Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:22, реферат
Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.
1.История социальной работы в России………………………………..2
2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в……………………………………………………………………11
3.Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. До начала ХХ в……………………………………………………………………….14
4.Заключение…………………………………………………………………16
План
1.История социальной работы в России………………………………..2
2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в……………………………………………………………………11
3.Период
общественного и частного
призрения – с конца XIX
в. До начала ХХ в……………………………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………
1.История социальной работы в России
Одна
из первых работ, посвященных истории
помощи, где рассматриваются стадии
развития национальной системы поддержки
и защиты нуждающихся, принадлежит
отечественному ученому А. Стогу. В
работе «Об общественном призрении»
им в 1818 г. впервые обозначены основные
этапы развития отечественной системы
помощи. Характерно, что автор рассматривает
историческую разноплановую деятельность,
различные формы помощи в логике
целостного подхода. Всю совокупность
мер и форм поддержки на различных
временных этапах он предлагает рассматривать
как проявление одной формы, единого
паттерна, характерного для его (Стога)
исторического времени –
Историю
общественного призрения в
первый – с 996 г. по XIV столетие;
второй – XIV-XVII вв.;
третий – с 1701 по 1775 гг.;
четвертый – с 1775 по 1801 гг.;
пятый – с 1801 по 1818 гг.
Отличительная
особенность периодизации А. Стога,
помимо типологии процесса, заключается
в стремлении показать его динамику.
Поэтому не случайно четвертый и
пятый этапы связаны как с
изменением административно-
Периодизация,
предложенная А. Стогом в начале XIX в.,
была принята его современниками,
а национальную систему общественной
благотворительности стали
К
концу XIX в. намечаются культурно-исторические
подходы к исследованию развития
национальной системы общественного
призрения. Национальную систему помощи
связывают не только с деятельностью
государства и его институтов,
она рассматривается
Примером данного подхода к периодизации служат работы Е. Максимова. Взяв за основу периодизацию исторического процесса развития системы общественной помощи, предложенную А. Стогом, Е. Максимов несколько изменяет хронологию этапов с учетом тех реалий, того уровня науки о помощи, которые сложились к концу XIX столетия.
Прежде всего, Е. Максимов определил, что «общественное призрение» — это явление и понятие, исторически обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим рамкам, принятым в то время, он назвал первый период благотворительным (идея общественного призрения еще не сформирована, а помощь носит стихийный характер). Второй этап совпадает со становлением государственности, именно в этот период зарождается идея государственной помощи, которая в третьем периоде не только приобретает обоснованную идеологию, но и оформляется в систему общественного призрения. Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся тенденций, которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога. По мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I до Александра II, характеризуется укреплением тенденций организованной государственной помощи, а также включением в этот процесс «общественных организованных сил». И, наконец, последний этап, пореформенный, связан с попытками решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением нормативно-правовой базы общественного призрения.
Историография государственной помощи XIX в. ищет те доминанты, которые позволяют определить основу исторического процесса, механизм изменения, заставляющий осуществлять переход от одной модели помощи к другой. В этом отношении показательны работы В. Герье и А. Якоби.
В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные эпохи, все их можно свести к основным формам: милостыня, благотворительные учреждения, попечительство. Три формы помощи характеризуют три стадии, три, как бы сегодня сказали, парадигмы общественной поддержки нуждающихся. Таков один из первых отечественных подходов к мультикультурному осмыслению феноменологии помощи, накладывающий определенный отпечаток на отечественную историографию общественной помощи.
Другой подход в логике мультикультурного осмысления истории развития общественной помощи предпринят А. Якоби, который считал, что исторические законы можно открыть только при рассмотрении процесса в пределах больших периодов и отрезков времени. На материале исторической и географической патологии возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии.
Историографии отечественной системы помощи в XIX в. развивается, как видим, путем экстраполяции идей и подходов исторической науки: с периодизацией, точной хронологией, исторической событийностью. Однако намечаются тенденции к выяснению научной исторической логики на основе динамики процесса помощи в национальной и мультикультурной заданности.
В
советский период истории российской
государственности подходы к
исследованию проблем помощи в их
исторической обусловленности, в частности,
к вопросам периодизации, претерпевают
существенное изменение. Идеология
нового времени обусловливает
Социальное
обеспечение становится той парадигмой
помощи, которая на долгое время
утвердилась в качестве ведущей
формы поддержки различных
В
контексте нового времени государственная
система социального
Характерная
особенность периодизации государственной
системы помощи советского периода
– ее неразрывная связь с
Сегодня, — отмечает М. В. Фирсов, — мы должны подойти к отдаленному прошлому без излишней идеализации, не допустимо рассматривать советский период как время геноцида и тотальной коммунизации в области социальной помощи. Необходимо увидеть в различных номинациях и исторических эпохах движение единого процесса со своей логикой, с историческим образом.
Хочется повторить вслед за Ж. — П. Сартром, «что парадигма помощи существует сама по себе, имея самостоятельный социальный, культурный, этнический, исторический уровень существования».9
Что же является основой различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими? «Представляется, что это – процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности».10
Во-первых,
этот феномен имеет
Во-вторых, в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании в языковых формах и структурах.
В-третьих, он имеет исторические, вещные и деятельностные формы существования со своими субъектами, объектами и идеологией помощи, что, в конечном счете, определяет его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.
Рассматривая способы помощи и взаимопомощи в их культурно-исторической перспективе, можно отметить то особое социальное поле, где намечаются различные типы взаимодействия между субъектами со своими принципами и законами. Призрение нищих и юродство, организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование – явления этого и других рядов имеют собственную логику исторического развития, систему существования, место в историческом процессе.
Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связывают с принятием христианства на Руси, но и архаические родовые формы, которые были архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.
Предлагаемая
нами периодизация, с одной стороны,
следует традициям русской
Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.
Таким образом, в качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:
1.
Архаический период –
2.
Период княжеской и церковно-
3.
Период церковно-
Информация о работе Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 веке