Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Основу правового режима лицензирования составляет добровольное вступление субъекта, который не наделен властными полномочиями, в сфере административно-правовых отношений, осознанное и желаемое исполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством. Важным моментом является установление границ этого режима, не допуская их чрезмерного расширения или необоснованного сокращения. Это касается не только четкого определения в нормативно-правовых актах правового статуса субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит лицензированию. Нуждаются в правовой регламентации полномочия многих государственных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере лицензионной деятельности. Они должны действовать в пределах собственной компетенции, но с целью выполнения общегосударственных задач.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………….…...3
РОЗДЕЛ 1. Лицензирование в хозяйственной деятельности……….…..5
РОЗДЕЛ 2. Лицензирование в Украине………………………………....13
Порядок получения лицензии…………….…..15
Аннулирование лицензии………………….….18
РОЗДЕЛ 3. Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля………………………………………………………………………….25
ВЫВОД…………………………………………………………………….30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.97 Кб (Скачать)

Государственный надзор за соблюдением органами лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования путем проведения плановых и внеплановых проверок. Этот орган, а также органы лицензирования в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий.[20]

Государственные контролирующие органы и органы местного самоуправления в случае выявления нарушения лицензионных условий обязаны уведомить об этих нарушениях орган лицензирования.[21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЗДЕЛ 2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В УКРАИНЕ

 

Лицензией является разрешительный документ, подтверждающий наличие у субъекта хозяйственной деятельности возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. Лицензирование позволяет государству осуществлять контрольные функции через косвенное влияние на СПД, основанное прежде всего, на установлении правовых основ лицензирования. Система лицензирования в Украине находится в процессе становления. Об этом свидетельствует большое количество проблем и противоречий, возникающих вокруг вопроса лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности, а также противоречивого и сложного процесса формирования системы органов лицензирования, который проходит с неоправданными расходами и сбоями, отражающий проблемы и трудности украинской экономики на сегодняшний день.

Основными нормативными документами, определяющими порядок получения лицензии в Украине являются:

1) Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” от 01.06.2000 года № 1775-III;

2) Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности” от 04.07.2001 года №756.

Процедура поручения лицензии разделяется на следующие стадии:

1. Обращение субъекта  хозяйствования с заявлением  в соответствующий орган лицензирования;

2. Рассмотрение заявления и принятие решения;

3. Выдача лицензии в  случае отсутствия оснований для отказа в ее выдаче.[22]

Кроме того, в отдельных случаях может иметь место стадия проведения конкурса на получение лицензии, что связано с необходимостью обеспечения эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов, применение новейших технологий и оборудования, создания выгодных для государства условиях эксплуатации таких ресурсов, лицензирования видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений о выдаче лицензий.

Cрок выдачи лицензии составляет десять рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.

Сталкиваясь с вопросом получения лицензии необходимо знать, что Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” определяет ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

 

 

 

 

 

 

2.1. Порядок получения лицензии

 

Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” предусматривает три подхода к получению лицензии: по принципу подачи заявки, по разрешительному принципу, по конкурсу.

Принцип подачи заявления означает, что для получения лицензии субъект предпринимательской деятельности может подать заявление на получение лицензии и копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (или вместо копии свидетельства - копию справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины). Таким образом, предприниматель декларирует свое желание проводить хозяйственную деятельность определенного вида, и на основании поданного заявления и копии “паспорта предпринимателя” такому лицу выдают лицензию. При этом, органу лицензирования запрещено требовать какие-либо другие документы. [23]

Разрешительный принцип, который распространяется на большинство видов хозяйственной деятельности, состоит в том, что кроме заявления и копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, нужно подать и другие документы, которые подтверждают возможность предпринимателя осуществлять хозяйственную деятельность определенного вида в соответствии с лицензионными условиями. Исчерпывающий перечень этих документов устанавливает Кабинет Министров Украины.

На конкурсных основаниях выдают лицензию на те виды хозяйственной деятельности, которые связаны с использованием ограниченных ресурсов, при условии, что в орган лицензирования поступило несколько заявлений.

