Угроза тераризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:54, реферат

Краткое описание

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Терроризм – глобальная проблема современности 5
§1 Краткая история терроризма 5
§2 Понятие и виды современного терроризма 6
§3 Основные причины, порождающие терроризм 9
Глава 2 Правовой аспект борьбы с терроризмом 14
§1 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности 14
§2 Уголовно-правовое содержание терроризма и уголовная ответственность за терроризм 17
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 80.94 Кб (Скачать)

Среди политических причин появления терроризма в России можно отметить утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства обязательно имеют “террористический выход”, но в сочетании с различными видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития и роста терроризма.

В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного  государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в  состоянии обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

Поскольку терроризм, как было сказано ранее, порождается  многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, то и борьба с терроризмом представляет собой исключительно сложную задачу. Надо полагать, что указанные причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это на практике очень трудно, так как основная часть этих причин связана с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством той или иной идеологии, изменением национальной и социальной структуры общества. Кроме того, на фоне постоянно организующихся совещаний властей, посвященных мерам по усилению борьбы с терроризмом, наблюдается явная неспособность, несогласованность и неорганизованность действий правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с террористической деятельностью, а также их недостаточная информированность и техническая оснащенность.

К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм  неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним. Главные направления предупреждения терроризма должны включать:

  1. прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;
  2. воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма;
  3. пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;
  4. предупреждение и пресечение сходных с терроризмом преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия и др.);
  5. сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении террористической деятельности.

Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и упущений. Такие  пробелы не только позволяют террористам  и их “спонсорам” уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом. Со всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Правовая регламентация – одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с терроризмом, она должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон “Об оружии”, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.

Важное значение имеет объединение усилий в противодействии терроризму всех сил государства и общества. Это и верхние эшелоны представительной власти, и законодатели, и спецслужбы, и правоохранительные органы, и средства массовой информации, религиозные и иные общественные объединения.

Все чаще в последнее  время звучат высказывания о том, что было бы правильным применять  к террористам правила об ответственности  соучастников, которые применялись  в отношении нацистских военных  преступников, т.е. каждый участник террористической организации должен нести ответственность  за всю ее преступную деятельность. Похожую мысль высказал 9 мая 2002 г. и президент страны В. Путин после  взрыва в г. Каспийск во время праздничного парада, в результате которого погибло более 40 ни в чем не повинных людей, в том числе дети, женщины, ветераны. Президент заявил, что подобные бесчеловечные акции дают нам все основания относиться к террористам, как к нацистам. Как мне кажется, такое отношение, действительно, было бы оправданным и справедливым.

В заключение еще  раз отмечу, что борьба с терроризмом  требует комплексного подхода, который  должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит  от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные  меры необходимы уже сегодня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г.
  2. Федеральный закон РФ “О борьбе с терроризмом” от 9.07.1998 г.
  3. Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополнений в УК РФ” от 9.02.1999 г.
  4. Федеральный закон “Об оружии” от 13.11.1996 г.
  5. Международная конвенция “О борьбе с бомбовым терроризмом” от 15.12.1997 г.
  6. Международная конвенция “О борьбе с финансированием терроризма” от 9.12.1999 г.
  7. Постановление Правительства РФ № 1302 “О Федеральной антитеррористической комиссии” от 6.11.1998 г.
  8. Постановление Правительства РФ № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” от 15.09.1999 г.
  9. Указ Президента РФ № 1113 “Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола” от 30.07.1996 г.
  10. Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма от 21.06.2000 г.

Литература:

  1. Антонян Ю.М. “Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование”. М., 1998 г.
  2. Большая Советская Энциклопедия. М, 1976 г.
  3. Видяпина В.И. “Бакалавр экономики”. 2002 г. (Internet)
  4. Гушер А.И. “Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества”. 2002 г.
  5. Емельянов В.П. “Терроризм как деяние и состав преступления”. Харьков, 1999 г.
  6. Емельянов В.П. “Субъективная сторона терроризма”. Право и политика № 12. 2000 г.
  7. Киреев М.П. “Проблемы борьбы органов внутренних дел с актами терроризма”. Терроризм: современные аспекты. М., 1999 г.
  8. Наумов А.В. “Российское уголовное право”. М., 1999 г.
  9. Петрищев В.Е. “Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом”. Государство и право № 3. 1998 г.
  10. Спецпроект NTVru.com. “Законы США о борьбе с терроризмом”. 22 мая 2002 г. (Internet).
  11. Терроризм: психологические корни и правовые оценки. Государство и право № 4. 1995.

Информация о работе Угроза тераризма