Угроза тераризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:54, реферат

Краткое описание

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Терроризм – глобальная проблема современности 5
§1 Краткая история терроризма 5
§2 Понятие и виды современного терроризма 6
§3 Основные причины, порождающие терроризм 9
Глава 2 Правовой аспект борьбы с терроризмом 14
§1 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности 14
§2 Уголовно-правовое содержание терроризма и уголовная ответственность за терроризм 17
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 80.94 Кб (Скачать)

Не стоит забывать и о том, что Россия обладает уникальными  геополитическими характеристиками: необъятность территории, многонациональный характер населения, несходство традиций и обычаев наций и народностей, неравномерность регионального социально-экономического развития. Все это, безусловно, сказывается на общественной, стабильности, способствует нарушениям безопасности граждан. На территории России проживают миллионы мусульман, основная часть которых исповедует радикальные течения, связанные с проявлениями насилия и особой жестокости. У ряда народов и этнических групп России насилие, экстремистские и террористические методы решения проблем часто являются элементами национальной культуры и религии.

Фактором, способствующим активизации терроризма в России в постсоветский период, явилось  и разрушение административно-командной  системы. Интересным представляется тот  факт, что распространенный в советское время тезис о существовании терроризма в международных отношениях в капиталистических странах и лишь отдельных террористических акций в социалистических странах, соответствовал действительности, так как мировой опыт свидетельствует о том, что общество демократического типа создает более благоприятные условия для террористической деятельности, чем административно-командная система с ее жестким контролем как за поведением отдельной личности, так и за функционированием всех общественно-политических институтов. Из этого можно сделать вывод, что разрушение административно-командной системы и демократизация общества могут способствовать усилению политического экстремизма и терроризма. Особенно уязвимым с этой точки зрения является переходный период, сопровождающийся ломкой старых и формированием новых государственных структур, усилением элемента нестабильности, резким обострением внутренних противоречий, основанных на нерешенных социально-экономических, национальных, религиозных и других проблемах, появлением различного рода негативных явлений. Переходный период опасен также потерей частью российского общества нравственных и социальных ориентиров, что зачастую приводит к стремлению решить те или иные проблемы с помощью насилия. Следует отметить и все возрастающее влияние различных экстремистских структур из–за рубежа на так называемые “горячие точки”, отдельные группы населения России – на беженцев или эмигрантов из других стран, всемерное поощрение нестабильности и сепаратизма в России западными спецслужбами. Некоторые общественно-политические, национальные, религиозно-политические объединения допускают использование насильственных методов борьбы для достижения своих конкретных политических целей, создают незаконные вооруженные формирования. В политическую практику таких организаций в отдельных регионах входит и непосредственное применение методов насилия – для запугивания и устрашения политических оппонентов, для оказания определенного давления на органы государственной власти, дестабилизации политический обстановки, срыва предпринимаемых властями усилий по урегулированию конфликтов. Все чаще раздаются угрозы уничтожить объекты жизнеобеспечения, жилой фонд, промышленные предприятия. Даже без выдвижения требований политического характера такие акции могут резко дестабилизировать политическую обстановку, стать причиной организованных или стихийных противоправных массовых выступлений. Резко растет масштаб незаконного оборота в России различных видов оружия, что является важнейшей предпосылкой увеличения числа террористических проявлений, усиления их общественной опасности. “О размахе терроризма может свидетельствовать сводка МВД по результатам операции “Вихрь-Антитеррор”, проведенная на объектах транспорта в октябре 1999 г.: в течение нескольких дней из незаконного оборота было изъято около 200 единиц огнестрельного оружия, свыше 38 тысяч боеприпасов, 50 взрывных устройств. Сотрудниками Минераловодского УВДТ обнаружен подпольный склад хранения 2 тонн взрывчатых веществ в помещении акционерного общества. На вокзале станции Волгоград-1 задержана местная жительница с пятью взрывпакетами и 80 патронами различного калибра. В лесу под Котовском Тамбовской области обнаружен склад взрывчатых веществ – 453 кг тола и гексогена, в Москве в разных местах – несколько тонн взрывчатки, предназначенной для совершения терактов”. И это лишь официальная статистика! Невозможно даже представить, сколько еще средств и орудий совершения террористических актов находится в руках преступников и дельцов преступного оружейного бизнеса.

Весьма негативным фактором являются и социальные противоречия, присущие современной российской действительности. Это:

1) противоречия, обусловленные расколом общества  на группы с различным экономическим  положением. Замедлился процесс формирования среднего слоя, который создает основу социальной стабильности, увеличилось число люмпенов, пополняющих криминальные группы различного толка. Затем последовали, отток активной части населения из приоритетных сфер жизнедеятельности (производства, науки, образования), возрастание социальной вражды и агрессивности, обвальный рост преступности, прежде всего тех видов преступлений, которые связаны с насилием против личности;

2) противоречия, обусловленные углублением национальных, религиозных, региональных и иных  конфликтов;

3) противоречия, обусловленные разрушением сложившейся  и отсутствием новой эффективной  системы социальных гарантий  жизни населения. При этом сказывается  действие таких факторов, как  рост социальной неудовлетворенности,  формирование в связи с этим  настроений социальной отчужденности,  усиление иждивенчества со стороны  значительной части общества, постепенное  втягивание определенной части  населения в криминальные отношения;  в связи с материальной и  финансовой неустроенностью, бытовыми  сложностями для военнослужащих, массовыми увольнениями из вооруженных сил и органов внутренних дел, разведки и контрразведки формируется отрицательный социальный потенциал в среде военнослужащих и, как следствие, – падение престижа армии, органов внутренних дел, рост преступности среди военнослужащих, переход в криминальные структуры многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ.

Все вышеперечисленные  противоречия привели к таким  неблагоприятным последствиям, как:

    1. формирование очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и террора;
    2. снижение эффективности деятельности правоохранительных органов и возрастание угрозы безопасности личности и имущества;
    3. утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия;
    4. проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект (“Хесболлах”, “Братья-мусульмане” и пр.);
    5. обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма;
    6. усиление влияния лидеров организованной преступности на развитие и обострение процессов противоборства, дестабилизации общества. Очевидным является тот факт, что организованная преступность уже провела и проводит своих представителей в органы исполнительной и законодательной власти в различных регионах страны;
    7. усиление миграции населения, нарастание волны беженцев, что влечет за собой тяжелые экономические и социальные последствия и создает новые очаги напряженности в различных регионах, местах поселения беженцев. Лишенные социальной и материальной основы жизни, они становятся одной из наиболее опасных социальных групп пополнения криминальных группировок, входят в наиболее организованные и жестокие преступные группировки, построенные на этнической основе;
    8. отсутствие контроля за распространением способов террористической деятельности через информационные сети, публикация пособий по изготовлению взрывчатых веществ, организации взрывов. Совершенствование информационных технологий расширяет возможности пропаганды идей терроризма, распространения современных технологических приемов организации и проведения террористических акций. Например, террористические структуры широко используют возможности глобальной информационной компьютерной сети Internet, в которой имеют свои страницы перуанские террористы из “Сендеро Луминосо” и “Тупака Амару”, боевики афганского движения “Талибан”, грузинские националисты из группы “За свободную Грузию” и многие другие террористические организации.

Кроме перечисленных, существуют и другие факторы, служащие благоприятной почвой для развития терроризма не только в России, но и за ее пределами.

Это, в первую очередь, экономические факторы. Именно они, по мнению многих юристов и социологов, являются главной предпосылкой возникновения терроризма во всех его проявлениях. Экономический кризис ущемляет интересы средних слоев населения, которые при этом могут создавать своим поведением политическую нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий транспортных магистралей. Безработица молодежи объединяет ее в группы, а наличие большого количества свободного времени приводит к тому, что для них участие в делах группы становится основной формой деятельности. А в зависимости от личных качеств человека (отсутствие трудолюбия, желание быстро разбогатеть, привлечь к себе внимание хоть на некоторое время, стать популярным в своей среде) может побудить его к активной террористической деятельности.

Негативное воздействие  оказывают и противоречия в политических отношениях, среди которых принципиальное значение приобретают:

    1. противоречия между демократическими конституционными принципами и реальной практикой;
    2. противоречия, вытекающие из продолжающегося процесса политического размежевания общества, формирования социальных групп и слоев с противоположными политическими интересами;
    3. противоречия, порожденные отчужденностью между властью и населением;
    4. противоречия, вызванные ослаблением социально-экономических и культурных связей между центром и регионами, а также между отдельными регионами.

Вся совокупность социальных, экономических, политических и иных противоречий дополняется  противоречиями в духовной сфере, влекущими  за собой деградацию духовной жизни  общества, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций, гуманистических  ценностей, утверждение культа индивидуализма, эгоизма, жестокости и насилия, неверие  в способность государства защитить своих граждан, формирование в обществе настроений национального унижения и обесценивание таких понятий, как долг, достоинство, честь, верность Отечеству, т.е. потерю идеологии государственности. Именно при возникновении таких явлений происходит “героизация” уголовных авторитетов, бандитов и террористов.

Особого внимания заслуживают и психологические  аспекты проблемы терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом. Знание психологии терроризма позволяет понять, от кого можно ожидать соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность, как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как наказывать виновных. Основу психологического познания терроризма составляет анализ мотивов этого преступления. Возникает вопрос: какую выгоду получает виновный от совершения соответствующего акта, в том числе и в тех случаях, когда он действует за материальное вознаграждение? Ведь корыстные стимулы лишь внешне выглядят естественными мотивами, а под ними, в глубине, на бессознательном уровне, функционируют еще и другие, не менее мощные побуждения, которые достаточно часто являются ведущими.

Итак, остановимся  на вопросе о непосредственных причинах обращения к террористической деятельности. Это:

    1. причины психопатологического характера. Среди ученых-психологов ведутся дискуссии относительно того, кто преобладает среди террористов – нормальные люди или люди с психическими отклонениями. Большинство исследователей склоняются все же к первому;
    2. мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, обезличивания, стандартизации;
    3. корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов;
    4. очень часто терроризм является результатом “железного” убеждения в обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом “спасения” своего народа или даже всего человечества (“идейный абсолютизм”).

Приведенная типология  далека от совершенства. Некоторые  ее пункты переплетаются. Так, “идейный абсолютизм” может сопрягаться  с корыстной заинтересованностью  или быть присущим лицам с психическими отклонениями. Однако представление  о мотивах террористической деятельности, пусть даже логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но и в практических целях. Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько в психологии, сколько в политических, экономических и иных социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не в силу психологических аномалий (хотя они, как уже отмечалось, и могут иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические, территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный, экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает самые разные формы террористической деятельности – от политической, идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают полной картины этого  сложного феномена. Имеется много  частных, индивидуальных причин и мотивов  обращения к террористической деятельности, например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности, эмоциональные  аффекты и Т.Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

.  

Глава 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ  

§ 1. Нормативное регулирование  антитеррористической деятельности

Правовое обеспечение  антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного  противодействия как внутригосударственному, так и международному терроризму.

Основным российским нормативным актом в этой области  является Федеральный Закон “О борьбе с терроризмом” от 9.07.1998 г., который  определяет правовые и организационные  основы борьбы с терроризмом в  Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных  органов и граждан в противодействии  терроризму.

Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность, приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций и некоторые другие. Как мне кажется, законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположный ожидаемому.

Существенным  условием, которое могло бы препятствовать росту терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, –  это приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, разумеется, с учетом российских особенностей терроризма. А поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков. 13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию “О борьбе с бомбовым терроризмом” от 15.12.1997 г., в которой виды оружия классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому соответствующие изменения необходимо внести и в Федеральный Закон “Об оружии” от 13.11.1996 г., так как в нем оружие классифицируется только по назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.

Для решения  проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты такие  международные акты, как: Конвенция  о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980 г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

Информация о работе Угроза тераризма