Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:56, курсовая работа
Наипростейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Да, в летописи должность глашатая (того, кто выкрикивал объявление в людных местах) вспоминается в XIV ст. до Рождества Христова. Глашатаи повседневно информировали жителей древних городов о чествовании прославленных полководцев, прибытия в город чужеземных послов, о дежурной раздаче хлеба, театральных и цирковых представлениях, вызове, в суд, о вынесении приговоров и выполнение казни и тому подобное.
Наипростейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Да, в летописи должность глашатая (того, кто выкрикивал объявление в людных местах) вспоминается в XIV ст. до Рождества Христова. Глашатаи повседневно информировали жителей древних городов о чествовании прославленных полководцев, прибытия в город чужеземных послов, о дежурной раздаче хлеба, театральных и цирковых представлениях, вызове, в суд, о вынесении приговоров и выполнение казни и тому подобное.
Даже тогда
большое значение имели отдельные
элементы процесса рекламирования (выкрик
объявлений) — смысловая нагрузка
объявлений и призывов, их лексика,
тембр и мелодика голоса, а также
внешний вид, — одел, жесты, набор
предметов, которыми пользовались глашатаи,
пытаясь привлечь к себе внимание.
Глашатаи, владея искусством изменения
мономаски (системные элементы изобретения,
которые создают
Устное общение, объявление и призывы, по свидетельству античных авторов были основной формой выявления духовной жизни общества на ранней стадии его развития. Уличная реклама разносчиков, торгашей, купцов, цирюльников, была постоянной формой предложения товаров или услуги на площади и торговых рядах городов. Объектом устной рекламы был и живой товар — раба. В Риме было несколько мест работорговли, где звучала реклама, которая восхваляла привлекательность рабынь и качества рабов. Что интересно — товар получал тот, кто предлагал за его высшую цену (прообраз современных аукционов).
В Давней Греции глашатаи ходили улицей, исполняя рекламную песню. Одна из них звучала так: "Чтобы глаза сияли, чтобы щека румянилась, чтобы надолго сохранилась девичья красота, умная женщина будет покупать косметику по умным ценам в Екслипстоса" .
В Давнем Риме в день похороны отдельный глашатай призывал отдать последнюю почесть покойнику: "Гражданин умер, кто из вас желает провожать покойника — время для этого наступило, сегодня вынос" .
В период расцвета Афин высокого уровня и до наших дней ораторское искусство как прообраз психологического влияния рекламы на массовую аудиторию. Известные ораторы этого времени — Фемистокл, Перикл, Демосфен. Ораторы исполняли определенную политическую роль и их широко использовали для популяризации политических деятелей. Упадок городов привел к потере общественного значения искусства красноречия.
Историки
связывают возрождение
Цицерон считал:
"Искусство красноречия —
...Создать
вступление речи, чтобы привлечь
слушателя, привлечь его
Прекрасная
рекомендация для тех, кто создает
современные рекламные
Исследователи жизни Иисуса Христа обращали внимание на его умение общаться. Он "одной улыбкой, одним взглядом, развеивал отрицание". Его проповедь была "приятной и нежной, она дышала природой и ароматами полей". Он "любил цветы и пользовался ими для замечательных и поучительных сравнений. Птица небесна, море, гора, дтячи игра постоянно присутствует в его проповеди. Стиль его не имел ничего общего с греческими периодами, скорее он напоминал языковые выражения еврейской притчи, особенно сентенция иудейских проповедников... Мнения он выражал не большими предложениями, а в высказываниях, вроде тех, которые употребляются в Коране..." .
В древние
времена устная протореклама была активным
элементом летучей
Значительное
количество рекламных элементов
содержались в праздничной
Начала другого вида рекламы — изобразительной — возникли задолго до появления письменности и тесно связанные с орнаментом, рисунком и скульптурой. Разные образцы этих видов творчества, которые принадлежат еще к эпохе палеолита, могут быть убедительным аргументом в споре о том, которое было сначала, — устная или изобразительная реклама.
К протореклами
принадлежат орнаменты
Своеобразными рекламными символами были ритуальная маска и татуировка. Восковая маска предков, которая носила на торжественной и религиозной процессии, стала непременной частью виллы римских патрициев и отображала давность рода, величие его деяний. Ту маску по праву можно считать прообразом того, что в настоящее время называют фирменным стилем. Если в Древнем Египте особенно популярным было ношения маски и специального наряда, за которыми можно было спрятать личность, то в Давней Руси наши предки-славяне для перевоплощения использовали и подручные материалы — тулуп наизнанку, мешок, рядно и тому подобное.
Маска, татуировка, ритуальное разрисовывание лица и тела, доныне распространены в общественной жизни много народов Африки, Южной Америки, Океании и Полинезии. Да, известно, что характер ритуальных украшений и цвет рисунков воинов определяло их состояние в войске и принадлежность к соответствующим подразделам. Женщина некоторых индейских племен во время захоронения вождя своего рода и до сих пор разрисовывают лицо в черный цвет. Обычай разрисовывать лицо невесты во время брачной церемонии с целью символизации перехода молодой девушки в новое качество замужней женщины существует во многих племенах Западного Линданао (Филиппинские острова). У некоторых племен Полинезии был обычай татуировать детей родовыми символами, которые помогали матери узнать ребенка, если ее похитят. Женщина племени айда имела на груди татуировка председателя бобра и его передней ноги, на плечах — голова орла, на предплечье и руке — камбала, на левой ноге — лягушка. Эти рисунки отображали родовое дерево.
В отдельных
случаях татуировка была привилегией
свободных и знатных, а в племени
кубару (остров Пелауз) "женщины богатеев,
с приближением старухи, в соответствии
со своим социальным состоянием, должны
были увеличивать количество татуировки.
Эти украшения женщина могла
заслужить только при выполнении
определенных общественных долгов: если
она
С развитием письменности (VI-VIII тысячелетия до Рождества Христова) реклама приобретает вид писаного текста, больше распространенный сначала в Давнем Риме и ближневосточной культуре. Современные исследователи рекламы считают одним из самых давних рекламных текстов вычеканенная на камне надпись, найденная при раскопке египетского города Мемфис: "Я, Рино из острова Крит, из ласки богов толкователю сновидение" . О ранней рекламной практике свидетельствует и настенная надпись в похороненной под пеплом Помпее: "Тот, кто отбрасывает Квинтия, — пусть садится рядом с ослом" (образец политической рекламы). А вот письменная протореклама античной бани — любимого места отдыха давних римлян: "На прибыль Фаустини баня моет городским обычаем и предлагает свою услугу" . Как пример политической письменной рекламы античных времен можно назвать хвалебную надпись ("камни, что говорят") на статуе правителей — с целью пропаганды их взглядов и достижений; надпись ("книга пирамиды") из давньоєгипетських гробницы фараонов, а также на так называемой Стене рошунив, где описываются подвиги шумерского правителя XXIV ст. до Рождества Христова.
Дешевле и достаточно распространенными были надпись, нацарапанные или нарисованные краской на стене, — так называемые графити (от лат. graftio — царапать). Особенно много они найдены при раскопке Помпеи — свыше 1,5 тыс. образцов античной рекламы. Среди их символические изображения школы, таверны, бани, информация о зрелищах, предвыборные лозунги римских политиков, а также предостережения, относительно запрещения рекламы в неподобающих местах. Пример последнего: "Запрещается писать здесь. Горе потому, чье имя здесь будет вспоминаться. Пусть не будет ему ласки богов" .
Для благоустройства рекламной стихии стены общественных зданий были специально окрашены в белый цвет. Они имели название "аль-бум" (от лат. albus — белый) и были предназначены для размещения оперативных сообщений и объявлений. Специально обработанные белая доска устанавливалась на площади у дома верховного жреца, понти-фика. На них писали для общего известная важна государственная новость, о счастливых и несчастливых днях, прогнозе погоды, правительственных распоряжениях. Заполненные информационные щиты хранили в специальных архивах. В 59 г. от Рождества христового консул Юлий Цезар приказал оперативно сообщать гражданам о текущих решениях сената — надпись соответствующего содержания делалась на такой же белой доске.
Арабская письменность возникла в Южной Аравии, а найденные древняя надпись была сделана на диалектах южноарабских племен. Однако в основу общеарабского литературного языка положены диалекты северных племен, письменность которых возникла и развивалась на основе арамейського алфавита.
Рукописные издания стихотворений и поэмы были достаточно распространены на Аравийском полуострове, а удачные высказывания и цитата из их стали пословицей, которая использовалась в повседневном общении. "Даже странно, как на поприщах примитивного для тех времен социального уклада — при почти полном отсутствии значительных успехов в материальном производстве — арабы смогли создать самый богатый литературный язык. Культура речи,
безусловно,
свидетельствует, что арабы уже
в начале нашей эры были потенциальными
носителями высокой цивилизации, которой
неплодородность степи и
В книге В. Пайовой и Ю. Вахтина "Жизнь Мухаммед" (Москва, 1991. — С. 83-87) приведен интересные факты протомаркетингу: