Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.

Оглавление

1.История социальной работы в России………………………………..2

2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в……………………………………………………………………11

3.Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. До начала ХХ в……………………………………………………………………….14

4.Заключение…………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

теория и история соц. воспитания(Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 в).docx

— 34.01 Кб (Скачать)

                                                План

    1.История  социальной работы  в России………………………………..2

    2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в……………………………………………………………………11

    3.Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. До начала ХХ в……………………………………………………………………….14

        4.Заключение…………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         1.История социальной работы в России

    Одна  из первых работ, посвященных истории  помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки  и защиты нуждающихся, принадлежит  отечественному ученому А. Стогу. В  работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы  помощи. Характерно, что автор рассматривает  историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных  временных этапах он предлагает рассматривать  как проявление одной формы, единого  паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного  призрения. Эволюцию этой системы в  ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой  для исторической реконструкции  процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией  становления российской государственности.

    Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов:

    первый  – с 996 г. по XIV столетие;

    второй  – XIV-XVII вв.;

    третий  – с 1701 по 1775 гг.;

    четвертый – с 1775 по 1801 гг.;

    пятый – с 1801 по 1818 гг.

    Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии процесса, заключается  в стремлении показать его динамику. Поэтому не случайно четвертый и  пятый этапы связаны как с  изменением административно-территориальной  системы управления, так и с  теми тенденциями помощи, которые наметились в период правления Екатерины II и были связаны с учреждением приказов общественного призрения.

    Периодизация, предложенная А. Стогом в начале XIX в., была принята его современниками, а национальную систему общественной благотворительности стали связывать  с мерами правительства в этой области. Аналогичный подход, только содержащий более точные исторические ориентиры, предложен в работе «Историческое  обозрение мер правительства  по устройству общественного призрения  в России». Периодизация общественного  призрения связывается в ней  с принятием основополагающих указов и постановлений в этой области. Первая группа указов относится к  временному отрезку от 988 г. (указы  князя Владимира I) до 1682 г. (указы  царя Федора Алексеевича), что соответствует  первому этапу становления общественной благотворительности. Второй этап включает время с 1682 г. по 7 ноября 1775 г., то есть до учреждения приказов общественного  призрения; третий – с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864 г., когда было принято  положение о земских учреждениях. Основу такой классификации составляет принцип изменения институтов помощи в соответствии с выходом постановлений  и правительственных мер.

    К концу XIX в. намечаются культурно-исторические подходы к исследованию развития национальной системы общественного  призрения. Национальную систему помощи связывают не только с деятельностью  государства и его институтов, она рассматривается значительно  шире. К тому же начинают исследовать  более ранние формы помощи, существовавшие у славянских племен до принятия христианства на Руси.

    Примером  данного подхода к периодизации служат работы Е. Максимова. Взяв за основу периодизацию исторического процесса развития системы общественной помощи, предложенную А. Стогом, Е. Максимов несколько  изменяет хронологию этапов с учетом тех реалий, того уровня науки о  помощи, которые сложились к концу XIX столетия.

    Прежде  всего, Е. Максимов определил, что «общественное  призрение» — это явление и понятие, исторически обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим рамкам, принятым в то время, он назвал первый период благотворительным (идея общественного призрения еще не сформирована, а помощь носит стихийный характер). Второй этап совпадает со становлением государственности, именно в этот период зарождается идея государственной помощи, которая в третьем периоде не только приобретает обоснованную идеологию, но и оформляется в систему общественного призрения. Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся тенденций, которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога. По мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I до Александра II, характеризуется укреплением тенденций организованной государственной помощи, а также включением в этот процесс «общественных организованных сил». И, наконец, последний этап, пореформенный, связан с попытками решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением нормативно-правовой базы общественного призрения.

    Историография государственной помощи XIX в. ищет те доминанты, которые позволяют определить основу исторического процесса, механизм изменения, заставляющий осуществлять переход от одной модели помощи к  другой. В этом отношении показательны работы В. Герье и А. Якоби.

    В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные  эпохи, все их можно свести к основным формам: милостыня, благотворительные  учреждения, попечительство. Три формы  помощи характеризуют три стадии, три, как бы сегодня сказали, парадигмы  общественной поддержки нуждающихся. Таков один из первых отечественных  подходов к мультикультурному осмыслению феноменологии помощи, накладывающий  определенный отпечаток на отечественную  историографию общественной помощи.

    Другой  подход в логике мультикультурного  осмысления истории развития общественной помощи предпринят А. Якоби, который считал, что исторические законы можно открыть только при рассмотрении процесса в пределах больших периодов и отрезков времени. На материале исторической и географической патологии возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии.

    Историографии отечественной системы помощи в XIX в. развивается, как видим, путем  экстраполяции идей и подходов исторической науки: с периодизацией, точной хронологией, исторической событийностью. Однако намечаются тенденции к выяснению научной  исторической логики на основе динамики процесса помощи в национальной и  мультикультурной заданности.

    В советский период истории российской государственности подходы к  исследованию проблем помощи в их исторической обусловленности, в частности, к вопросам периодизации, претерпевают существенное изменение. Идеология  нового времени обусловливает переосмысление взаимодействия людей в общности, вырабатывается иной взгляд на проблему помощи и благотворительности: «Ввиду того, что существующее название Народного  Комиссариата Государственного призрения  не соответствует социалистическому  пониманию задач социального  обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни, благотворительности, Совет Народных Комиссаров постановляет: переименовать Народный Комиссариат  Государственного Призрения в Народный Комиссариат Социального обеспечения».

    Социальное  обеспечение становится той парадигмой помощи, которая на долгое время  утвердилась в качестве ведущей  формы поддержки различных категорий  нуждающихся, постепенно оформившись  в систему государственного обеспечения.

    В контексте нового времени государственная  система социального обеспечения, этапы ее развития рассматривались  исключительно в логике становления  не российской, а советской государственности  с точкой отсчета с ноября 1917 г. Если в ранних работах, посвященных  государственной системе социального  обеспечения, хотя и в негативном смысле, все же упоминалось о существовании  предшествующих систем защиты и поддержки, то в работах более позднего периода  о них нет ни слова.

    Характерная особенность периодизации государственной  системы помощи советского периода  – ее неразрывная связь с документами  партии и правительства, которые  служили вехами для обозначения  этапов развития системы государственного обеспечения. Такой подход обусловил  синхронический принцип периодизации, распространившийся на осмысление не только системы помощи в целом, но и ее отдельных направлений, таких  как социальное страхование, социальное обеспечение, опека и попечительство и ряда других. Такая тенденция  сохранилась до начала 90-х годов.

    Сегодня, — отмечает М. В. Фирсов, — мы должны подойти к отдаленному прошлому без излишней идеализации, не допустимо  рассматривать советский период как время геноцида и тотальной  коммунизации в области социальной помощи. Необходимо увидеть в различных  номинациях и исторических эпохах движение единого процесса со своей логикой, с историческим образом.

    Хочется повторить вслед за Ж. — П. Сартром, «что парадигма помощи существует сама по себе, имея самостоятельный социальный, культурный, этнический, исторический уровень существования».9

    Что же является основой различных моделей  поддержки и защиты одних слоев  общества другими? «Представляется, что  это – процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности».10

    Во-первых, этот феномен имеет социогенетическую  обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального  развития в социально-исторической перспективе.

    Во-вторых, в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию  в структурных сценариях и  закреплен в массовом сознании в  языковых формах и структурах.

    В-третьих, он имеет исторические, вещные и  деятельностные формы существования  со своими субъектами, объектами и  идеологией помощи, что, в конечном счете, определяет его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.

    Рассматривая  способы помощи и взаимопомощи в  их культурно-исторической перспективе, можно отметить то особое социальное поле, где намечаются различные типы взаимодействия между субъектами со своими принципами и законами. Призрение  нищих и юродство, организация  детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность  и социальное страхование – явления  этого и других рядов имеют  собственную логику исторического  развития, систему существования, место  в историческом процессе.

    Такой подход позволяет нам рассматривать  не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связывают с принятием  христианства на Руси, но и архаические  родовые формы, которые были архетипическими  формами всех последующих систем помощи и защиты.

    Предлагаемая  нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной  историографии в области общественного  призрения, с другой – мы выделяем иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе.

    Каждый  этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут  расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как  смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.

    Таким образом, в качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в  России, имеющих различную номинацию  данного процесса, целесообразно  представить следующие периоды:

    1. Архаический период – родоплеменные  и общинные формы помощи и  взаимопомощи у славян до Х  в.;

    2. Период княжеской и церковно-монастырской  благотворительности – XII-XIII вв.;

    3. Период церковно-государственной  помощи – с XIV в. по вторую  половину XVII в.;

Информация о работе Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 веке