Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:22, реферат
Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.
1.История социальной работы в России………………………………..2
2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в……………………………………………………………………11
3.Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. До начала ХХ в……………………………………………………………………….14
4.Заключение…………………………………………………………………16
4.
Период государственного
5.
Период общественного и
6.
Период государственного
7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.
Приведенная периодизация позволяет наметить концептуальную схему исторического процесса развития помощи и взаимопомощи, выделить специфическую социальную историю процесса в ее единичности и в то же время в контексте глобальных исторических факторов.
Значительный
пласт проблем в историографии
современной науки о помощи связан
с источниковедением. На сегодняшний
день отечественное источниковедение
социальной помощи делает только свои
первые шаги. Основная задача сегодня
– собрать все источники по
общественной благотворительности, общественному
призрению не только XIX, но и ХХ вв.
Необходимо выяснить что сделано
предшествующими поколениями
Вторая важнейшая задача – критическое осмысление уже существующего материала с учетом тенденций и перспектив новой научной парадигмы о помощи.
Третья задача – систематизация имеющихся источников на основе их критического осмысления.
В
XIX в. к проблемам источниковедения
общественного призрения одним
из первых обратился В. Межов. Он предложил
тематические разделы и систематизацию
материалов по проблемам общественного
призрения, важнейшими среди которых
были общие отечественные и
Систематизация работ по общественному призрению А. Роговцева также использует материалы Императорского Человеколюбивого общества. При этом автор не ограничивается только ими, он включает в различные разделы работы английских, немецких, французских исследователей. Однако в данном исследовании, как и в систематизации В. Межова, присутствуют материалы только второй половины XIX в.
В начале ХХ в., когда практика общественного призрения была расширена, появилась потребность осмысления и систематизации накопленного опыта и публикаций. В этот период изданы «Систематический каталог», указатели журналов, посвященные систематизации материалов по общественной помощи. На рубеже XIX и ХХ вв. дело, начатое В. Межовым, продолжают Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие.
Однако
во второй четверти ХХ в. вопросы источниковедения
общественной помощи были практически
сведены к проблемам
Сегодня
систематизацией источников и библиографией
по вопросам социальной помощи начинают
заниматься такие отечественные
ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.
В предпринятых попытках уже намечены
те тенденции, которые были характерны
для исследователей XIX в. Однако стоящие
сегодня задачи более сложны. Предстоит
включить в познавательный процесс
и критически осмыслить источники,
не рассматривавшиеся учеными
Одна
из следующих задач
Наиболее
разработанные подходы к
Сложность,
с которой столкнулись ученые
на рубеже веков, состояла в том, что,
с одной стороны, новое знание,
тем более историческое, невозможно
создавать без учета
Это относится и к использованию фондов советского периода, когда объективную информацию о состоянии социального обеспечения невозможно было получить из официальных статистических источников. Для этого необходимо анализировать и тщательно сопоставлять различные источники.
Для
исследователей истории общественной
помощи противоречие сегодняшнего дня
состоит в том, что существует
потребность представить
Таким образом, проблемы источниковедения социальной работы в России, вопросы ее истории и периодизации составляют целый исследовательский комплекс, решение которого возможно только в его целостности. Решение данной системной проблемы предполагает видение достаточно больших горизонтов проблемного поля социальной работы как парадигмы научного знания.
2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.
Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны.
Так
какие же модели социальной помощи
возникли благодаря реформам Петра
I? Помощь имела различные стратегии
и поддержку: от материальных до изменения
сценариев жизни самих
1) социально-философское;
2)
социально-административное
3) социально-медицинское.
Социально-философское
направление подготовило
Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
1) призрение детей, вдов, служащих;
2)
попечение и опеку
3)
богадельни для людей,
4) смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
5) губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
6) профилактика нищенства;
7) школы для детей.
Социально-медицинское направление:
1)
госпитали и «другие, где
2) лазареты;
3) дома для душевнобольных.
Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:
во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации;
во-вторых, в нее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие такие изменения;
в-третьих, она была обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в соответствующие решения, программы и проекты.
Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.
«Много
ошибок помрачают славу
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет. В 1764 г. указ об основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек мещанского происхождения.
Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А. Демидова.
К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве.
Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, однако, оказался в значительной мере невостребованным вплоть до наших дней.
В
конце 90-х годов общество получило
право устанавливать платные
должности для лиц, профессионально
занимающихся благотворительной
3.Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. До начала ХХ в.
К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т. п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.
«Благотворительные
занятия, — пишет В. А. Сущенко, —
часто вызывались к жизни именно
мировоззренческо-
Нищету
и отсталость таким путем нельзя
было ликвидировать, но «можно было облегчить
себе душу».16 Причины, побуждающие предпринимателей
к благотворительности крылись
еще и в том, что все они
были глубоко «набожными людьми и
в том, что они были молодыми».17
Отсутствие возможности заслужить
признание своей
Такую идеалистическую картину дает В. А. Сущенко. Среди предпринимателей С. Д. Сидоров, его сын Михаил, В. Ф. Демидов и его сын (не уральский Демидов), В. И. Клюшников и его сын Иосиф, Платановы, Бахрушины, Агриппины, Абрикосовы, П. П. Демидов.
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».
Информация о работе Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 веке