Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 18:59, курсовая работа
Цель, которая мною преследовалась при выполнении настоящей работы, состояла в раскрытии сущности и содержания творчества одного из наиболее выдающихся живописцев России Василия Васильевича Верещагина.
Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Биография Василия Верещагина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава II. Творческая деятельность Василия Верещагина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список источников литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Биография Василия Верещагина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава II. Творческая деятельность Василия Верещагина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список источников литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы связана одновременно с целым рядом обстоятельств.
Во-первых, с тем значением, которое творчество Василия Верещагина занимает в истории не только России 19 века, но и изобразительного искусства вообще.
Во-вторых, с тем, как Василий Верещагин оказывает влияние на современную художественную культуру.
В-третьих, с многогранностью творчества и личности Верещагина в целом.
И, наконец, в четвертых, актуальность темы связана и с сохраняющейся до настоящего времени дискуссионностью в оценках как самого художника, так и его произведений.
Цель, которая мною преследовалась при выполнении настоящей работы, состояла в раскрытии сущности и содержания творчества одного из наиболее выдающихся живописцев России Василия Васильевича Верещагина.
Исходя из всего вышесказанного и сформулированной ранее цели, при выполнении настоящей работы мною была предпринята попытка решить следующие задачи:
- осветить в общих чертах биографию Василия Верещагина;
- определить основные направления творчества художника;
- определить место и роль Верещагина в художественной культуре России и Европы;
- по результатам проделанной
работы подвести некоторые
Глава I
БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА
Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября (старый стиль) 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.
В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы учиться живописи на его просторах. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения, для того, чтобы узнать, что такое настоящая война, о которой он так много читал и слышал. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии.
Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины: «Нищие в Самарканде» (1870, ГТГ), «Опиумоеды» (Гос. музей искусств Узбекистана), «Продажа ребенка-невольника» (1872, ГТГ), «Самаркандский зиндан» (Гос. музей искусств Узбекистана), «Узбекская женщина в Ташкенте» (1873, ГТГ) и многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. «Солдаты Верещагина, - писал Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье».
В картине «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871, ГТГ) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине «Вошли» - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: «Высматривают» (1873, ГТГ), «Нападают врасплох» (1871, ГТГ), «Представляют трофеи» (1872, ГТГ), «Торжествуют» (1872,ГТГ) и «Апофеоз войны» (1871-1872, ГТГ).
В полотне «Апофеоз войны» на фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев - пирамида из человеческих черепов. Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения, и Верещагин делает надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» - суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье.
Крамской писал о том, что он не знает, есть ли художники, подобные Верещагину, не только в России, но и за границей. Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: «Забытый», «Окружили - преследуют» и «Вошли». Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874-1876, ГТГ).
Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности «Процессию английских и туземных властей в Джейпуре» (1875-1879, Музей «Викториум-Мемориум», Калькутта).
Вспыхнувшая в 1877-1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
Война в полотнах Верещагина вновь предстала во всей суровой и мужественной правде, как драматическое событие. С болью и горечью переживал художник огромные людские потери в этой трудной кровопролитной войне.
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: «Землянки на Шипке» (Гос. музей русского искусства, Киев), «Батареи на Шипке» (Гос. музей русского искусства, Киев), «На Шипке все спокойно» (1878-1879, местонахождение неизвестно), «Шипка-Шейново» (1878-1879, ГТГ).
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). Картины «Победители» (1878-1879, Гос. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Панихида по убитым» (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая - «Побежденные»- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
1880-е годы в творческой
жизни художника отмечены
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы – он хотел показать в картинах 1812 года великий дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагами. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны и развенчать Наполеона.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899-1900, Гос. исторический музей). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: «В Успенском соборе» (1887-1895), «Пожар» (1896-1897), «Сквозь пожар» (1899-1900), «Расстрел в Кремле» (1897-1898, все в Гос. историческом музее) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно - пробиваться или отступать», «На этапе - дурные вести из Франции» (1887-1895), «На большой дороге. Отступление и бегство» (1887-1895), «Ночной привал великой армии» (1896-1897, Гос. исторический музей). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.
...Шапки пушистого белого
снега покрыли ветви сосен. В
засаде крестьяне ожидают
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.