Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы:- выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; -познакомится с формами государственного регулирования экономики; -рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; -раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; -определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Файлы: 1 файл

Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности.... реферат.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая  увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более  того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного  предложения.

Среди инструментов монетарной политики, политика учетных  ставок занимает второе по значению место  после политики Центрального Банка  на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью  центрального банка на открытом рынке. [17; с. 357]

Изменение нормы  обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

- при уменьшении  нормы обязательных резервов  происходит расширение предложения  денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [17; с.244]

4.5 Регулирования валютного  курса

Устойчивость  и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и  экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для  развития и процветания экономики  и общества. Наиболее высокий уровень  инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным  силам».

В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно  плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в  прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную  цену отечественной и иностранной  валюты. Для поддержки паритетного  курса Центральный Банк берет  обязательство покупать или продавать  иностранную валюту по данному курсу.

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения  денег отражаются в изменениях валютного  курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную  валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный  Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно  плавающим.

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».

Официальное регулирование  валютного курса основано на том  мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением  долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение  следующих задач:

- сглаживание  резких краткосрочных колебаний;

- остановка волны  чрезмерной спекуляции, вызванной  изменением экономической ситуации;

- прекращение  тренда на валютном рынке;

- установление  целевого значения валютного  курса;

- сопротивление  валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;

- стимулирование  начала определенного ценового  тренда, оправданного экономической  ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся  к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может  иметь серьезные последствия  для других стран. В целях недопущения  манипулирования своей валютой  МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать  при разработке своей валютной политики:

- он должен  избегать манипулирования своей  валютой с целью неэффективного  выравнивания платежных балансов  или получения преимуществ в  международной конкурентной борьбе;

- он может  осуществлять интервенцию на  валютном рынке только при  необходимости сглаживания краткосрочных  колебаний рыночного курса своей  валюты;

- при проведении  своих интервенций члены МВФ  должны принимать во внимание  интересы других членов, включая  тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.

Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.

Существуют различные  инструменты регулирования валютного  рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение  движения капитала, или барьеры в  международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка  кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования валютного курса  является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций  зависит от их интенсивности, а также  от доверия к официальным монетарным органам. 

5. Государственное  регулирование в  современной России

Вопрос о возможности  и формах государственного влияния  на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться.

Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и  российским инициаторам рыночных трансформаций  в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.

Современное развитие рыночных отношений в отечественной  экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего  и управляющего органа. Государство  выступает субъектом регулирования  и управления экономической системы  в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать  как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов  в рамках заданных параметров.

В экономике  России роль и место государственного регулирования определяются рядом  основными факторов.

     Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

     Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.

     В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.

     В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

     В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.

       Влияние государства на формирующиеся рынки в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.

     Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

      Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. [12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение

     Выше были рассмотрены основные инструменты:

 -государственное экономическое прогнозирование, -государственное экономическое программирование, -бюджетно - налоговая система, -денежно - кредитная политика, -объекты и цели государственного регулирования экономики.

    Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности