Гражданско-правовой договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы для изучения определяется тем значением, которое имеет гражданско-правовой договор в нашей стране, усилением его роли в регулированиия различного вида гражданско-правовых правоотношений. Данная тема интересна тем, что она позволяет систематизировать знания по правовым основам применения гражданско-правовых договоров в механизме рыночной экономики Республики Беларусь, применить полученные знания в правоохранительной деятельности.
Кроме того, договор одна из наиболее древних правовых конструкций. Ранее его в истории складывавшегося обязательственного права возникли только деликты.

Файлы: 1 файл

Гражданско-правовой договор.doc

— 494.50 Кб (Скачать)

7) Банки не имеют права отказать  клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 774 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Аналогичная норма воспроизведена и в ст. 200 Банковского кодекса Республики Беларусь: «Банк обязан заключить договор текущего (расчетного) банковского счета с любым физическим или юридическим лицом, обратившимся с предложением открыть ему текущий (расчетный) банковский счет, на условиях, определенных банком для открытия данных счетов» [3].

8) Поставщик, в том числе монополист, не имеет права отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

9) Субъекты естественных монополий  в определенных случаях не  вправе отказываться от заключения  договоров с отдельными потребителями (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях») [9].

Следует отметить также, что исходя из положений п. 4 ст. 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что требование о понуждении к заключению договора может быть заявлено и рассмотрено лишь в судебном порядке. Иные формы защиты в этом случае не применяются.

Договор может быть заключен одним из следующих способов:

    • общепринятым способом (когда договор является результатом свободного соглашения сторон);
    • в обязательном порядке (ст. 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
    • путем присоединения (договор присоединения) (ст. 398 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
    • на торгах (ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2].

Два первых способа были рассмотрены ранее. Теперь остановимся на договоре присоединения и заключении договора на торгах.

Следует отметить, что действующее гражданское законодательство, являясь действенным регулятором экономических отношений, предусматривает и механизмы достаточной защиты интересов участников в отношениях, когда экономические силы сторон не одинаковы, как и их заинтересованность в установлении договорных отношений.

В этом смысле большой интерес представляет договор присоединения. В ст. 398 Гражданского кодекса Республики Беларусь указано, что договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом [2].

Конструкция договора присоединения наряду с публичным договором относится к числу ограничивающих абсолютную свободу договора.

Общим для указанных договоров, применяемых и в нашей, и в других странах, служит то, что они направлены на типизацию договорных форм.

Перечисленные особенности договоров присоединения в равной мере относятся к деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь на современном этапе. В силу этого, договор присоединения следует рассматривать как способ заключения договора. Поэтому таким способом могут быть заключены многие гражданско-правовые договоры, в том числе и публичные. Это могут быть договоры на энергоснабжение, газоснабжение, банковское и страховое обслуживание, перевозки транспортом общего пользования, гостиничного обслуживания и т.п., если такой способ заключения договора будет закреплен соответствующим нормативным актом [48, c. 90].

В ст.ст. 417-419 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрен еще один способ заключения договора - путем проведения торгов (с лицом, выигравшим торги). Появление таких общих норм, регулирующих заключение договора, в том числе хозяйственного, на торгах, и необходимость их комментирования имеет свои причины. В коммерческой практике и соответственно в системе договорных отношений все активнее используются такие правовые конструкции, характерные для рыночной экономики, как аукционы и конкурсы, торги и тендеры. Службой судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь часто проводятся публичные торги, обеспечивающие действенность исполнения судебных решений [2].

Эти нормы применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными правовыми актами. Заключение договоров на торгах имеет место в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий). Имущественное право также может быть предметом торгов. Например, участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесного аукциона.

Исключением являются договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности и т.п. [55, c. 47]

Цель торгов заключается в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего оптимальные для продавца (заказчика торгов) условия договора. Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных правовых актах.

В числе законодательных актов - акты Президента Республики Беларусь и законы. Имеются также постановления Правительства Республики Беларусь и ведомственные правовые акты.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь предусмотрен следующий порядок. Сам собственник вещи или же обладатель имущественного права, который решил заключить договор об отчуждении имущества, может сам организовать торги либо обратиться к услугам специализированной организации, которая в данном случае и выступает в качестве организатора торгов. Таким образом, такая организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени (п. 2 ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2].

Договор заключается с победителем торгов. В то же время существует ряд исключений из обозначенного выше правила. Такие исключения должны быть оговорены в законодательстве. Например, из имущества должника, из которого возможно погашение требований кредиторов, в том числе посредством проведения торгов, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (ст.ст. 100, 101) [11].

Торги проводятся либо в форме аукциона, либо в форме конкурса. Форма их определяется самим собственником продаваемой вещи (обладателем имущественного права), если иное не предусмотрено законодательством. Различие между этими двумя формами торгов заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия (п. 4 ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2]. Аукцион нацелен, как правило, на обнаружение покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс предназначен для выбора лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечения возможных оферентов (лиц, способных сделать предложения о заключении договора). Конкурс же выступает в качестве некой разновидности публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей правовой природе - односторонняя сделка.

Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов [56, c. 111].

В конкурсе или аукционе должно участвовать два или более лица, иначе они теряют всякий смысл. Именно поэтому п. 5 ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися [2].

По изложенным выше правилам должны проводиться и публичные торги в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством (п. 6 ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2].

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. В открытом аукционе и конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе или конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Организаторы торгов должны исполнять определенные обязанности и нести ответственность за их неисполнение (ст. 418 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2].

Если иное не предусмотрено законодательством, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

По своей сути извещение о проведении торгов является односторонней сделкой, порождающей соответствующие правовые последствия. Так, между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором этих торгов устанавливается обязательственное правоотношение, в силу которого данное лицо, изъявившее желание участвовать в торгах, имеет право требовать от организатора торгов принятия и рассмотрения его предложения. Однако в силу п. 3 ст. 418 Гражданского кодекса Республики Беларусь организатор открытых торгов, сделавший извещение (если иное не установлено в законодательстве), вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до его проведения. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор же закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов [2].

Вместе с тем определенные обязательные условия возлагаются и на участников торгов. Они обязаны внести задаток в том размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Эта обязанность возлагается на участников торгов с той целью, чтобы отсечь от торгов недобросовестных участников и тем самым обеспечить выполнение обязательств, возникших в результате проведения торгов. Если те не состоялись, задаток подлежит возврату. Он возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их [38, c. 177].

Проведение торгов является юридическим фактом, а конкретнее - действием, совершаемым по воле людей, то есть сделкой. Вся процедура проведения торгов может включать несколько сделок. Во всяком случае, большинство авторов рассматривает в качестве самостоятельного юридического факта извещение о проведении торгов с целью заключения договора на проведение торгов. В нем участвует собственник (владелец) продаваемого имущества или организатор торгов, с одной стороны, а также все желающие принять участие в торгах - с другой. А протокол по итогам торгов тоже самостоятельный юридический факт, фиксирующий договорные отношения между организатором и победителем торгов [50, c. 66].

Лицо, выигравшее торги, и их организатор подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, имеющий силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить выигравшему торги лицу убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Из этих общих правил о заключении договоров на основе торгов имеются некоторые изъятия, когда стороны подчиняются специальным правилам. Однако эти специальные правила не могут противоречить общим принципам заключения, организации и проведения торгов (ст.ст. 417-419 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2].

Результатом проведения торгов является возникновение между организатором и победителем торгов обязательства по заключению соответствующего договора. Пункт 5 ст. 418 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает правила подписания протокола о результатах торгов. Здесь же указано, что протокол о результатах торгов имеет силу договора. Поскольку договор здесь заключается на основе проведения торгов, его действительность (или недействительность) зависит от действительности (недействительности) проведенных торгов. Если торги, проведенные с нарушением установленных законом правил, будут признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, недействительным признается и договор, заключенный с лицом, выигравшим торги (ст. 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [2]. С иском в суд о признании недействительными торгов, проведенных с нарушением установленных законом правил, могут обращаться заинтересованные лица. С указанным иском в суд могут обращаться не только участники конкурса и аукциона, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе). В этом случае незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.

Информация о работе Гражданско-правовой договор