К этим видам законодательство относит следующие:

  • добыча урановых руд;
  • добыча драгоценных металлов и драгоценного камня;
  • поставка природного газа по регулируемым, по нерегулируемым тарифам;
  • хранение природного газа в объеме, превышающем уровень, установленный в лицензионных условиях;
  • предоставление услуг радиосвязи (с использованием радиочастот).

Срок действия лицензии на проведение деятельности по предоставлению услуг радиосвязи (с использованием радиочастот) составляет 10 лет. Лицензию на предоставление услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов) выдают на 15 лет, лицензию на техническое обслуживание сетей теле-, радио- и проводного вещания в рамках промышленной эксплуатации - на 5 лет, лицензию на выпуск и проведение лотерей, которую выдает Министерство финансов в процессе переоформления регистрационных свидетельств в соответствии с Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью внедрения контроля за осуществлением лотерейной деятельности”, - на 12 лет. Лицензии на осуществление хозяйственной деятельности всех других видов действительны на протяжении 3 лет.

Ранее по окончании срока действия лицензии ее можно было продлить на основании заявления субъекта предпринимательской деятельности в порядке, установленном для ее выдачи. После выхода Закона Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” продление лицензии, как таковой больше не осуществляется. Теперь нужно в общем порядке получить новую лицензию.

При этом необходимо помнить о такой норме: новую лицензию орган лицензирования выдаст не ранее, чем в последний рабочий день действия предшествующей лицензии.[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Аннулирование лицензии

Аннулирование лицензии определено в Законе как лишение лицензиата органом лицензирования права на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.

Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины (сейчас — Департамент лицензирования и регистрации Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства). Применение этой санкции в последнее время было очень распространено в отношении доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний.

Аннулирование лицензии по решению органа лицензирования, предусмотренное в ст.21 Закона “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”, является одним из наиболее серьезных оперативных средств охранительной направленности. В отличие от ст. 4 Закона “О предпринимательстве, которая определяла три основания аннулирования лицензии, ст.21 Закона “О лицензировании...” называет 9 оснований ее аннулирования. Это заявление лицензиата об аннулировании лицензии; акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий (повторное нарушение — совершение лицензиатом в течение срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение);

решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица — субъекта предпринимательской деятельности;

    • акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;
    • акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности;
    • акт об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;
    • акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий — решение органа лицензирования или специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных условий; невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности.

Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение десяти рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается (направляется) лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее трех рабочих дней с даты его принятия.

Рассмотрение вопросов об аннулировании лицензии на основании акта об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

    • акта о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;
    • акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности;
    • акта о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий осуществляется органом лицензирования с обязательным приглашением лицензиата или его представителей.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через десять дней со дня его принятия.

В случае аннулирования лицензии на основании акта о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий, акта об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, акта о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии, акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности, акта о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий субъект хозяйствования может получить новую лицензию на право проведения этого вида хозяйственной деятельности не ранее чем через год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии.

В практике возможны случаи неправомерного применения органами лицензирования такой санкции как аннулирование лицензии. Для защиты прав предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования подобных действий компетентных органов. В ст.4 Закона “О лицензировании...” указано, что решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

 

         Так, частью 1 статьи 21 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» приведены 9 оснований аннулирования лицензии. Но анализ этих положений позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень является исчерпывающим, т.е. не допускается лишение лицензии по основаниям, не указанным в статье 1 указанного закона.

Основания для аннулирования лицензии

1

заявление лицензиата об аннулировании лицензии

2

акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий

3

наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей сведений о нахождении юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывания физического лица - предпринимателя в состоянии прекращения предпринимательской деятельности) или о государственной регистрации его прекращения (государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя)

4

нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица – предпринимателя 

5

акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии 

6

акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности 

7

акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений 
лицензионных условий

8

акт о невозможности лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности 

9

акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования 

Кроме того , с учетом подзаконных актов к доплнительным основаниям аннулирования лицензии можно также отнести:

1

наличие решения суда об ограничении  физического лица - предпринимателя  в дееспособности, признания его психически больным и т.д.

2

осуждение предпринимателя лицензиата к уголовному наказанию в виде запрета заниматься видом деятельности, на который выдана лицензия

3

нарушение лицензиатом налогового и другого законодательства

4

наличие лицензиата в "черных списках" органов по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем

5

несоответствие деятельности лицензиата требованиям международных обязательств Украины в сфере экологии (например, в области производства пестицидов и агрохимикатов, обращения с опасными отходами и т.д.)

