Трансформация традиционного казахского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть основные направления трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.
Цель работы предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть структуру традиционного социума и формы собственности в кочевом обществе
2. Рассмотреть административные реформы 1867-1868 гг. и их влияние на процесс разложения традиционного общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА В СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.
ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
ФОРМЫ И ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ У КОЧЕВНИКОВ

2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
2.2 ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА КАК ФАКТОР, УСИЛИВШИЙ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
3 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКИХ НАЕМНЫХ РАБОЧИХ
3.2 РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО
3.3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ЕГО ОТРАЖЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ОБЛИКЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
4 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
4.1 РЕЛИГИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОССИИ
4.2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИТОГ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОЮЩЕСТВА.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

       Относительно  земледелия можно сказать, что оно  было вторым, после скотоводства, занятием казахов. Этому способствовали не только благоприятные природно-климатические условия Казахстана, но и административно-территориальный передел, проведенный Россией, разрушивший традиционные маршруты кочевания и приведший к разорению бедняков скотоводов.

       Период  второй половины XIX – начала XX вв. характеризуется формированием и развитием промышленности, торгово-денежных отношений, что также способствовало изменению традиционной структуры общества, появлению новых классов, разложению старых экономических отношений. Но, в свою очередь, становление промышленности и развитие торгово-денежных отношений – являлись и отчасти прогрессирующими явлениями в жизни казахского общества и, несмотря на трудности переходного периода, оно поднималось на новый уровень общественного развития. Поэтому, судить однобоко в сторону отрицательного воздействия России на жизнь традиционного общества неправильно.

       Развитие  промышленности и строительство  железных дорог и водных путей  заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской империи.

       Развитие  торгово-денежных отношений приводит к укреплению позиций саудагеров и алыпсатаров, которые являлись основными проводниками торговли в  казахском обществе. Идет процесс  усиленного разложения среднего слоя кочевников – непосредственных производителей общества. Товарное производство разрушило патриархальные отношения, способствовало обнищанию скотоводов, усилению эксплуатации бедноты. Появление торгового капитала  в степи, при отсутствии развитого капиталистического рынка, создало монопольное положение для аульного торговца и бая-ростовщика, разложило старые, истинно патриархальные отношения внутри рода  и привело к созданию классов имущих и неимущих.

       Прогрессирующие значение колонизации России не проявилось и в плане религиозной составляющей общества. Если в начале XIX в. царизм пытался навязать ислам, для включения казахов в общеимперское пространство, использовать его как фактор для оседания кочевого населения, то с середины XIX  в. начинаются попытки сдерживания распространения ислама, как этноинтегрирующего фактора. Однако распоряжение религиозным мировоззрением народа вызвало резкий протест против идеологической колонизации.

       Коренные  изменения в социально – экономической, политической и культурной жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным преобразованиям в общественном сознании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе.

       В культурном плане новизна эпохи выражалась, прежде всего, в том, что происходило усвоение сначала представителями социальной верхушки, узким слоем людей, европейской культуры, новых ценностей. Конец XIX – начало XX веков являлся новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа. Это выразилось в формировании национальной интеллигенции.

       Таким образом, была рассмотрена цель о  том, как шел процесс трансформации  традиционного общества, какие факторы  повлияли на ход его развития. Казахский этнос прошел две стадии социальной трансформации. На первой стадии (конец XIX – начало XX в) произошло разрушение кочевой цивилизации казахов, переход к оседлому образу жизни и в значительной мере фрагментарное приобщение к европейской индустриальной культуре. Она отразилась на социальной структуре казахского общества, т. е поставила под вопрос существование в целом такие традиционные социальные категории как султаны, бии, тюленгуты, кулы и привела к формированию новых – класс наемных рабочих и класс национальной интеллигенции. Эта стадия дала начало для стадии трансформации, проходившей во второй половине XX – начало XXI века и которая продолжается и по сей день, характеризующейся урбанистическо-индустриальной модернизацией казахского населения и постепенного угасания традиционализма, сохранившегося в той или иной степени на юге и западе Казахстана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы: 
 

       1. Артыкбаев М. Х. Казахское общество: традиции и инновации, Караганда, 1993. – 380 с.

       2. Акишев А.К., Асылбеков М.Х. История Казахстана. Очерк. -А.: Дәуір, - 1993.

       3. Ибраев С.И. история государственности Республики Казахстан. – Петропавловск: 2002. – 191 с.

       4. Абуев К.К. Кокшетау. Исторические очерки. Кокшетау: Полиграфия, - 1997. – 289 с.

       5. Ирмуханов Б.Б. Казахстан: прошлое и настоящее. Историко-публицистические этюды. Алматы: Наш Мир, 2001.

       6. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Хрестоматия. – Астана: Фолиант, - 1999. – 284 с.

       7. Ахметов К.А. Художественно-историческая  хрестоматия. – Алматы. – Атамұра, - 2005. – 144 с.

       8. Итегулов М. Справедливость величия. – Казахстанская правда. – 23 февраля. – С. 12-13

       9. Кайназаров Е.К., Кайназарова А.Е. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы: Атамура -Казахстан , 2002. - 452 с.

       10. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трёх тысячелетий. – Алматы: Баспа, 2002. -358 с.

       11. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Очерки. // Под ред. Л.И. Дробжева. – Алматы: Дәуір, 1993. – 416 с.

       12. Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории Степи. Вып. 1. Алматы: Университет «Кайнар», 1995.

       13. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Астана, 1999. 284 с. 

       14. Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993. 344 с.

       15. Бекмаханов Е.Б. Присоединение казахстана к России, М.: Акад. Наук СССР, 1957. – 120.

       16. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 3. А: Атамура, 2000. – 768 с.

       17. История Казахстана в русских источниках XVI - XX вв. 3 том // Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 - 1759) / Исторический очерк и комментарии И.В. Ерофеевой. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 112 с.

       18. Касымбаев Ж.К. История Казахстана XVIII - начала XX вв. Алматы, 1997. – 230 с.

       19. Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003. 246 с.

       20.Мансуров Т.А. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. - М.: Русский Раритет, 1997. – 116 с.

       21. Прошлое Казахстана в источниках и материалах /  Под ред.  проф.  Асфендиярова С.Д.  и проф. Кунте П.А.  - Алматы: Казакстан, 1997. – 65 с.

       22. Чуланов Г. Промышленность дореволюционного  Казахстана, АН КазССР, 1960, 116 с.

       23. Козорезова Л. А. Социально-экономическое развитие Северного Казахстана конца – начала XX вв., П.:СКГУ им М. Козыбаева, 2006.- 131 с.

       24. Зиманов С. З. Общественный  строй казахов XIX в., А-А., АНКазССР., 1958. – 294 с.

       25. Толыбеков С. Е. Кочевое общество  казахов в XVII – начале XX вв., А., 1971, 633 с.

       26. Турсунбаев А. Б. Из истории крестьянского переселения в Казахстан. А., 1950. – 243с.

       27. Гейер И. Ишаны: материалы к изучению бытовых черт мусульманского населения Туркестанского края /И. Гейер // Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. – Ташкент, 1891. – Т. 1.

       28. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей / А.И. Левшин. – СПб., 1832.– Ч. 3.

       29. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргиз / Ч.Ч. Валиханов // Собр. соч. – Алма-Ата, 1976. – Т. 5.

       30. Валиханов Ч. Ч. Записка о  судебной реформе // Собр. соч. В 5 т. Т.4. – Алматы, 1985. – с. 77-104.

       31. Бекмаханова Н.Е. Россия и Казахстан в освободительном движении: Последняя четверть XVIII – первая половина XIX  в. М., 1996. – 253 с.

       32. Ротиер П. Легитимация Ata Meken: как  казахская интеллигенция пишет  историю своей родины // Аб империо. 2004. № 1; Сегизбаев О.А. Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре казахского народа. Алма-Ата, 1973

Информация о работе Трансформация традиционного казахского общества