…………….…..15
      2. Аннулирование лицензии………………….….18

РОЗДЕЛ 3. Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля………………………………………………………………………….25

ВЫВОД…………………………………………………………………….30

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Актуальность темы. Провозглашение Конституцией Украины прав и свобод граждан как высшей социальной ценности требует наличия действующего механизма для их реализации, что предполагает предоставление приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантии их реализации в пределах отдельных правовых режимов, в частности, лицензирование, которое по содержанию является системой право обеспечивающих мероприятий, способствующих самореализации способностей гражданина в сфере предпринимательской деятельности и обеспечение безопасности на разных уровнях - национальной, региональной и личной.

Введение лицензирования в Украине обусловлено изменениями в характере воздействия государства на общественные отношения, которые развиваются в сфере социально-экономического развития государства. Проникая во много сфер производственной и социальной деятельности, оно дает возможность соблюдать баланс интересов потребителей, предпринимателей и других субъектов, с одной стороны, и государства _ с другой. Именно лицензия является документом-разрешением, на основании которого физическое или юридическое лицо имеет право осуществлять определенный вид деятельности, а потребители имеют возможность потреблять товары и услуги, уровень которых соответствует государственным требованиям и стандартам.

Основу правового режима лицензирования составляет добровольное вступление субъекта, который не наделен властными полномочиями, в сфере административно-правовых отношений, осознанное и желаемое исполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством. Важным моментом является установление границ этого режима, не допуская их чрезмерного расширения или необоснованного сокращения. Это касается не только четкого определения в нормативно-правовых актах правового статуса субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит лицензированию. Нуждаются в правовой регламентации полномочия многих государственных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере лицензионной деятельности. Они должны действовать в пределах собственной компетенции, но с целью выполнения общегосударственных задач. При этом в сфере регулирования лицензионных правоотношений должен быть соблюден баланс между общегосударственными и частными интересами, обеспечение которого позволит реализовать норму ст.42 Конституции о праве каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

Разработке проблемы государственного контроля в Украине уделялось внимание учеными, предмет исследования которых составляли методологические принципы административно-правового регулирования, становление и развитие правоотношений в сфере государственного управления, государственного контроля: В.Б. Аверьяновым, О.Ф. Андрюша, Ю.П. Битяком, В.М. Гаращуком, В.М. Горшеньовим, А.Д. Крупчаном, И.Б. Шаховым, А.А. Кармолицьким и другими.

 

 

 

 

 

 

 

РОЗДЕЛ 1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поддержание экономической системы общества в  эффективном состоянии,  как уже отмечалось, предусматривает гибкие средства влияния государства на экономические процессы. Кроме налоговых, финансово-кредитных рычагов, правил ценообразования, государство применяет и систему лицензирования некоторых видов деятельности. [1]

Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” от 1 июня 2000 г. и ряд постановлений Кабинета Министров Украины, принятых в соответствии с упомянутым Законом, определяют лицензирование как выдачу, переоформление и аннулирование лицензий — документов государственного образца, удостоверяющих право лицензиата — субъекта хозяйствования на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.[2]

Вместе с тем законодатель определяет и уточняет понятие хозяйственной деятельности по сравнению со сформулированным в ранее принятых законах Украины “О предприятиях в Украине” и “О внешнеэкономической деятельности”. Хозяйственная деятельность, по последнему определению, — любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических — субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, оказанием услуг, выполнением работ.

Таким образом, устранено противоречие, содержащееся в первоначальной редакции Закона Украины “О предпринимательстве”, согласно которому устанавливалось лицензирование предпринимательской деятельности и в то же время предусматривались виды деятельности, предпринимательство в которых не применялось (ст. 3). Возникал вопрос: какая же это деятельность, в отдельных видах которой предпринимательство не применяется?

Сейчас внесена определенность: это хозяйственная деятельность, являющаяся более широким понятием, чем предпринимательская. Поэтому лицензируется не только последняя.

Законом Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельность ” от 1 июня 2000 г. установлено, что лицензия является единым документом разрешительного характера, дающим право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, которая в соответствии с законодательством подлежит ограничению, исходя из основных принципов государственной политики в этой сфере.

Ими, в частности, являются: обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования; установление единого порядка и единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию на территории Украины. Законом установлено также, что лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции в осуществлении хозяйственной деятельности.[3]

Основные направления государственной политики в сфере лицензирования, законодательные основы ее проведения определяет Верховная Рада Украины, а реализацию этой политики осуществляет Кабинет Министров и специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, уполномоченные Кабинетом Министров, исполнительные органы советов, которым даны полномочия проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности.[4]

Закон установил компетенцию специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, органов лицензирования, экспертно-апелляционного совета, создаваемого при специально уполномоченном органе. Специально уполномоченный орган, в частности, разрабатывает основные направления развития лицензирования, проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования, согласовывает проекты таких актов. [5]

Специально уполномоченный орган совместно с органом лицензирования утверждает лицензионные условия осуществления определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением; ведет Единый лицензионный реестр.

