Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:13, контрольная работа
Цель контрольной работы:- выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; -познакомится с формами государственного регулирования экономики; -рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; -раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; -определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.
4. Обеспечить
экономику необходимым
5. Вмешательство
государства считается
6. Развитие монополий
подрывает конкурентное начало
рыночной экономики,
7. Поддержание убыточных
или производств с длительным сроком окупаемости
капитала, высокой степенью риска, высокой
степенью стандартизации, без которых
общество не может обойтись, а их результаты
нельзя оценивать с позиции немедленного
экономического эффекта: фундаментальная
наука, обороноспособность страны, охрана
правопорядка, содержание нетрудоспособных,
организация образования, здравоохранение,
создание и поддержание нормального функционирования
общеэкономической структуры (денежное
обращение, таможенный контроль и др.).
Факторы,
обуславливающие необходимость
государственного
Таким
образом, участие государства в решении
проблем, порождаемых рынком, совершенно
необходимо. При этом государство не должно
подменять рынок и может действовать только
в определенной системе координат. Эффективность
рыночной экономики как системы, является
границей государственного регулирования.[22;
с.34]
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты государственного
регулирования - первичные звенья сферы
производства и услуг отрасли
регионы социально-
Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере экономики являются: [17; с.236]
- процессы разгосударствления приватизации, демонополизации
- структура форм собственности
- социальная
отраслевая секторная
- экономический цикл процесс воспроизводства
- государственный сектор экономики
- условия и источники накопления капитала
- денежное обращение
- цены антиинфляционные процессы
- конкурентная среда
- предпринимательство
- инвестиции НИОКР
- социальная
сфера трудовые отношения
- занятость кадры
- платежный баланс
- внешнеэкономическая деятельность страны
- окружающая
среда.
Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели которые оно ставит перед собой Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей разнообразных по своему характеру
Совокупность
целей представляет
собой определенную
систему включающую основную генеральную
цель а также конкретные цели связанные
с реализацией того или иного экономического
или социального процесса и способствующие
достижению главной цели
Основной главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста а на этой основе повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель
Взаимообусловленная
совокупность главной и конкретных целей
получила название «дерево целей»:
1) Обеспечение экономической стабильности выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний
- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики
- обеспечение экономического роста
- поддержка устойчивости национальной валюты;
- обеспечение полной занятости
- внешнеэкономическое
равновесие
2) Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства
- обеспечение территориальной целостности
- обеспечение правовой основы функционирования экономики
- поддержка
внутреннего порядка
3) Обеспечение социальной стабильности
- социальная обеспеченность различных слоев населения
- предоставление социальных услуг
- обеспеченность
населения общественными благами
4) Координация хозяйственной деятельности
- обеспечение информацией о конъюнктуре рынка перспективах развития народного хозяйства
- разработка
мотивационного механизма системы поощрения
и санкций
5) Поддержка конкурентной среды
- создание экономических правовых условий правил системы конкурентных отношений защита конкурентной среды
- борьба против недобросовестной конкуренции
- борьба с монополизмом
- разработка
стратегических и тактических
мер развития
- поддержка
мелкого и среднего предпринимательства
6) Управление государственным сектором в экономике
- управление государственными предприятиями
-
управление государственной собственностью
(разведанными полезными ископаемыми
, государственными ценными бумагами ,
пакетными акциями , государственными
кредитными средствами).[4; с. 36]
4.
Формы и методы
государственного
регулирования
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они: [17; с. 238]
- не связаны
с созданием дополнительных
- базируются
на силе и авторитете
- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
- предусматривают
организацию управления
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
- государственного
экономического
- государственного
экономического
- бюджетно - налоговой системы;
- денежно - кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.
Рассмотрим основные
инструменты и их роль в регулировании
экономики государством. В целом
инструментарий государственного регулирования
экономики представлен в
4.1 Государственное экономическое прогнозирование
Государственное
экономическое прогнозирование
основано на результатах анализа
реального положения дел в
экономике существующих потребностей
и возможностей использования всех
факторов и имеющихся ресурсов на
учете тенденций развития науки
техники интеллектуального
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]
- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;
- разработка
конкретных рекомендаций по
- корректировка
нормативного прогноза с
- составления сценария и вариантов прогноза;
- сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование
системы прогнозов складывается
из прогнозов последствий от разных
ситуаций: развития отраслей, видов
производств, научно-технического прогресса,
развития территорий, экологических
прогнозов, прогнозов внешнеэкономической
деятельности.
4.2 Государственное экономическое программирование
Государственное
экономическое программирование представляет
собой высшую форму государственного
регулирования экономики. Это обусловлено
тем, что социально - экономические
программы, базируясь на экономических
прогнозах, используют весь комплекс элементов
государственного регулирования экономики
и имеют целевую
В зависимости
от использования различных
По срокам государственного программирования различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
- среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
- долгосрочные
программы, которые
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- Общегосударственные
программы. Они содержат
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности