Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы:- выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; -познакомится с формами государственного регулирования экономики; -рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; -раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; -определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Файлы: 1 файл

Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности.... реферат.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

- Региональные  программы, охватывающие деятельность  отдельных частей экономики. В  некоторых странах для социально-экономического  развития регионов используют  региональное планирование;

- Целевые программы.  Они предусматривают развитие  конкретных направлений, например, научных исследований, а также  поддержку отдельных групп населения;

- Отраслевые  программы, направленные на развитие  отдельных отраслей;

- Чрезвычайные  программы, которые разрабатываются  в тех случаях, когда экономика  находится в кризисном состоянии  вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения  военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

     Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве  стран, где применяется экономическое  программирование, подобные программы  носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую  направленность.[18; с. 37]

4.3 Бюджетно-налоговая  система

Бюджетно-налоговая  система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально - экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально - экономического развития страны. [19; с. 93]

     Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства - увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

      Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

     Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [10; с. 422]

      Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

- Налоговые поступления  формируют необходимую финансовую  базу для операций государства  в экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему контролировать  практический весь совокупный  общественный спрос. В движении  капитала на разных стадиях  его кругооборота и в различных  сферах можно выделить пункты  изъятия налогов и создать  целостную систему налогообложения.

- В соответствии  с законом об основах налоговой  системы в Российской Федерации  взимаются:

- Федеральные  налоги и сборы - устанавливаемые  Налоговым Кодексом РФ и обязательные  к уплате на всей территории  РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

- Региональными  признаются налоги и сборы,  устанавливаемые в соответствии  с Налоговым Кодексом РФ и  вводимые в действие законами  субъектов РФ и обязательные  к уплате на территории соответствующих  субъектов РФ. К ним относятся:  налог на имущество организаций;  налог на недвижимость; дорожный  налог; транспортный налог; налог  с продаж; налог на игорный  бизнес; региональные лицензионные  сборы.

- Местными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в  действие нормативно-правовыми актами  органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный  налог; налог на имущество физических  лиц; налог на рекламу; налог  на наследование или дарение;  местные лицензионные сборы.[Налоговый кодекс РФ]

4.4 Денежно - кредитная политика

Денежно-кредитная  политика - является важнейшим средством  воздействия государства на хозяйственные  процессы, осуществляемой Центральным  банком. Денежно - кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса. [24; с. 97].

В процессе реализации денежно - кредитных способов регулирования  экономики тесно переплетаются  прямые экономические и косвенные методы. 

      К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

- целевое кредитование;

- установление  кредитных «потолков»;

- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

     Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

   Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

     Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента - платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

Более широко используется косвенные методы денежно - кредитного регулирования:

- регулирование  минимальных резервных требований;

- осуществление  дисконтной политики (регулирование  учётных ставок по кредитам);

- купля - продажа  иностранной валюты;

- регулирование  ставки рефинансирования коммерческих  банков;

- изменение курса  национальной валюты;

- эмиссия денег  в обращение в рамках определённых  нормативов;

- продажа - скупка  государственных ценных бумаг.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.[18; с.18]

     Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

   Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

    В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

    Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Инструментарий  кредитно-денежной политики [23; с. 57].

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

- операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;

- политика учетной  ставки, т.е. регулирования процента  по займам коммерческих банков  у центрального банка;

- изменение норматива  обязательных резервов.

В настоящее  время в мировой экономической  практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может  осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным  Банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной  ставки (дисконтная политика). Учетная  ставка - это процент, под который  центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности