Анализ патентно-лицензионной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:41, реферат

Краткое описание

Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации основано на новой правовой базе как для патентно-лицензионной деятельности в стране, так и международного сотрудничества, и, в целом, адекватной правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой, но не достаточно разработанной в части защиты интересов российских предприятий даже по сравнению с тем же Советским Союзом.

Файлы: 1 файл

2.1 анализ патентно-лиц. сит. в рф.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Анализ патентно-лицензионной деятельности. 

2.1 Анализ патентно-лицензионной ситуации в России.

     Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации основано на новой правовой базе как для патентно-лицензионной деятельности в стране, так и международного сотрудничества, и, в целом, адекватной правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой, но не достаточно разработанной в части защиты интересов российских предприятий даже по сравнению с тем же Советским Союзом.

     Введение  в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия “патент” вместо ранее используемого авторского свидетельства означало, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам. Казалось, преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - 10 млн. долларов, посредник в переговорах по продаже игры - около 35 млн. долларов, а фирма NINTENDO заработала только на ручном варианте игры 2 млрд. долларов США. Действуй тогда новый Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих поколений. Но на практике, если бы такая ситуация имело место сейчас – ему было бы очень не просто реализовать свои права.

     В Патентном законе Российской Федерации  нет упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое  лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями. И к настоящему моменту к счастью уже практически забыт тот факт, что в СССР внутренняя торговля лицензиями была официально запрещена.

     Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает необходимости  получения разрешения на продажу  объектов промышленной собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными. Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения или промышленного образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя (международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах, национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, напрямую участвующих в международных лицензионных операциях с фирмами других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли в стране. Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в значительной мере могут быть использованы применяемые в международной практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы отечественных продавцов и покупателей лицензий.

Информация о работе Анализ патентно-лицензионной деятельности