Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.

Оглавление

1.История социальной работы в России………………………………..2

2.Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в……………………………………………………………………11

3.Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. До начала ХХ в……………………………………………………………………….14

4.Заключение…………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

теория и история соц. воспитания(Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 в).docx

— 34.01 Кб (Скачать)

    Одним из первых в России специальных благотворительных  обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно  использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные  школы, ремесленные училища.

    Одно  из почетных мест в истории российского  меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову.

    В начале ХХ в. в стране было основано 82 % всех благотворительных заведений  и 95 % благотворительных обществ.

    Однако  мировые войны, голод, эпидемии давали самую высокую смертность.

    Как считают специалисты, нет оснований  преувеличивать удельный вес прогрессивных  предпринимателей. Большая часть  богатых равнодушно относилась к  простым людям, их собратьям по торгово-промышленному  классу.

    Многочисленные  благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.

Заключение

    Процесс становления социальной помощи в  России – явление длительного  характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

    Механизмы помощи и взаимопомощи, а также  механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди  них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я – тебе, а  ты – мне». В историческом контексте  времени, как это было показано, в  зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие  связи будут интерпретироваться по-разному. Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого  распределения и перераспределения. И в этом отношении в таких  социальных акциях, как «десятина», «секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация» на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические  принципы общественного бытия. Наверное, как ни в какой другой сфере  человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки  не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и  напряженностью, как в России.

    В парадигме помощи и поддержки  можно наблюдать, как закон распределения  и перераспределения проходит свои определенные стадии. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения  церкви и государства, отдельных  категорий нуждающихся и власти. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений различных  групп населения в период массового  голода. С XVIII в. окончательно оформляется  законодательная практика помощи и  поддержки на государственном уровне. В начале XIX в. появляется Устав общественного призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до советского периода. Институт церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из жизненных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются больницы и странноприимницы. Секуляризация церковных земель не могла не пройти бесследно для системы призрения нуждающихся. Власть вынуждена заново тратить средства, чтобы организовать институты призрения, восстанавливая то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, внутрицерковная жизнь имела жесткие противоречия, однако традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Изменение форм защиты неотъемлемо от изменения паттернов клиента: они касались то стариков, то вдов, то сирот, то инвалидов. Постепенно к различным формам патологии вырабатывались оперативные и превентивные меры. Можно отметить одну устойчивую тенденцию – в культурно-исторической перспективе клиентела не уменьшается, с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдовы; инфантицид считается преступлением и т. п. Возможно, гуманизация общества связана с выявлением на том или ином историческом отрезке определенного типа нуждающегося в помощи и поддержке. 

Список  литературы

1. Антология социальной работы. – В 5 тт. – Социальная политика и законодательство в социальной работе/Сост. М. В. Фирсов. – М., 1995.

2. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. Истории социальной работы (с древности до начала 20 в.). – М: Академ. проект , 2002. – 480 с.

3.Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М., 2001.
4.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 334.

Информация о работе Ведомственная и общественная благотворительность в России в 19 веке