Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Основу правового режима лицензирования составляет добровольное вступление субъекта, который не наделен властными полномочиями, в сфере административно-правовых отношений, осознанное и желаемое исполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством. Важным моментом является установление границ этого режима, не допуская их чрезмерного расширения или необоснованного сокращения. Это касается не только четкого определения в нормативно-правовых актах правового статуса субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит лицензированию. Нуждаются в правовой регламентации полномочия многих государственных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере лицензионной деятельности. Они должны действовать в пределах собственной компетенции, но с целью выполнения общегосударственных задач.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………….…...3
РОЗДЕЛ 1. Лицензирование в хозяйственной деятельности……….…..5
РОЗДЕЛ 2. Лицензирование в Украине………………………………....13
Порядок получения лицензии…………….…..15
Аннулирование лицензии………………….….18
РОЗДЕЛ 3. Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля………………………………………………………………………….25
ВЫВОД…………………………………………………………………….30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.97 Кб (Скачать)

„Государственная регистрация как условие осуществления предпринимательской деятельности, что лицензируется” указано, что одним из условий осуществления предпринимательской деятельности в Украине является ее государственная регистрация. В развитых европейских странах существует два вида регистрации предпринимательства: в специальном судебном реестре при органах юстиции (Эстония, Венгрия) или специально созданным для этого органом регистрации (Великобритания), а процедура регистрации предусматривает более упрощенный порядок, чем в Украине.[30]

Сегодня в Украине регистрация проводится в 764 структурных подразделениях органов государственной власти и органов местного самоуправления. До осуществления регистрации привлечено свыше 1300 специалистов, из которых более 1000 выполняют эту функцию параллельно с другими обязанностями. В среднем по Украине на одного специалиста приходится 372 регистрационные действия на год.

 Существующая практика  регистрации и лицензирования  убеждает в необходимости реорганизации  системы действующих органов  с соответствующими полномочиями  в отдельные подразделения органов  исполнительной власти и местного  самоуправления с целью повышения  эффективности и качества их  деятельности, уменьшение численности  привлеченных специалистов, введение  общих принципов их функционирования  с учетом территориальных особенностей.[31]

 

 

ВЫВОД

В заключении изложены общие теоретические итоги и практические предложения, выработанные в процессе исследования проблемы государственного контроля в сфере лицензионной деятельности.

1. Лицензирование является формой исполнительной деятельности уполномоченных государственных органов, выраженной в санкционировании, официальном признании за определенными законом субъектами прав на занятие отдельными видами деятельности, которые связаны с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства, что обусловливает необходимость высокого профессионализма и соответствующей квалификации исполнителей.

2. Признаки лицензирования: осуществляется уполномоченными органами с целью организации деятельности граждан и юридических лиц в сферах, которые требуют неукоснительного выполнения параметров и соблюдение определенной правовой поведения; основано на принципах: ограничение государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, демонополизация профессиональной деятельности, соблюдения гражданами условий лицензирования, координация и специализация управленческого воздействия, профессиональная компетентность; является формой контроля за приобретением специального статуса в сфере предпринимательской деятельности; особым административно-правовым режимом, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующие особое сочетание взаимодействующих между собой разрешений, запретов, позитивных обязательств и заключается в получении субъектом специального правового статуса, в структуре которого преобладают обязанности, определены уполномоченными органами согласно действующему законодательству; императивные предписания и запреты для лицензионных видов деятельности установлены с целью реализации публичного интереса; реализуется в правовой форме - лицензии.

3. Особенности правового режима лицензирования: административно-правовым; установление зависит от волеизъявления субъекта, добровольно вступает в этой сфере общественных отношений; уполномоченные органы (их должностные лица) наделены компетенцией относительно приобретения правового статуса субъектов; большинство обязанных субъектов в лицензионных правоотношениях субъектами, обладающими специальным правовым статусом, который они приобретают вследствие соответствующей деятельности уполномоченных органов в пределах компетенции.

4. Государственный контроль в сфере лицензионной деятельности является разновидностью государственного контроля предпринимательской деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами (их должностными лицами) в конкретной сфере хозяйствования и за конкретными условиями и заключается в определении видов предпринимательской деятельности, которая подлежит лицензированию, оценке реального состояния хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, что является предметом лицензирования, применении определенного действующим законодательством порядке лицензирования, использования соответствующих форм контроля и привлечения к юридической ответственности субъектов (физических и юридических лиц - предпринимателей), которые нарушили общеобязательные правила в сфере лицензирования. Обоснована целесообразность принятия единого нормативно-правового акта программного направления - закона о государственном контроле предпринимательской деятельности.

5. К принципам государственного контроля в сфере лицензионной деятельности отнесены: законность, корректность, централизм (субординация в служебных отношениях), плановость, профессионализм, научность, объективность, полнота, беспристрастность, действенность, комбинирование, гласность, взаимодействие, ответственность контролирующего органа (должностного лица) перед государством за результаты контроля, презумпция невиновности.

6. По признаку статуса  субъекта контроля предлагается  выделить три группы субъектов: органы государственного контроля; органы общественного и негосударственного  контроля; международные организации, которые осуществляют контроль.

7. Формы государственного  контроля в сфере лицензионной  деятельности можно классифицировать  по разным признакам. Вместе с  тем, контроль чаще всего осуществляется  в таких правовых формах как  ревизии и проверки. Различные  признаки классификации имеют  и методы контроля. Применение  различных методов контроля в  сфере лицензионной деятельности  обусловливается следующими факторами: необходимость обеспечения самостоятельности  субъектов предпринимательства, наличие  различных форм собственности, реализация  демократических принципов развития  государства. Кроме этого, существует  отдельный метод, использование  которого должно быть четко  урегулирован нормами действующего  законодательства - принуждение.

8. Анализ особенностей использования принуждения в процессе государственного контроля в сфере лицензионной деятельности позволил сформулировать следующие предложения:

- закрепить ограничение  права органов государственной  налоговой службы на проведение  проверок в порядке контроля за наличием лицензий. Право осуществлять плановые и внеплановые проверки наличия лицензий целесообразно предусмотреть только для специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования;

- изъять часть шестую п.11 ст.11 Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине”. Одновременно предусмотреть внесение изменений в ст.255 Украины, закрепив право органов государственной налоговой службы составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.164 Украины. Такие протоколы могут быть составлены по результатам осуществления плановых и внеплановых проверок, которые осуществляются не в порядке контроля за наличием лицензий, а по другим основаниям, предусмотренным в действующем законодательстве относительно деятельности органов государственной налоговой службы;

- разграничить административную, хозяйственно-правовую, финансовую  ответственность за нарушение  правил и условий лицензирования. Поскольку Хозяйственный кодекс  Украины (ГК) четко определяет, какие  именно меры воздействия признаны  административно-хозяйственными санкциями, то такие санкции применяются  к субъектам предпринимательства - физических и юридических лиц, которые совершили нарушение  в сфере хозяйствования. Только  в случае совершения административного  проступка по ст.164 Украины налагается  административное взыскание. Финансовая  ответственность наступает на  нарушение порядка и условий  лицензирования участниками финансовых  правоотношений (правоотношения в  сфере банковской деятельности, налоговые правоотношения и т.п.);

- систематизировать основания  применения таких административно-хозяйственных  санкций, как приостановление действия  лицензии и аннулирование лицензии, содержащихся в нормативно-правовых  актах различной юридической  силы. При этом систематизированы нормы следует изложить в форме отдельных статей, которые включить в состав норм Главы 27 ГК. Эти нормы будут содержаться в статьях, которые будут расположены после ст.245 ГК.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Мерсер Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. — М.:Прогресс, 1991. — С. 429.
  2. Михасюк I., Мельник А., Крупа М., Залога 3. Державне регулювання економ. — К., 2000.
  3. Осипов Ю. М. Хозяйственный механизм государственно-монополистического капитализма. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 386—387 и др.
  4. Гореславский А. С. Торговля между ЕС и СИТА- балансируя на грани войны //Внешняя торговля. — 2000. — № 5—6. — С. 27.
  5. Государство в меняющемся мире // Общество и экономика. — 1997. — № 6. — С. 189, 192.Там же. — С. 190—202.
  6. Шелков В. // Правда. — 1992. — 28 января.
  7. Кулагин М. И.  Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. — М., 1987. — С. 167—168, 18—20.
  8. Горохова К. Г., Семеко Г. В. Государственно-монополистическое регулирование промышленности. — М.: Знание, 1986. — С. 26.
  9. Коваленко Ю. У французов есть свои пятилетки // Известия. — 1992. — 31марта; Капиталистические и развивающиеся страны. — М.: Вища школа, 1990. — С. 263—264. 
  10. Лолаева С. А говорят, альтернативы нет // Правда. — 1992. — 11 января. 
  11. Галкин А. А., Котов В. Н. и др. Капитализм сегодня: парадокс развития. — М.:Мысль, 1989. — С. 288—290, 287; Хироси Окумура. Корпоративный капитализм в Японии. — М.: Мысль, 1986. — С. 5, 23, 254, 262 и др.
  12. Михеев В. Новоиндустриальные страны Азии: как создавалось “чудо”. — Донецк, 1992.
  13. Максимов А. А. Экономика Тайваня: итоги и перспективы развития. — М.:Наука, 1991. — С. 126, 127—129.
  14. Грейсон Дж. мл., О’Деля К. Американский менеджмент на пороге XXI века. —М.: Экономика, 1991. — С. 312.
  15. Кати, Стэнли. Не следует ли в Восточной Европе присмотреться к опыту Азии //Экон. и жизнь. — 1991. — № 21. — С. 17.
  16. Современные Соединенные Штаты Америки // Энцикл. справочник. — М.:Политиздат, 1988. — С. 152.
  17. Предпринимательское (хозяйственное) право. — М.: Юристь, 1999. — С. 518—525 и др.;
  18. Хозяйственное право / Под ред. В. В. Лаптева. — М.: Наука, 1986. — С. 17—61; Мамутов В. К. Конституция Украины и развитие хозяйственного законодательства // Предпринимательство, хозяйство и право. — К., 1997. — № 1; Марущак В. П. Держане регулювання, планування 1 ринок. — К.: УАДУ, 1998; Правове регулювання господарських в!дносин за участю промислових тдприемств / За ред. В. М. Гайворонського, В. П. Жушмана. — Харюв: Право, 2000. — С. 99—103. 
  19. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1935.— Т. 2. — С. 341.
  20. Кучерявенко Н. П. Налоговое право. — Харьков, 1997. — С. 290. 
  21. Пшонка В. П. Господарсько-правоі способи…
  22. Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” от 01.06.2000 года № 1775-III;
  23. Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности” от 04.07.2001 года №756.
  24. Постановление Кабинета Министров Украины “О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размеры и порядок зачисления платы за ее выдачу” от 29.11.2000 № 1755;
  25. Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью внедрения государственного контроля за осуществлением лотерейной деятельности” от 21.09.2000 № 1969-ІП.
  26. Саниахметова Н.А. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО Учебное пособие. Харьков “Одиссей” 2000, 2000.

27. Витвицкий С.С. Основные принципы государственного контроля предпринимательской деятельности // Вестник Запорожского юридического института МВД Украины. - 2001. - №3.- С. 77-80.

28. Витвицкий С.С. К постановке проблемы государственного контроля в сфере лицензирования предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы государственного управления, Сборник научных трудов. Украинская академия государственного управления при Президенте Украины. Харьковский региональный институт, 2002. - №13.Ч.2. - С.281-284.

29. Витвицкий С.С. Формы и методы государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Национального университета внутренних дел. - 2002. - Вип.20. - С.189-192.

30. Витвицкий С.С. Государственная регистрация и лицензирование субъектов предпринимательской деятельности: сравнительный анализ // Государство и право. - 2002. -№18. - С.240-244.

31. Витвицкий С.С. Особенности юридической ответственности за предпринимательскую деятельность без лицензии // Вестник Запорожского юридического института МВД Украины. -2002. - №4. - С. 108-114.

 

 


Информация о работе Лицензионная деятельность, как объект государственного контроля