6

другие причины


          К сожалению, эти нормы не в полной мере отражают баланс интересов органов лицензирования и хозяйствующих субъектов, так как за нарушение порядка лицензирования и лицензионных условий относительно субъектов хозяйствования установлены четкие меры ответственности (штрафные, аннулирования лицензии и т.п.). В то же время, за задержку в выдаче лицензии, невыдачу лицензии, нарушение других требований законодательства орган лицензирования максимум может нести ответственность в форме восстановления нарушенного права субъекта хозяйствования.

           Лицензиату необходимо обращать особое внимание на случаи, при которых лицензия может быть аннулирована. Аннулирование лицензии может происходить как вследствие правомерных действий или событий (заявление об аннулировании лицензии, смерть предпринимателя лицензиата), так и вследствие нарушения лицензиатом требований действующего законодательства Украины. [25]

ВЫВОД

Так, вышеуказанным законом определены следующие виды ответственности органов лицензирования в Украине:

- согласно части 5 статьи 19 Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” орган лицензирования несет ответственность за сохранность лицензионного дела;

- частью 1 статьи 22 Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” должностные лица органов лицензирования и специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования в случае несоблюдения законодательства в сфере лицензирования несут ответственность согласно закона. 

К сожалению, эти нормы не в полной мере отражают баланс интересов органов лицензирования и хозяйствующих субъектов, так как за нарушение порядка лицензирования и лицензионных условий относительно субъектов хозяйствования установлены четкие меры ответственности (штрафные, аннулирование лицензии и т.п.). В то же время, за задержку в выдаче лицензии, невыдачу лицензии, нарушение других требований законодательства орган лицензирования максимум может нести ответственность в форме восстановления нарушенного права субъекта хозяйствования.

Лицензиату необходимо обращать особое внимание на случаи, при которых лицензия может быть аннулирована. Аннулирование лицензии может происходить как вследствие правомерных действий или событий (заявление об аннулировании лицензии, смерть предпринимателя лицензиата), так и вследствие нарушения лицензиатом требований действующего законодательства Украины. 

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о необходимости постоянного контроля лицензиатом законности осуществления своей деятельности, что требует полного контроля со стороны штатного юриста или квалифицированного специалиста юридической компании.

Таким образом, аннулирование лицензии прекращение действия лицензии субъекта предпринимательства по основаниям, предусмотренным законодательством. Надзор, контроль и ответственность в сфере лицензирования Государственный надзор за соблюдением органами лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Он осуществляет внеплановые проверки соблюдения органами лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования только на основании поступления к нему в письменной форме заявления сообщения о нарушении требований законодательства в сфере лицензирования, или в целях проверки выполнения распоряжений об устранении нарушений органом лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования. Орган лицензирования при проверке предоставляет специально уполномоченному органу по вопросам лицензирования решения и другие документы по вопросам лицензирования и обеспечивает условия для проведения проверки.[26]

РОЗДЕЛ 3. ЛИЦЕНЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЬЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ


„Понятие лицензирования и характеристика его правового режима” исследуется проблема определения содержания лицензирования. Прежде всего определяются группы лицензионных отношений - те, что возникают: по поводу создания и организации деятельности органов, которые лицензируют; между органами исполнительной власти и лицами, которые желают получить, получили или потеряли лицензию; в случае наличия оснований привлечения к юридической ответственности (в частности, административной). Внешнее выражение лицензирования заключается в выдаче разрешительных документов с определением в них параметров поведения для владельца лицензии. Лицензированию подлежат те виды деятельности, в стимулировании развития которых заинтересовано государство (страхование, связь, медицинская деятельность и т.п.). Оно осуществляется с целью предупреждения возможных правонарушений, объективно противоправных деяний и предотвращения общественно опасных действий по причинам объективного характера, неподконтрольных человеку, в том числе при воздействии источников повышенной опасности. [27]

Лицензия является важным средством управленческого воздействия, индивидуальным регулятором общественно значимого поведения в сфере предпринимательской деятельности. Лицензионные правоотношения можно разделить с другими правоотношениями (например, имущественными) на основании особенностей, которые они имеют: организационный, волевой, распорядительный характер; участники правоотношений связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями; взаимное поведение участников правоотношений должна быть индивидуализирована и четко определена, а права и обязанности персонифицированы; проходят через сознание их участников; выступают как юридическое выражение реально существующих отношений, складывающихся в сфере защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства; возникают, изменяются, прекращаются соответственно в административно-правовых норм, влияющих на поведение людей и через него реализуются; охраняются государством.

Основу правового режима лицензирования составляет разрешительный тип правового регулирования, который дополнительно можно определить условным потому, что: во-первых, правомочия могут быть предоставлены при условии, что субъект (лицензиата, лицензиар) имеет соответствующую правоспособность; во-вторых, лицензиат обязан соблюдать многочисленных лицензионных требований и условий. Правовой режим лицензирования характеризуется диспозитивностью право обладание, императивностью право реализации, сочетанием этих методов при прекращении деятельности в рамках специального правового статуса субъекта лицензионной деятельности. Кроме лицензионного, существуют другие правовые режимы, где реализация или приобретение гражданином-предпринимателем прав связана с условиями предварительного обращения к органам исполнительной власти: уведомительный (от слова - сообщения) и регистрационный режимы.

В отличие от лицензионного, уведомительный режим не связан с предоставлением потенциальных прав лицам, а опосредует реализацию некоторых общих прав (на проведение собраний, митингов и т.п.). Регистрационный режим, в отличие от лицензионного, связанный с реализацией обязанности относительно осуществления государственного учета, фиксацией свершившегося факта, обеспечением определенного режима деятельности объекта.[28]

„Условия введения лицензирования” исследуются особенности введения лицензирования в отдельных сферах предпринимательской деятельности, осуществляется их обобщение с целью формулирования подходов определения тех сфер предпринимательства, должны быть лицензированы. Определяется, что лицензирование необходимо для того, чтобы государство, в лице уполномоченных органов, должностных лиц, могла контролировать те сферы предпринимательской деятельности, которые, во-первых, влияющих на обеспечение безопасности, и, во-вторых, для защиты государством имущественных интересов. К первой группе относится предпринимательская деятельность, которая влияет на обеспечение безопасности: личности, если:

    • деятельность связана с эксплуатацией источников повышенной опасности или опасным характером выполняемых работ;
    • деятельность направлена на подготовку специалистов, занятых на эксплуатации источников повышенной опасности или выполнении опасных работ; деятельность связана с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
    • общества, если: деятельность связанная с использованием количественно ограниченных объектов национального богатства, которые представляют экологическую, экономическую или иную культурную ценность;
    • государства, если: деятельность связана с использованием предметов, представляющих опасность экономическому суверенитету и государственной безопасности при их ненадлежащем использовании;
    • деятельность связана с обеспечением государственной тайны либо с выполнением государственных программ. Ко второй группе отнесена деятельность по защите имущественных интересов:
    • граждан (юридических лиц), если: деятельность связана с привлечением имущества от неограниченного круга лиц в сферу предпринимательства;
    • деятельность связана с ликвидацией последствий неквалифицированного ведения хозяйственной деятельности;
    • обеспечение нормального хода экономических процессов: деятельность связана с предупреждением негативных экономических явлений (например, управление инфляционных процессов);
    • удовлетворение макроэкономических общественных потребностей (обеспечение других субъектов свободными денежными ресурсами, банковская деятельность);
    • устранение негативных финансово-экономических явлений (нормализация расчетных отношений в национальной экономике);
    • обеспечение реализации экономических функций государства (например, страхование, внешнеэкономическая деятельность). С другой стороны, с целью определения тех сфер предпринимательства, подлежащих лицензированию, и их разграничение с деятельностью государственных органов предпринята попытка конкретизировать направления деятельности государства по реализации прав граждан и юридических лиц через философские категории общего,
    • особенного и единичного: охрана здоровья, окружающей среды, обеспечения безопасности и других общих законных интересов;
    • реализация интересов отдельных групп, являются сложными коллективными субъектами, если эти интересы не противоречат общегосударственным; формирование правосубъектности лиц и правового режима их деятельности.[29]

Информация о работе Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля