Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:30, творческая работа
1.Биография художника
2.Описание картины
3.Статья повещенная творчество художника
4.Статья посвященная картине «Боярыня Морозова»
5.Прототип картины «Боярыня Морозова»
6.Список литературы и сайтов(использованный и возможной)
7.Посещение музея , где находиться картина
8.Оценка своей работы ее результата
9.Обоснование выбора темы
Рубрики, которые входят в работу:
Василий Суриков. Боярыня
Морозова.
1887. Холст, масло. Третьяковская
галерея,
Москва, Россия.
Краткая биография Сурикова Ивана Захаровича
Родился в Красноярске
12 (24) января 1848 в семье канцелярского
служащего, выходца из старинного казачьего
рода. Первые уроки рисования получил
у школьного учителя Н.В.
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея; и др.).
Умер Суриков
в Москве 6 (19) марта 1916.
Описание картины Боярыня Морозова
В. И. Суриков
написал картину «Боярыня Морозова»
в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство,
проведённое в Сибири, её сильные
морозы, холод. Вся картина пропитана
чувствами героев, автор с поразительной
точностью раскрывает их характеры.
На переднем плане мы видим женщину в русской
национальной одежде XVII века, полулежащую
на санях-розвальнях. Её поза и палец, указующий
в небо, олицетворяет непреклонность перед
нависшей угрозой, она пытается приподняться,
побороть гнёт преследователей её мыслей.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей
в борьбе за справедливость. Её напряжённое
лицо показывает всю тяжесть её положения.
Это Феодосия Морозова. Другие детали
картины: зима, снег, холод – ещё сильнее
усугубляют состояние героини. В толпе,
окружающей сани, мы видим людей разных
сословий и положений в обществе. Одни
ей сочувствуют, другие – насмехаются.
Замечательно увидено и выражено в картине
ощущение живой природы: влажный зимний
день, глубокий след от полозьев в рыхлом
снегу, скрюченные от холода пальцы ног
босого юродивого, пар от дыханья. Очень
сильно и верно передал Суриков ощущение
движения: кажется, что слышишь скрип полозьев
от уходящих розвальней, в которых бунтарку
везут на допрос, свист мальчика, бегущего
за санями.
Эта картина показывает, насколько иногда
люди бывают преданными своей вере. За
личной трагедией боярыни Морозовой художник
сумел разглядеть историческое движение
в народе против существовавшего тогда
и опиравшегося на церковь социального
строя.
Статья повещенная творчество художника
Главные картины
В. И. Сурикова — это и
главные вехи его жизни, не
очень на первый взгляд
Статья посвященная картине «Боярыня Морозова»
Наиболее ранний из эскизов к "Боярыне Морозовой" относится к 1881 году. Замысел картины еще окончательно не созрел, однако В. Суриков уже представлял всю сцену довольно конкретно. Момент, избранный им для картины, не менялся: толпа народа и сани с неистовой боярыней во время ее проезда по московским улицам - "позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича"21.
Что знал В. Суриков
в те годы о боярыне Морозовой?
Общую канву ее печальной истории,
которую слышал еще в детстве в Сибири?
То, что было написано о ней в романе Д.Л.
Мордовцева "Великий раскол"? Возможно,
еще читал статью Н.С. Тихонравова в "Русском
вестнике" за 1865 год и книгу И.Е. Забелина
"Домашний быт русских цариц". Но
ни в одной из этих книг, ни в одной из статей
и слова не было о толпе народа, провожавшего
боярыню Морозову, о ее черном полумонашеском-
Семнадцатилетняя Федосья Соковнина, дочь одного из приближенных царя, была выдана замуж за пожилого боярина Г.И. Морозова. Начитанная, своевольная, энергичная, она еще при муже открыто исполняла старые церковные обряды, отличаясь непримиримостью к новой "казенной" церкви.
Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, прежде всего низшего духовенства, которое увидело в них иноземное влияние, угрозу чистоте истинной православной веры.
Самая боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем.
Сама Федосья Прокопьевна в 1668 году тайно приняла монашеский постриг и все яростнее проповедовала старую веру.
Вскоре последовали события, которые и стали прологом к эпизоду, избранному В. Суриковым сюжетом для своей картины.
Их заковали в "железа конские" и посадили под караул. Через два дня, сняв с женщин оковы, их повезли на допрос в Чудов монастырь. Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф.П. Морозовой, ни от сестры ее. Они наотрез отказались причаститься по новым служебникам, твердо стояли на двуперстии и объявили, что признают только старопечатные книги.
Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф.П. Морозова на дыбе кричала: "Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (На Болотной площади в Москве тогда казнили "врагов отечества), это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала".
Но их не казнили. Царь Алексей Михайлович побоялся слишком громкой огласки и решил избавиться от непокорных женщин без шума. По его повелению обе сестры были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье в Боровском. Там они и умерли от голода и холода.
Три года писал В. Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, в поисках натуры художник был неутомим. Где только ни побывал он за это время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая будущих героев своей картины. Два холста с уже сделанными набросками он забраковал, и лишь третий, изготовленный по специальному его заказу (прямоугольник, положенный на большое ребро) удовлетворил мастера.
Постепенно были найдены персонажи картины. Вот странник-богомолец - типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были и проповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешим паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами и народных бунтов, и казней, и покаяний.
Этот бродячий
философ полон глубокого
А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют "бесшабашной головой",
Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и высокой шапке; и тайные староверы.
Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды следов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков с нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за первым попавшимся обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, где бы они ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя ее от случайных прохожих.
Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и снег, а В. Суриков все продолжал искать главное - образ самой боярыни. Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: "...я на картине сначала толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе терялось". Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала, и с нее написал этюд. "И как вставил в картину - она всех победила".
Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок? Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в "обаятельной силе чужих мук" (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности "Боярыни Морозовой", перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. И мы...