Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:24, реферат
Васильев не был амбициозным человеком, его не притягивала слава и не манили высокие награды. Вдохновение он находил в окружающем его мире, в дорогих сердцу русских пейзажах. Именно эта тяга к родному, близкому, отеческому и отличает творчество Константина Васильева от плеяды венценосных живописцев-современников. Его работы не похожи на творения Ильи Глазунова или Александра Шилова, они не так торжественно пафосны. Простота и гармония – вот какими эпитетами можно охарактеризовать каждое полотно Васильева, поэтому его работы так близки зрителю, чей глаз на генетическом уровне впитал широкие и спокойные просторы России, густые леса, глубокие широкие реки, сказочно прекрасные созвучия нашей природы, а отсюда и фольклор: богатыри, сказочные персонажи, исторические личности.
1.Вступление. Роль творчества Константина Васильева в отечественной живописи.
2.Творческий путь Константина Васильева.
3.Основные работы художника.
4.Заключение. Мое личное мнение о живописи Константина Васильева.
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ |
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ИЗО» |
Константин Алексеевич Васильев |
Студентка Фомичева Ольга Владимировна Преподаватель
Гармиза Николай
Вадимович |
|
Содержание:
Вступление.
Роль творчества Константина
Васильева в отечественной
живописи.
Однозначно оценить вклад в российскую живопись работ Константина Васильева очень сложно, если вообще возможно. Не являясь членом «Союза художников России», не обладая званием Народного или Заслуженного, Константин Алексеевич без сомнения стал уважаемым и любимым живописцем не только конца XX века, но и начала XXI.
Васильев не был амбициозным человеком, его не притягивала слава и не манили высокие награды. Вдохновение он находил в окружающем его мире, в дорогих сердцу русских пейзажах. Именно эта тяга к родному, близкому, отеческому и отличает творчество Константина Васильева от плеяды венценосных живописцев-современников. Его работы не похожи на творения Ильи Глазунова или Александра Шилова, они не так торжественно пафосны. Простота и гармония – вот какими эпитетами можно охарактеризовать каждое полотно Васильева, поэтому его работы так близки зрителю, чей глаз на генетическом уровне впитал широкие и спокойные просторы России, густые леса, глубокие широкие реки, сказочно прекрасные созвучия нашей природы, а отсюда и фольклор: богатыри, сказочные персонажи, исторические личности.
Говоря о значении творчества Константина Васильева, нельзя не упомянуть, что именно его работы вновь привлекли внимание к богатейшему русскому фольклору, благополучно забытому многими в период социалистического реализма. Возможно, именно то, что Константин Алексеевич предпочел не поступаться своими принципами, а творить в русле собственных воззрений и интересов, хотя они и были противоположны общепринятому течению, не позволило оценить его вклад в художественное искусство современниками по достоинству.
Но зато мы чтим и восхищаемся им сейчас. К настоящему моменту сохранилось более 400 работ живописца. К ним относятся графические работы, сюрреалистические эксперименты, портреты, зарисовки, пейзажи и т.д. Многие работы, к сожалению, не сохранились, а еще большее количество было раздарено друзьям. Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».
Заслуга Константина Васильева в том, что он смог «достучаться» до своего зрителя, задел в его душе ту самую струну, которая чутко воспринимает искреннюю и сильную любовь к Родине. Речь здесь идет не столько о патриотизме, сколько о врожденном чувстве красоты, которым отличался Васильев. Свою роль сыграла и необъяснимая тяга к музыке. Константин Алексеевич никогда не был музыкантом, но современники отмечает, с каким вниманием и благоговением он любил прослушивать пластинки, сколько знал о классической и модернистской музыке, как отражал ее в своем творчестве. Не зря цикл графических портретов Васильева посвящен преимущественно великим композиторам, таким как Вольфганг Амадей Моцарт, Ференц Лист, Модест Мусоргский, Рихард Вагнер, Иоганн Себастьян Бах и многие другие.
К несчастью, век Константина Васильева был недолог. За свои 34 года художник уже успел очень многое, но, кто знает, какими бы еще превосходными работами пополнилось его наследие, не погибни он так нелепо и скоропостижно 29 октября 1976 года в самом расцвете лет на железнодорожном переезде вместе с другом под колесами поезда.
Но
даже после смерти популярность талантливого
художника только возросла. Помимо того,
что с каждой новой выставкой число желающих
воочию увидеть творения Васильева только
растет, на просторах Интернета и в реальной
жизни организуются клубы любителей его
живописи. Так бывший журналист Анатолий
Доронин, знавший Константина Васильева
еще перед смертью, по собственной инициативе
организовал РОО "Клуб любителей живописи
Константина Васильева", который добился
выделения помещения в Москве под строительство
музея, посвященного творчеству талантливого
русского художника. По крупинке собирались
благотворительные средства на реставрацию
исторического памятника (бывшая усадьба
промышленника Георгия Лианозова). Наконец,
музей открылся, но 2,5 гектара выделенной
под музей земли оказались слишком лакомым
кусочком, так что всего через несколько
лет "Клуб любителей живописи Константина
Васильева" лишился своего здания, отстроенного
с таким трудом. Причиной послужили рейдерские
наезды и поджог, который и привел к уничтожению
музея. Таким образом, бюрократия и коммерция
лишили поклонников творчества Константина
Васильева возможности знакомиться с
подлинниками полотен художника. Сейчас
работы Васильева нигде не выставляются,
и неизвестно, будут ли экспонироваться
в ближайшее время, так что московским
любителям живописи Константина Алексеевича
остается лишь наслаждаться репродукциями
картин в альбомах или на просторах Интернета.
Творческий
путь Константина
Васильева.
Костя Васильев родился в городе Майкопе 3 сентября 1942 года. В 1949 году вся семья перебралась в поселок Васильево под Казанью. Будущий художник прожил здесь всю свою жизнь, а в дальнейшем в этом доме был открыт его музей.
С детства Константин отличался усидчивостью, хорошей зрительной памятью и художественным талантом. Родители, как могли, поддерживали все начинания любимого сына, старались по мере возможности обеспечивать его всем необходимым для творчества. «От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку на охоту, и Костя рисовал реку, лодку, отца, избушку лесника, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение».
Красота Васильевских пейзажей поражала маленького художника. «Она была здесь особая, созданная великой рекой. В дальней дали в голубой дымке высокий правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; далекий белый монастырь на склоне, правее - сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку - река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны». Именно здесь Константин Васильев и напитался безграничной любовью к Родине, вкусил сладкий аромат родных просторов. Работал, так сказать, с первоисточником, самостоятельно открывая для себя природное и духовное богатство народа.
Но останавливаться на пейзажных зарисовках было нельзя, и родители отправили Костю в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. Вступительные экзамены молодой живописец прошел блестяще. Константину Васильеву несказанно повезло, что Московская средняя художественная школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке старого Замоскворечья, напротив Третьяковской галереи. «Подобных школ в стране было всего три: кроме московской, еще в Ленинграде и Киеве. Но МСХШ почиталась вне конкуренции хотя бы потому, что существовала при институте имени Сурикова, а в качестве учебной базы имела Третьяковку». На переменках ребята бесплатно бегали в Третьяковку, подробно изучали работы выдающихся живописцев и формировали свой художественный вкус.
Учеба давалась Васильеву легко. Его всегда выделяли в числе лучших учеников школы, одноклассники завидовали и восхищались. Вместе с Костей за школьной скамьей свои таланты развивали Абрек Галеев, Толя Максимов, Толя Логвинов, Саша Толкач и Слава Щербаков.
На этот же период приходится увлечение Васильева классической музыкой и литературой. Предпочтение Константин отдавал Мусоргскому, Бородину, Чайковскому, ариям из опер в исполнении Шаляпина. Мир художественной литературы открыл для него Достоевского и Хемингуэя.
Однако руководство школы сменялось, и на место любимых преподавателей приходили подчас совсем не одаренные художественным вкусом и преподавательским талантом люди. Так в Московской средней художественной школе при институте имени В.И. Сурикова начался период социалистического реализма. От учеников требовали четкого соблюдения правил этого направления в искусстве. «Имелось в виду, что мазок нужно класть густой, объемный, можно выдавливать краску из тюбика прямо на холст. Важно, чтобы все звучало ярко, празднично, утверждая торжество, мощь и силу социализма. Это что касается манеры письма. Ну а тематика тоже вполне конкретная - пафос стройки, герои труда; сталевары, доярки, шахтеры...» И в этот раз Константин Васильев не изменил своим принципам. Рисовать то, что ему не хотелось, он не мог. Объяснял молодой художник это тем, что не может рисовать то, чего никогда по-настоящему не выдел, не мог прочувствовать, а, значит, и изобразить. Его ругали, угрожали отчислением, но остаться без такого талантливого ученика не рискнули. А Костя тем временем уже задумывался над будущим, которое никак не было связано с Суриковским институтом, дорога в который для выпускников школы была открыта. Он считал, что освоил то, что ему необходимо, а в институте авторитетные преподаватели не дадут проявлять свою индивидуальность, подомнут под себя не дадут развиваться. Так что после окончания МСХШ Константин вернулся домой и продолжил обучение в Казанском художественном училище.
Этот период в жизни Васильева можно охарактеризовать как пору наивысшего творческого развития. Получив основы в МСХШ, теперь Константин мог реализовать их и пополнять свои знания. Огромное значние в училище для него имело общение в выдающимися художниками-преподавателями: Петр Тихонович Сперанский, Василий Кириллович Тимофеев, Николай Михайлович Сокольский. На этот же период приходится увлечение Васильева сюрреализмом. Значительно влияние Пабло Пикассо, Генри Мура, Сальвадора Дали. Музыкальные предпочтения также менялись. Теперь его музыкальную коллекцию пополнили композиции Клода Дебюсси, Эдварда Грига. Васильев начинает экспериментировать. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гг. Васильев отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
После окончания Казанского художественного училища Константин сменил несколько мест работы, пока не нашел то, где к нему не придирались, а зарплаты вполне хватало на жизнь, но, главное, хватало времени на творчество. Должность художника-оформителя на лесокомбинате требовала лишь создания плакатов, предупреждающих табличек, диаграмм.
Константин
Васильев всерьез увлекается модернистской
музыкой. На этой волне пишет серию графических
портретов известных композиторов. Сам
пытается создавать музыкальные композиции,
коллекционирует звуки природы.
Подобные
музыкальные эксперименты находили
отражение и в работах художника.
Абстрактные эскизы, созданные в то время,
исключительны своей белизной, контрастирующей
с черными пятнами, которые располагаются
так, что все поля вокруг кажутся беспредельными,
необъятными, подобно световому заоблачному
разливу. Но если присмотреться, заметишь,
что там проступают серые, бело-серые,
прозрачные поля, и все они не просто контрастные,
а с краешками, с полями, с оттенками. Словом,
есть то, что особенно поражает зрителя;
изумительная, звонкая звуковая конструкция
черного с оттенком нежно-серого.
По-видимому,
именно тогда ощупью подходил Васильев
к своей удивительной находке - свинцово-серебристому
цвету, который неизменно будоражит
чувства зрителя.
"Я только сейчас вижу, что все было лабораторией для моей работы: абстракционизм - для четкой конструкции и для противодействия цвета и линии, сюрреализм - для нахождения цветовой гаммы и световых оттенков"