Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы:- выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; -познакомится с формами государственного регулирования экономики; -рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; -раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; -определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Файлы: 1 файл

Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности.... реферат.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

4. Обеспечить  экономику необходимым количеством  денег может только государство;

5. Вмешательство  государства считается необходимым,  так как стихийные начала рынка  нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение  прибыли конкретным предприятием  или отраслью, а не на развитие  экономики в целом.

6. Развитие монополий  подрывает конкурентное начало  рыночной экономики, отрицательно  сказывается на решении макроэкономических  проблем, ведет к снижению эффективности  общественного производства. Поэтому  монополизации рынка должна быть  противопоставлена законодательная  и иная антимонополистическая  деятельность государства.[24; с.97]

7. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). 

 Факторы,  обуславливающие необходимость  государственного регулирования  экономики рассмотрены в таблице  1 (см. приложение).

     Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.[22; с.34] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Объекты и цели  государственного  регулирования экономики

Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы  производства и услуг отрасли  регионы социально-экономические  процессы то есть то на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики

Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере экономики являются: [17; с.236]

- процессы разгосударствления  приватизации, демонополизации

- структура форм  собственности

- социальная  отраслевая секторная региональная  и воспроизведённая структура  народного хозяйства;

- экономический  цикл процесс воспроизводства

- государственный  сектор экономики

- условия и  источники накопления капитала

- денежное обращение

- цены антиинфляционные  процессы

- конкурентная  среда

- предпринимательство

- инвестиции  НИОКР

- социальная  сфера трудовые отношения механизм  защиты населения

- занятость кадры

- платежный баланс

- внешнеэкономическая  деятельность страны

- окружающая  среда. 

       Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели которые оно ставит перед собой Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей разнообразных по своему характеру

Совокупность  целей представляет собой определенную систему включающую основную генеральную цель а также конкретные цели связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели 

Основной главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста а на этой основе повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель

Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»: 

1) Обеспечение экономической  стабильности выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний

- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики

- обеспечение экономического роста

- поддержка устойчивости национальной валюты;

- обеспечение  полной занятости

- внешнеэкономическое  равновесие 

2) Обеспечение рамочных  условий функционирования  народного хозяйства

- обеспечение территориальной целостности

- обеспечение правовой основы функционирования экономики

- поддержка внутреннего порядка 

3) Обеспечение социальной  стабильности

- социальная обеспеченность различных слоев населения

- предоставление социальных услуг

- обеспеченность населения общественными благами 

4) Координация хозяйственной  деятельности

- обеспечение информацией о конъюнктуре рынка перспективах развития народного хозяйства

- разработка мотивационного механизма системы поощрения и санкций 
 
 

5) Поддержка конкурентной  среды

- создание экономических правовых условий правил системы конкурентных отношений защита конкурентной среды

- борьба против недобросовестной конкуренции

- борьба с монополизмом

- разработка  стратегических и тактических  мер развития предпринимательской  активности (финансовых ,налоговых, таможенных и др.)

- поддержка мелкого и среднего предпринимательства 

6) Управление государственным  сектором в экономике

- управление государственными предприятиями

- управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми , государственными ценными бумагами , пакетными акциями , государственными кредитными средствами).[4; с. 36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Формы и методы  государственного  регулирования  

      Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

    Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

     Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они: [17; с. 238]

- не связаны  с созданием дополнительных материальных  стимулов для их реализации;

- базируются  на силе и авторитете государственной  власти;

- включают меры  запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение  - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают  организацию управления предприятиями  государственного сектора экономики,  государственной собственностью.

      Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного  экономического прогнозирования;

- государственного  экономического программирования;

- бюджетно - налоговой системы;

- денежно - кредитной  политики;

- валютной политики;

- таможенной  политики.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании  экономики государством. В целом  инструментарий государственного регулирования  экономики представлен в таблице 2 . (см. приложение). 

4.1 Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки  техники интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные  знания о том что может произойти в экономике в тех или иных условиях Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность  прогнозов. [1; с. 89]

- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

- разработка  конкретных рекомендаций по использованию  экономических регуляторов хозяйственной  деятельности;

- корректировка  нормативного прогноза с учетом  механизма регулирования;

- составления  сценария и вариантов прогноза;

- сведение разного  рода прогнозов в систему.

Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности. 

4.2 Государственное  экономическое программирование

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено  тем, что социально - экономические  программы, базируясь на экономических  прогнозах, используют весь комплекс элементов  государственного регулирования экономики  и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и  определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.

В зависимости  от использования различных критериев  государственные программы можно  подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные  программы, разрабатываемые на  срок от одного года до трех  лет;

- среднесрочные  программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;

- долгосрочные  программы, которые составляются  на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы  подразделяются на:

- Общегосударственные  программы. Они содержат основные  и значимые для общества в  целом ориентиры экономического  и социального развития. Эти программы  направлены на регулирование  деятельности государственного  сектора и частных фирм;

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности