Западноукраинские земли в составе Австро-Венгрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:51, реферат

Краткое описание

. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель После революции 1848-1849 гг., в Австрийской империи произошли важные изменения, оказавшие значительное влияние на положение западных украинцев. И хотя материальный уровень большинства населения не улучшился, жизнь быстро обретала новые черты, вызванные формированием фабрично-заводской промышленности. Западная Украина втягивалась в общеевропейский процесс становления индустриального общества.

8 февраля 1867 г. в результате переговоров австрийского правительства с лидерами венгерских политических партий была создана Австро-Венгерская империя. 21 декабря 1867 г. император Франц Иосиф I утвердил австро-венгерское соглашение и конституцию. Австрийская империя была превращена в двуединое(дуалистическую) государство, получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

Оглавление

1.Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель.

2.Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в.

3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев.

4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи

4.2. Москвофильство (русофильство).

4.3. Народовцы.

4.4 . «Просвещение». «Просвита»

4.5. Радикалы.



5.Выводы и обобщения

6. Сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в.

7. Выводы и обобщения

Файлы: 1 файл

history.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ 

                       Национальный аэрокосмический университет  им. Н. Е. Жуковского 

                                               «Харьковский авиационный институт» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Кафедра №304 
 

                     На тему: «Западноукраинские земли в составе Австро-Венгрии»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                          

                                                                                                    Выполнила: студентка гр. 315Скачко  В.С. 

                                                                                                    Проверила: Шевченко В. П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                            2011

Содержание: 

1.Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель.

2.Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в. 

3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев.  

4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

           4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи 

           4.2. Москвофильство (русофильство).  

           4.3. Народовцы.  

           4.4 . «Просвещение». «Просвита»  

           4.5. Радикалы. 

 

5.Выводы и обобщения

6. Сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. 

7. Выводы и обобщения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Западноукраинские земли в составе  Австрийской (Австро-Венгерской) империи во второй половине XIX в. 

1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель После революции 1848-1849 гг., в Австрийской империи произошли важные изменения, оказавшие значительное влияние на положение западных украинцев. И хотя материальный уровень большинства населения не улучшился, жизнь быстро обретала новые черты, вызванные формированием фабрично-заводской промышленности. Западная Украина втягивалась в общеевропейский процесс становления индустриального общества.  

8 февраля 1867 г.  в результате переговоров австрийского  правительства с лидерами венгерских  политических партий была создана  Австро-Венгерская империя. 21 декабря  1867 г. император Франц Иосиф  I утвердил австро-венгерское соглашение  и конституцию. Австрийская империя  была превращена в двуединое(дуалистическую) государство, получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

После поражения  революции 1848 г. в Австрийской империи  наступило десятилетие реакционного правления. Но “баховская реакция”, названная  так по имени ее основного проводника, министра иностранных дел Баха, оказалась  бесперспективной: ни один из острых социально-экономических  и политических вопросов не был решен. В 60-е гг. XIX в. в государстве назревала  необходимость политических реформ. В 1867 г. была принята Конституция, которая  провозглашала равноправие граждан  в государственных учреждениях, судах и школах. В 1868 г. унитарная  Австрийская империя в результате компромисса (соглашения) между австрийским  и венгерским дворянством превратилась в дуальную (состоящую из двух частей) Австро-Венгерскую империю, конституционную  монархию. 

Некоторые изменения  произошли и в положении западноукраинских  земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский  наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал свою работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право (право избирать и быть избранным в Галицкий сейм) имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую (Восточная Галичина ) и польскую (Западная Галиция). Как и до 1867 г. существовало «Королевство Галиции и Лодомерии». 

Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине, однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы. 

Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило. 

Образование дуальной Австро-Венгерской империи еще больше отдалило закарпатских украинцев от галичан и буковинцев. Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило. Край состоял  из четырех русинских (украинских) жуп  или комитатов (областей), которые  управлялись из Будапешта – столицы  Венгрии.  

Австрийские власти продолжали на западноукраинских землях политику “разделяй и властвуй”, противопоставляя украинское большинство  польскому, румынскому и немецкому  меньшинству. 
 
 

2. Социально-экономическое  положение западноукраинских  земель во второй  половине XIX в. Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг., в последню треть XIX в. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками. 

Развитие промышленности и рыночных отношений в различных  областях Австро-Венгрии проходило неравномерно.Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии. 

Восточная Галиция, Северная Буковина , Закарпатье сохраняли аграрный характер экономики , большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи. 

Промышленность западноукраинских  земель под властью Австро-Венгрии  в последнюю треть XIX в. почти полностью  находилась в руках иностранных капиталистов (немецких, австрийских, канадских). На протяжении 70-х - 80-х гг. XIX в. здесь также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности главным образом нефтедобывающей, мукомольной, спиртоводочной, лесоперерабатывающей отраслей. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели. 

И все же объективные  тенденции европейского и мирового развития не обошли Западную Украину. 70-90-е гг. стали периодом становления  фабрично-заводской промышленности в крае. В конце XIX в. на западноукраинских  землях насчитывалось свыше 220 средних  и крупных промышленных предприятий. Остальные почти 95% предприятий оставались мелкими (имели до 5 человек). В них  работало немногим более половины занятого в промышленности населения. Каждый седьмой, задействованный в промышленности, работал на собственном небольшом  предприятии. На Галицию, имевшую 28% населения  Австро-Венгрии, приходилось лишь 5,5% паровых двигателей империи. Двигатели  и другие машины концентрировались  на предприятиях центральных и западных регионов империи. Там уже в начале 70-х гг. завершился промышленный переворот. В Западной Украине он затянулся  еще на 10-15 лет. 
 

Но в экономической  структуре Австро-Венгрии западноукраинским  землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции. Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях. Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов. 

Ведущие отрасли  промышленности

В 70-80-х гг. наиболее развитой и технически оснащенной отраслью было лесопильное производство. Причинами  этого были, с одной стороны, наличие  огромных лесных массивов, с другой – большой спрос на деревянные строительные материалы на Западе. Немецкие и австрийские предприниматели поспешно скупали карпатские леса и хищнически истребляли их. 
В те же годы под влиянием растущего спроса на нефтепродукты развивался Дрогобычско-Бориславский нефтяной район. Началось быстрое переоснащение нефтедобывающей промышленности. Добыча нефти ручным способом, который в Прикарпатье господствовал еще в первой половине 60-х гг., уходит в прошлое. Появляется новая техника. Канадские капиталисты в 80-х гг. впервые применили в Галиции усовершенствованный метод бурения глубоких скважин. Вследствие применения бурильной техники росла добыча нефти. В 70-е гг. ее ежегодно добывали 20-30 тыс. тонн, а в 1900 г. – более 325 тыс. тонн. Непереработанную нефть вывозили в Австрию, на месте ее очищалось не более трети.

 
Нефтяная отрасль на Прикарпатье  составляла основу промышленности края. Технические усовершенствования в  начале второй половины XIX в. еще обходили ее стороной. На снимке вы видите добычу нефти ручным способом на бориславских промыслах. Положение начало меняться лишь в 60-70-е г.
 

Крупными в Восточной  Галиции, на Закарпатье и Северной Буковине были залежи каменной и кухонной соли. За 60-90-е гг. ее добыча выросла более  чем вдвое. Западная Украина давала 64% добычи соли в империи. Незначительные изменения произошли в большинстве  отраслей пищевой промышленности. Сахарное производство к концу века пришло в упадок. Только в середине 90-х  гг. начал работать единственный новый  сахарный завод в Буковине.

В 70-80-е гг. значительное место в промышленности Западной Украины занимала добыча озокерита (горного воска). Но из-за падения  спроса на мировом рынке и отсталой техники его добыча уменьшалась. 

В промышленности западноукраинских  земель преобладали иностранные  капиталы – прежде всего австрийские, немецкие, английские, французские, бельгийские. Зарубежные предприниматели контролировали важнейшие отрасли, в первую очередь  нефтяную. За счет хищнического использования  природных богатств края и эксплуатации рабочих они получали невиданную в других странах Европы прибыль. 

Основной причиной промышленного застоя края был импорт фабрично-заводских изделий из более  развитых западных провинций Австрии. В отличие от украинских, новым  предприятиям в австрийских районах  предоставлялись значительные налоговые  льготы. Западноукраинская промышленность не могла выдержать конкуренции  дешевых товаров и стала приходить  в упадок. Особенно это касалось отраслей перерабатывающей промышленности: сахарной, текстильной, кожевенной, бумажной, спичечной и т.д. Лучше развивались  отрасли, не имевшие конкуренции  в империи (мукомольная, спиртоводочная, нефтяная, лесоперерабатывающая, солеварная). Эти отрасли специализировались в основном на производстве и первичной  обработке сырья, которое потом  вывозилось для последующей переработки  на Запад. 

Провозглашенная в 1848 г. крестьянская реформа главным положением которой была отмена крепостного права,была осуществлена в 50-х гг. Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования. 

Строительство железных дорог

В 60-е – в начале 70-х гг. западноукраинские земли  получили железнодорожное сообщение  с Западом: железнодорожную колею  проложили через Краков и Перемышль  до Львова, спустя пять лет – к  Черновцам, а в 80-е гг. – через  Стрый в Закарпатье. Впоследствии железная дорога соединила Львов  с украинскими землями, входившими в состав России. С 1860 по 1890 г. протяженность  железных дорог увеличилась в 10,4 раза и достигла 2,7 тысяч километров. Однако железнодорожное строительство, которое в России и странах  Запада вызвало бурное развитие тяжелой  индустрии, на западноукраинских землях лишь в малой степени содействовало  развитию производства промышленной продукции, главным образом, лесной и строительных материалов. Вместо этого, благодаря железной дороге, западный регион Украины стал легкодоступным источником сырья и рынком сбыта для фабричной промышленности развитых западных провинций Австро-Венгерской монархии. 
 

После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий. Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс. гектаров, принадлежало более 40% всех земель. Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. постепенно развивалось по-рыночному: в помещичьих и богатых крестьянских хозяйствах работали вольнонаемные рабочие. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалось свыше 400 тысяч постоянно занятых и периодически наемных рабочих. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов. 

Информация о работе Западноукраинские земли в составе Австро-Венгрии