Шукшин Василий Макарович

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:35, реферат

Краткое описание

Шукшин Василий Макарович (1929–1974), русский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д. (или селе) Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. В 1945-1947 учился в Бийском автотехникуме. С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем работал слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира. В 1949–1952 служил на флоте.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 284.03 Кб (Скачать)

                                           МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

Факультет социальной и коррекционной педагогики

 

 

Шукшин Василий Макарович.

 

Реферат

 

 

 

 

                                                                                         Исполнитель:                                                                                 

Биялиева Элеонора

                                                                          студентка группы СКП- СДБ-41                                                                                           

Проверил:

Бардакова В.В.

 

 

 

 

Волгоград 2014

 

Шукшин Василий Макарович (1929–1974), русский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д. (или селе) Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. В 1945-1947 учился в Бийском автотехникуме. С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем работал слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира. В 1949–1952 служил на флоте. По возвращении работал директором школы сельской молодежи в д.Сростки. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской Михаила Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители». При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти автора, в 1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов, пять повестей (“Там, вдали”, “А поутру они проснулись”, “Точка зрения” (1974), “Калина красная” (1973-1974), “До третьих петухов” (1975)), два исторических романа (“Любавины”(1965); “Я пришел дать вам волю” (1971)), пьесу “Энергичные люди”(1974), четыре оригинальных киносценария (“Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Позови меня в даль светлую”, “Брат мой”) и публицистические статьи, из которых наиболее известны “Вопрос к самому себе”, “Монолог на лестнице”, “Нравственность есть правда”.

 

   Студентом начал сниматься в кино, в 1959 году он снялся в роли Федора-большого в фильме "Два Федора" (1959). В своей дипломной картине "Из Лебяжьего сообщают" Шукшин был сценаристом, режиссером и исполнителем главной роли. По окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Зрительскую любовь и признание принесла режиссеру лента "Живет такой парень", которая получила в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Через два года Василий Макарович поставил драму "Ваш сын и брат", получившую Государственную премию РСФСР. Большой успех имели фильмы Шукшина «Позови меня в даль светлую», «Странные люди», «Печки-лавочки». Фильм Калина красная был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973. Стоит отметить, что почти все фильмы известный режиссер и писатель поставил по своим сценариям, а первые написанные им рассказы были опубликованы в 1959 году. В 1974 году Сергей Бондарчук, режиссер-постановщик фильма "Они сражались за Родину", пригласил Василия Шукшина на одну из главных ролей, солдата Лопахина. После этой работы Шукшин собирался ставить картину о Разине по своему роману "Я пришел дать вам волю...", но во время съемок, в станице Клетской Волгоградской области, 2 октября 1974 года Василий Шукшин умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 Шукшин был удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Его кинематографические заслуги отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР (1971), премией Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы кинофестиваля" ( за 1964 год), премией Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Главный приз среди художественных фильмов" (за 1974 год), Ленинской премией (1976, посмертно).

 

   Василий Шукшин - человек разносторонних дарований: писатель, актер, кинодраматург, режиссер, чей талант выявился в цельном, многообразном творчестве, которое справедливо называют феноменом. Это творчество противилось любым попыткам разрушить его цельность, многожанровое единство и отвечало критериям, которые предложил сам писатель: в его искусстве мы найдем широкие размышления над жизнью народа, смелое и глубокое постижение ее реальных противоречий и сложности. Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина. Живительным источником, почвой творчества Василия Макаровича стали воспоминания и личный жизненный опыт писателя. Он брал материал для своих произведений везде, где живут люди. Творчество Василия Шукшина характеризует искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности.

 

   Несмотря на то, что Шукшин достаточно поздно начал писать и издаваться, автор сумел создать в своих произведениях галерею интересных и, главное, жизненных образов; заставить нас задуматься над самыми важными, животрепещущими темами человеческого бытия. К двум постоянным вопросам нашей литературы “Кто виноват?” и “Что делать?” В. М. Шукшин добавил свой, третий: “Что же с нами происходит?”.

 

   Говоря о Шукшине, как-то даже неловко упоминать об органической связи его с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ-труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие глубинно. Бескомпромиссное, гневное, яростное обличение того, что мешает добру и свету, и радостное приятие, ответное сияние навстречу тому, что утвердилось верно и хорошо, - таков был Шукшин в творчестве. Его собственное духовное становление, рост личности неотъемлемы от все более глубоких постижений таланта - актерских ролей, режиссуры и писательской, чисто литературной работы.

 

 Шукшина формировала послевоенная действительность, те опыт, знания, ощущения и восприятия, которые приобретались, впитывались юношей в общении с людьми в годы хождений по Руси. Всю жизнь Василий Макарович искал правду, оступался, ошибался, не мог быть равнодушным, просил людей быть добрее. Он считал, что в любых условиях «человек умный и талантливый как-нибудь, да найдёт способ выявить правду».

 

   В 1960-е годы, когда в литературной периодике появились первые произведения писателя, критика поспешила причислить его к группе писателей-“деревенщиков”. На то были свои резоны: Шукшин действительно предпочитал писать о деревне, первый сборник его рассказов так и назывался - “Сельские жители”. Однако этнографические приметы сельской жизни, внешность людей деревни, пейзажные зарисовки не особенно занимали писателя - обо всем этом если и заходила речь в рассказах, то лишь попутно, бегло, вскользь. Почти не было в них поэтизации природы, авторских раздумчивых отступлений, любования “ладом” народной жизни. В центре художественного видения Шукшина - не проблема как таковая, пусть даже и опосредованная через судьбы и характеры героев, а собственно человек, его жизнь. Видно, понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду, ставшую фактом искусства, вызвавшую любовь и уважение к самому автору.

Анализ выбранного произведения (повесть "Калина красная")

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, - все люди и факты - становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина. В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов - деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.

В своей повести "Калина красная" Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь "маленького", но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по "неровной дорожке".

Для меня произведения Шукшина - яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыла для себя новое качество человека - непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие - особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. -- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.
  2. Емельянов Л.В. Шукшин. Очерк творчества. -- Л., 1983.
  3. Карпова В.М. Талантливая жизнь: В. Шукшин -- прозаик. -- М.: Сов. писатель, 1986. 300 с.
  4. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. -- М.: Сов. Россия, 1977. 192 с.
  5. Мгновения жизни: Сб. / Сост. Г. Кострова, Л. Шукшина; Предисл В. Распутина. -- М.: Мол. гвардия, 1989. 204 с, ил
  6. Статьи и воспоминания о Василии Шукшине. -- Новосибирск, 1989. 
  7. Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983. - 477 с

 


Информация о работе Шукшин Василий Макарович