Земли ВКЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 00:16, реферат

Краткое описание

В первой половине XIII века на территории Полоцкой и Туровской земель сложилось уже около 30 небольших княжеств. Каждому из этих княжеств, как и в целом всей белорусской земле, угрожала внешняя опасность.

Файлы: 1 файл

4.docx

— 18.16 Кб (Скачать)

1 вопрос. В первой  половине XIII века на территории  Полоцкой и Туровской земель сложилось уже около 30 небольших княжеств. Каждому из этих княжеств, как и в целом всей белорусской земле, угрожала внешняя опасность. С севера - немецкий орден меченосцев, с востока - татаро-монголы, а также владимиро-суздальские князья, с юга - черниговские и галицко-волынские князья. Сопротивляясь этим экспансионистским устремлениям, белорусские земли-княжества проводили гибкую внешнюю политику, вступая в соглашения и союзы, зачастую и с языческими Литвой и Ятвягией. Особую активность в объединительном процессе проявили князья Керновского литовского княжества, граничащего с землями Белой Руси. В этот период у соседей шли междуусобные войны, целью которых было создание единого Литовского государства. Среди литовских князей выделялись князья Рингольд и его сын Миндовг. После смерти отца в 1239 году Миндовг продолжил борьбу со своими соплеменниками, и вскоре зарекомендовал себя необыкновенно способным политиком и талантливым военным предводителем. С именем Миндовга связано создание Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Есть две версии появления Миндовга в Новогрудке. Первая: в 1246г. Миндовг терпит поражение на родине и бежит в Новогрудок; вторая: в Новогрудок он прибыл по приглашению местных бояр на княжение как способный политик и военоначальник. Есть и третья версия: Миндовг захватил Новогрудок силой.

 Как бы там  ни было, достоверно известно, что  в середине 13 века Миндовг княжил в Новогрудке и постепенно подчинил себе литовские и часть белорусских земель.

 Кроме политической  существовала и социально-экономическая  предпосылка образования ВКЛ.  Дальнейшее развитие производительных  сил, упрочнение феодальных производственных  отношений, вызвали необходимость  скорейшей ликвидации обособленности  государств-княжеств и их объединения  в единое государство. 

 С середины XIII по  середину XIV века в состав ВКЛ  вошли практически все белорусские  земли. Пути их вхождения были  разными, но подавляющее большинство  исконно белорусских городов  и княжеств вошли в новое  государство добровольно. Силовое  подчинение коснулось в основном  украинских и некоторых русских  княжеств. К концу XV века ВКЛ  превратилось в огромное европейское  государство, от Балтики на  севере и до Черного моря  на юге. Его территория составляла 900.000 км². Столицей государства  с 1254 по 1323 год был Новогрудок, а позже - Вильня.

Под воздействием развития феодальных отношений в XIV - XVI вв. социальная структура общества также менялась. Помимо двух основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения, в ВКЛ постепенно складывались новые  социальные общности - шляхта, духовенство - и появились новые социальные группы населения (крестьяне-осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом и многие другие).

 Особенностью общественного  строя ВКЛ являлось наличие  различного статуса православных  и католических феодалов, православного  и католического духовенства,  что создавало определенную социальную  напряженность в обществе. Привелей Казимира 1447 года значительно расширил права и привилегии шляхты ВКЛ. Крестьяне, как и прежде, составляли основную массу феодально-зависимого населения. Но правовое их положение ухудшалось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация. В зависимости от повинностей белорусские крестьяне относились к категории тяглых, осадных, данников, огородников. По принадлежности они делились на государственных, церковных, помещичьих. По степени феодальной зависимости от своих хозяев-феодалов крестьяне делились на непохожих и похожих. Последние еще могли уйти от своего господина, а первые - нет. Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземской Привилей Казимира 1447г. Феодалы получили право суда над своими крестьянами, а последние лишились права перехода к другим феодалам или в разряд государственных. В ВКЛ в этот период еще оставалась прослойка домашних рабов-холопов и челяди невольной. Они не признавались субъектами права.

 Вопрос о консолидации  складывающегося сословия шляхты  был разрешен Привилеем Великого князя 1452 года. Этот правовой акт уравнял в правах феодалов православных с феодалами католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты.

 Значительные изменения  произошли и в правовом положении  городского населения, которое  оформилось в привилегированное  сословие. Это касалось в первую  очередь тех городов, которые  получили грамоты на Магдебургское право. В городах шло имущественное расслоение. К богатым мещанам относились купцы, владельцы ремесленных мастерских, ростовщики. Большинство же мещан относилось к разряду городской бедноты.  

2 вопрос. Вопрос политического строя ВКЛ, в состав которого входила территория Беларуси один из наиболее сложных. Здесь в первую очередь необходимо иметь в виду следующее. По форме правления ВКЛ являлось феодальной монархией. Во главе государства стоял монарх, который назывался Великим Князем. Правовой статус монарха ВКЛ в XIII - XV вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельности. Но власть Великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов. Так, наиболее важные вопросы Великий князь должен был решать вместе с Радой ВКЛ.

 Рада ВКЛ. В  состав Рады обычно входили  ближайшие родственники Великого  князя, некоторые князья-вассалы,  должностные лица центрального  местного государственного аппарата. В состав Рады по должности  входили и представители духовенства. 

 Правое положение  Рады было закреплено в Привилеях 1492 и 1506 годов. Например, Привилеем 1492 года было установлено, что в случае расхождения мнений Великого Князя и Панов Радных государь обязан был исполнять то, что решат паны Радные. Ограничение власти Великого князя в дальнейшем было закреплено в Статуте 1529 года. Рада являлась постоянно действующим государственным органом. Она не имела строго очерченной компетенции и могла решать любые вопросы внутренней и внешней жизни ВКЛ. В частности в компетенции Рады входило: избрание Великого князя, защита государства, решение международных дел, обсуждение и принятие законодательных актов, заслушивание отчетов некоторых служебных лиц, рассмотрение важнейших судебных дел. Таким образом, Рада была исполнительно-распорядительным, законодательным и контролирующим органом. Ее главное назначение заключалось в том, чтобы охранять права магнатов от посягательств со стороны монарха, а также защищать территориальную неприкосновенность государства. Сойм, как законодательный орган, берет свое начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, Соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На Сойм обычно приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, высшие должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы

Сойма до XVI века регулировался  не законами, а обычным правом. Решение  на Сойме, в предварительном порядке, принимались, как правило, Великим  князем и Радой. В XVI веке законодательные  функции Сойма и феодалов, на нем  присутствующих, несколько увеличились, однако все решения по-прежнему готовились Великим князем и Радой. Отсюда можно  сделать вывод, что Соймы являлись скорее органами совещательными, чем  законодательными.

 В системе органов  государственного управления значительная  роль принадлежала высшим служебным  лицам, полномочия которых преимущественно  регулировались обычным правом. К этим лицам относились.

Маршалок земский. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе Великого князя, председательствовал на заседаниях Сойма и Рады, объявлял решения Великого Князя, Сойма и Рады, осуществлял правосудие в отношении лиц, виновных в преступлении во время отсутствия Великого князя на Сойме.

 Помощником Великого  князя в командовании армии  были Гетман, Воеводы, которые  так же могли осуществлять  суд над подчиненными.

 Государственную  канцелярию возглавлял Канцлер  ВКЛ. Он хранил печать ВКЛ,  и принимал участие в окончательном  редактировании законодательных  актов. 

 Финансовые вопросы  были в ведении Подскарбия Земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя, стольники, мечники и другие должностные лица.

Местные органы власти и управления.

 Сословно-представительными органами местной власти выступали поветовые и воеводские Соймики. В их работе участвовали все землевладельцы повета или воеводства.

 На территории  воеводства представителем высшей  власти был Воевода. Он назначался  Великим князем и Радой из  числа крупнейших феодалов и  владел широчайшими полномочиями  в своих владениях. 

 Руководителем  администрации в повете был  староста, который так же назначался  Великим Князем и Радой с  числа крупнейших феодалов.

 Местные органы  управления возглавлялись так  же князьями-вассалами, наместниками, тиунами. Более узкие вопросы  в области управления решали  ключники, городничие, лесничие.

 Непосредственное  управление в селах осуществляли  старцы, сотские, десятские. 

 Подводя итог  рассматриваемому вопросу можно  сделать следующие выводы:

 По форме правления  ВКЛ представляло собой складывающуюся  сословно-представительную монархию;

 По территориальному  устройству - относительно унитарное  государство с такими административно-территориальными  единицами как «земли» и воеводства;

 Политический режим  - демократический, за исключением  времени, когда имели место  восстания или оборонительные  войны.

Информация о работе Земли ВКЛ