Для осуществления своих полномочий этот орган имеет свои территориальные органы, действующие на основании положений, им утвержденных.

Распоряжения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными к исполнению органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности.[6]

Оформляет, выдает и переоформляет лицензии, их дубликаты на определенный вид деятельности орган лицензирования. Он же принимает решения о признании лицензий недействительными, аннулирует их.

Орган лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляющий предусмотренные законом полномочия, может делегировать их своим структурным территориальным подразделениям.

Перечень органов лицензирования утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 г. В него вошли, в частности, Минэкономики, Минагрополитики, Минэкоресурсов, Госстрой, Совет министров Автономной Республики Крым, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.[7]

Этот перечень предусматривает виды хозяйственной деятельности, лицензируемые этими органами. Так, Минэкоресурсов лицензирует поиск (разведку) полезных ископаемых, добычу урановых руд, выполнение топографо-геодезических, картографических работ, операций в сфере поведения с опасными отходами и т. п.

В соответствии со ст. 8 Закона лицензионные условия являются нормативно-правовым актом, положения которого устанавливают квалификационные, организационные, технологические и иные требования для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. [8]

Единый лицензионный реестр содержит сведения лицензионных реестров, которые формируют и ведут органы лицензирования по определенным видам хозяйственной деятельности, и идентификационные коды этих органов (ст. 19 Закона). Порядок формирования, ведения и пользования сведениями лицензионною реестра и предоставления их в Единый лицензионный реестр утвержден постановлением Кабинета Министров от 8 ноября 2000 г. Он устанавливает, что лицензионный реестр формируется как автоматизированная система сбора, накопления, защиты и учета сведений о субъектах хозяйственной деятельности — лицензиатов соответственно полученной ими лицензии. [9]

Реестр формируется на основе национальной системы классификации и кодирования технике-экономической информации с целью:

    • ведения в полном объеме учета субъектов хозяйствования — лицензиатов, а также выданных, переоформленных, признанных
    • недействительными, аннулированных лицензий и их копий или дубликатов;
    • реализации в соответствии с требованиями законодательства принципов доступности, гласности и открытости информации о субъектах хозяйствования — лицензиатов для заинтересованных пользователей. [10]

Деятельность арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов); Госстрой, Совет министров Автономной Республики Крым, Киевская и Севастопольская государственные администрации — централизованное водоснабжение, изготовление несущих конструкций, монтаж конструкции в строительной и ремонтно-строительной деятельности. [11]

В соответствии со своей сферой ведения лицензируют определенные виды хозяйственной деятельности Госводхоз, Госкомзем, Минтранс, Укравиатранс, Укравтотранс, Укрморречфлот и ряд других ведомств.

Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” устанавливает единый перечень видов этой деятельности, подлежащих лицензированию. К ним отнесены шестьдесят наименований таких видов, начиная от поиска (разведки) полезных ископаемых и заканчивая посреднической деятельностью таможенных брокеров и таможенных перевозчиков. Законом определены документы, которые подаются в орган лицензирования для получения лицензии, сроки для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.[12]

В целях обеспечения эффективности и рационального использования ограниченных ресурсов, создания выгодных для государства условий эксплуатации таких ресурсов Закон устанавливает, что лицензирование видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с их использованием, производится только по результатам открытых конкурсов, если поступило несколько заявлений о выдаче лицензии.[13]

К видам хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов относятся: добыча урановых руд; добыча драгоценных металлов и драгоценных камней; поставка природного газа; хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый лицензионными условиями; оказание услуг радиосвязи.[14]

Выдача лицензий органом лицензирования производится на основании заявления субъекта хозяйствования, имеющего намерение осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, который лицензируется. Решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче орган лицензирования принимает в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов, прилагаемых к нему, если специальным законом, регулирующим отношения в сфере хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензий на отдельные виды деятельности.[15]

Орган лицензирования должен оформить лицензию не позднее чем за три рабочих дня со дня поступления документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.[16]

На основании лицензии, выданной центральным органом исполнительной власти, хозяйственная деятельность проводится на всей территории Украины, а на основании лицензий, выданных местными органами исполнительной власти, — на территории соответствующей административно-территориальной единицы.[17]

Срок действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, согласно Закону, устанавливается Кабинетом Министров по представлению уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

Кабинет Министров соответственно срок действия лицензии определил в три года, а оплату за ее выдачу — в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан, если органом лицензирования является центральный орган исполнительной власти, или 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, если органом лицензирования является местный орган исполнительной власти.[18]

 

ВЫВОД

 

Исключение составляют случаи выдачи лицензий на осуществление деятельности по оказанию услуг радиосвязи (с использованием радиочастот). Постановлением Кабинета Министров Украины “О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов деятельности, размере и порядке начисления платы за ее выдачу” от 29 ноября 2000 г. установлен срок действия таких лицензий 10 лет, а оказание услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов) — 15 лет, по техническому обслуживанию сетей теле-, радио- и проводового вещания в пределах промышленной эксплуатации — 5 лет.[19]

Информация о работе Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля