Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 23:09, реферат
Зарождение и формирование украинской народности произошло в 12—15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав Киевской Руси (9—12 века). На основе древнерусской народности сформировались три восточнославянских народа — украинский, русский и белорусский.
•Введение.
•Казаки.
•Первоначальное устройство.
•Борьба против турок и татар.
•Воссоединение Украины с Россией.
•Список использованной литературы.
РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ
На
тему: Зарождение
казачества на Украине.
Содержание:
Зарождение
и формирование украинской народности
произошло в 12—15 веках на основе
юго-западной части восточнославянского
населения, входившего ранее в состав
Киевской Руси (9—12 века). На основе древнерусской
народности сформировались три восточнославянских
народа — украинский, русский и белорусский.
Начиная с 13 века, украинцы подвергались
венгерскому, литовскому, польскому и
молдавскому завоеваниям. С конца 15 века
начались набеги утвердившихся в Северном
Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся
массовым пленением и угоном украинцев.
После падения Киева в 1240 г. ареной основных
событий в истории Украины стали западные
земли — Галичина и Волынь. Но к концу
XVI в. на востоке вновь возникает эпицентр
исторических движений — и мы опять должны
обратиться к землям, лежащим в бассейне
Днепра и все это время пребывавшим в запустении.
Собственно, именно этот вековечный рубеж между оседлыми и кочевыми народами, широкое, громадное пограничье, своеобразная зона безопасности, периферия цивилизованного мира и называлась тогда Украиной, т. е. землей у края. В интересующую нас эпоху борьба с кочевниками разгорелась тут с новой силой, а религиозное противостояние христиан и мусульман еще и подливало масла в огонь. Этот вечный бой, бой не на жизнь, а на смерть, волновал, притягивал, манил многих молодых и сильных мужчин из мирных западных районов, оказавшихся в то самое время под гнетом крепостного права. Жизни в рабстве люди предпочитали опасности пограничья и смерть в бою. Так появляется новое сословие — колонисты-казаки, первоначальная цель которых состояла в том, чтобы оттеснить татар подальше на юг и таким образом обеспечить возможность хозяйственного освоения районов пограничья.
Но, по мере того, как оттачивались казацкие сабли и военное мастерство их мобильных, хорошо организованных отрядов, по мере того, как наполнялись земли Украины слухами о захватывающих дух казацких победах над ордами татар и оттоманских турок — украинское общество начинало видеть в казаках не только борцов с мусульманской угрозой, но и своих защитников от религиозных домогательств и социально экономического гнета польской шляхты.
Постепенно казаки выдвигаются в авангард украинского общества и оказываются глубоко вовлеченными в решение его главных проблем. Вот так и вышло, что взамен естественного лидера — дворянства, потерянного в результате полонизации, Украина получила руководящую и направляющую силу в лице казачества.
И все же символом нового общества, образовавшегося на широких равнина Приднепровья, стало совершенно необычное сословие, которое могло появиться только на дальнем пограничье,— казачество. Слово «казак» тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т. е. никому не принадлежавших, ни от кого не зависевших, не имевших четко определенного места в обществе и поэтому предпочитавших селиться на безлюдных окраинах.
Славянские казаки впервые появились в 1480-х годах, но лишь с развитием крепостного права в середине XVI в. число их начинает стремительно возрастать. Именно беглые крестьяне поначалу и составляли основную массу казачества — хотя были тут и горожане, и попы- расстриги, и дворяне, ищущие денег или приключений. Часто казаками становились поляки, белорусы, русские, молдаване и даже татары. Но подавляющее большинство тех казаков, что селились по Днепру, были украинцы. Восточное, на берегах Дона, в то же время возникает русское казачество.
Уходя все дальше на юг, где их пока еще не могла достать никакая власть, казаки селились вдоль Днепра и его южных притоков — ниже Канева и Черкасс (в то время это были небольшие пограничные заставы). На этих щедрых, но опасных землях они организовывали так называемые уходы — занятия охотой и рыболовством. Кроме этого, они выпасали лошадей и скот. Эти-то длительные сезонные экспедиции в степь и стали прообразом будущей казацкой организации. Отправляясь в Дикое поле, казаки выбирали атамана — самого опытного, смелого и находчивого. А чтобы лучше защищаться от татар дружнее действовать на охоте и в рыбацком промысле, разбивались на ватаги — небольшие тесно сплоченные отряды. Со временем казаки стали устраивать в степи уже не временные, а постоянные укрепленные лагеря — сечи. В каждой такой сечи теперь уже круглый год находился свой маленький военный гарнизон. Так «козакування» становилось для многих постоянным занятием и образом жизни. Королевские старосты приграничных областей не на шутку взволновались. Еще бы: вдруг откуда ни возьмись валяются вооруженные и никому не подчиненные люди, которые к тому же открыто щеголяют презрением к властям предержащим! Впрочем, эти же самые старосты быстро сообразили, как извлечь выгоду и из «вольного» казачества. Ведь казак со своей — будь то всего воз рыбы или шкурка пушного — все равно никуда не денется, а придет в город. Вот тут-то и можно обложить его налогом с продовольствия (кстати, никакими законами королевства не предусмотренным). Магнаты, которым принадлежала инициатива военного объединения казачества, были выходцами из немногих оставшихся не ополяченными православных родов украинской знати. Среди них наиболее знаменит каневский староста Дмитро («Банда») Вишневецкий. Его головокружительная карьера и громкая слава часто мешают историку судить о том, что же в легенде о Байде — чистый вымысел и что — исторический факт. Как бы то ни было, достоверно одно: именно Вишневецкий в 1552—1554 гг. объединил разрозненные казацкие ватаги и построил на о. Малая Хортица, стратегически выгодно расположенном за днепровскими порогами, форт, который должен был стать сильным заслоном против татар. Таким образом и возникла Запорожская Сечь — колыбель украинского казачества. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение особых войсковых формирований — казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем — Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом украинцев.
Общественно-политическая
и военная организация
Вскоре после этого Вишневецкий возглавил
целый ряд казацких походов на Крым и даже
осмелился напасть на оттоманских турок.
Когда же Речь Посполита отказалась поддержать
этот анти-мусульманский «крестовый поход»,
Вишневецкий подался в Московию, откуда
продолжал свои набеги на Крым, Впрочем,
и там что-то ему не понравилось, и, вернувшись
в Украину, он занялся Молдавией. Это была
роковая ошибка Вишневецкого: молдаване
его предали, он оказался в руках турок
и был казнен в Константинополе в 1563 г.
Доныне сохранились народные песни, прославляющие
подвиги Байды. Запорожская Сечь. Расположенная
в недосягаемости для правительственной
власти, Запорожская Сечь и после смерти
своего основателя продолжала процветать.
Любой христианин мужского пола, независимо
от его общественного положения, мог прийти
сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем
одного из грубо сколоченных деревянных
«куреней», крытых соломой, и приобщиться
к казацкому братству. Так же просто он
мог и уйти восвояси. Женщины и дети —
лишняя обуза в кочевой казацкой жизни
— на Сечь не допускались.
Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ничему, кроме своих собственных законов, которые передавались и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побеждала та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «старшину». Во время военных походов старшина обладала абсолютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными. Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составлявший примерно десятую часть общей их численности. Остальные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыболовстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Поскольку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономические отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками (чернью), время от времени разряжающиеся бунтам и переворотами. Таким образом, к началу XVII в. существовало три (хоть и частично перекрывающиеся) категории казаков. Первая— это состоятельные реестровые казаки, завербованные на службу королю и правительству. Вторая запорожцы, жившие вне официальных пределов Речи Посполитой. И третья — это огромное большинство казачества, нереестровые казаки, жившие в городах пограничья: они вели вполне казацкий образ жизни, но не имели официально признанного статуса.
На ранней фазе своего развития нереестровое казачество и особенно Сечь в глазах всего остального общества были просто сбродом разбойников. Так думали не только магнаты и королевские чиновники, но и большинство украинцев. Но к концу XVI в. образ казачества меняется. Во всяком случае, о казаках начинает лучше думать масса простого народа, ободренная их отчаянной смелостью и успехами в борьбе с татарами и их могущественными покровителями — турками.
От турок страдали не одни украинцы. Вся Европа XVI в. дрожала от одной мысли о турецком нашествии. В 1529 г. оттоманцы опустошили Венгрию и едва не захватили Вену. А огромная часть Восточной Европы оставалась под прямой угрозой набегов татар. Так что всякий, кто осмеливался бросить вызов «бусурманам» (так называли в Украине всех мусульман), твердо мог рассчитывать как на симпатии своих земляков, так и на славу за границей.
Но как бы ни дорожили запорожцы своей славой, добытой в походах на турок и татар, пускались они в эти походы отнюдь не ради нее одной — были и цели более практические. Нужно было оттеснить татар подальше от украинских поселений. Да и можно было поживиться добром в захваченных оттоманских городах: ведь регулярная военная добыча составляла приличную часть казацкого дохода. Чаще всего казаки нападали с моря. Для морских походов у них были заведены целые флотилии, состоявшие из 40—80 чаек — длинных, узких, неглубоких лодок, в каждой из которых могло поместиться до 60 человек. Как-то ухитряясь проскользнуть мимо оттоманских крепостей в устье Днепра, казаки на чайках атаковали татарские и турецкие укрепления на Черноморском побережье.
Впервые подобный набег упоминается под 1538 г., еще до основания Сечи, когда казацкая флотилия частично разрушила турецкую крепость Очаков. После этого казаки все чаще пускались в подобные предприятия, и слава их ширилась по свету — ведь Оттоманская империя была в то время самой могущественной в мире державой!
И вот уже главные ее враги, австрийские Габсбурги, в 1595г. посылают на Сечь своего посла для заключения пакта о совместных действиях против оттоманцев в Молдавии. И даже римский папа спешит установить контакты с запорожцами. Как видим. Сечь вела себя как вполне суверенная держава: объявляла войны, проводила собственную внешнюю политику. Крупнейшего размаха казацкие рейды против турок достигают между 1600 и 1620 годами. В 1606 г. казаки опустошили Варну — сильнейшую турецкую крепость на побережье. В 1608 г. взяли Перекоп, в 1609 — Килию, Измаил и Аккерман. В 1614г. запорожцы впервые достигли побережья Малой Азии и атаковали Трапезунд. Но самая ошеломляющая акция имела место в 1615 г., когда под носом у самого султана и 30-тысячного гарнизона его столицы около 80 казацких чаек проникли в константинопольскую гавань, подожгли ее и безнаказанно отправились восвояси,— причем пять лет спустя все это было проделано вновь! Наконец, в 1616г. казаки захватили Кафу — рынок рабов в Крыму — и освободили рабов и пленных.
Живописуя деяния казаков, турецкий историк XVII в. Найма замечал: «Можно утверждать наверняка, что в мире нет людей, которые меньше дорожили бы своею жизнью и меньше боялись смерти, чем эти... Даже знатоки военного дела заявляют, что этот сброд благодаря своей смелости и находчивости не знает себе равных в морском бою». Впрочем, и на суше казаки немало досаждали туркам. На грозные призывы султана Османа II к полякам — приструнить казаков — те только разводили руками. Тогда взбешенный султан собрал невиданной силы войско— 160 тыс. человек — и, присоединив к нему еще тысячи своих крымских вассалов, выступил против Речи Посполитой.
В 1620г. поляки потерпели сокрушительное поражение от войска султана под Цецорой. Год спустя всего 35-тысячное польское войско пыталось удержать турок под Хотином и неминуемо было бы уничтожено, если бы вовремя не подошла 40-тысячная казацкая подмога во главе с гетманом Сагайдачным.
Воссоединение Украины с Россией
После воссоединения
Украины с Россией (1654), на Запорожье
были распространены привилегии, которыми
пользовались другие российские казачьи
войска. Запорожское казачество защищало
южные границы России, но одновременно
и укрывало беглецов, прятавшихся на Сечи
от преследования царских властей.
Правительство Екатерины
II вынуждено было терпеть казацкую
вольницу, пока нуждалось в ее помощи для
борьбы с турками и татарами. Однако, после
победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов,
царского правительства перестало нуждаться
в сохранении Сечи. Кроме того, во время
Крестьянской войны 1773-1775 годов, когда
против режима Екатерины II выступила повстанческая
армия Емельяна Пугачева, на Запорожье
произошли антиправительственные волнения.
В итоге, после победы царизма над «Пугачевщиной»,
указом Екатерины II от 14 августа 1775 года,
Запорожская Сечь была ликвидирована.
Земли запорожцев стали раздавать русским
и украинским помещикам, а местное население
закрепощалось или превращалось в государственных
поселян. Многие казаки бежали в турецкую
Добруджу, где основали Задунайскую Сечь
и числились на султанской службе.
В 1787 году из бывших запорожцев, оставшихся
в российском подданстве и живших близ
турецкого пограничья на Южном Буге, было
образовано Черноморское казачье войско.
Но в 1792–1793 годах, после новых побед России
над Турцией, его отряды были переселены
на Северный Кавказ, где возникло кубанское
казачество.
В августе 1775 года
по указу императрицы Екатерины
II Запорожская Сечь была ликвидирована.