Трансформация традиционного казахского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть основные направления трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.
Цель работы предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть структуру традиционного социума и формы собственности в кочевом обществе
2. Рассмотреть административные реформы 1867-1868 гг. и их влияние на процесс разложения традиционного общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА В СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.
ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
ФОРМЫ И ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ У КОЧЕВНИКОВ

2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
2.2 ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА КАК ФАКТОР, УСИЛИВШИЙ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
3 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКИХ НАЕМНЫХ РАБОЧИХ
3.2 РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО
3.3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ЕГО ОТРАЖЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ОБЛИКЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
4 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
4.1 РЕЛИГИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОССИИ
4.2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИТОГ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОЮЩЕСТВА.doc

— 244.50 Кб (Скачать)
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       

1 ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО  И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА  В СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.                         

    1. ТРАДИЦИОННАЯ  СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА    
    2. ФОРМЫ И ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ У КОЧЕВНИКОВ
 

2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  РЕФОРМЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ  В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

 

2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  РЕФОРМЫ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ  И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2.2  ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА КАК ФАКТОР, УСИЛИВШИЙ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 

3 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 

3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ  И ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКИХ НАЕМНЫХ  РАБОЧИХ

3.2 РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО

3.3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ЕГО ОТРАЖЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ОБЛИКЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА 

4 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 

4.1 РЕЛИГИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОССИИ

4.2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИТОГ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
 
3 

6 
 

6

9 

13 
 

13 

15 
 
 

19 
 

19 

22 

25 
 
 

27 

27 

29 
 

33 

36

 
 

Введение 
 

       Актуальность  темы исследования: Тема влияния Российской империи на традиционную жизнь казахской степи на протяжении всего XX в. оставалась одной из приоритетных в исторических исследованиях. Она сохранила свою актуальность и сегодня, когда Россия и Казахстан стали суверенными государствами, потому что процесс трансформации казахстанского общества продолжается и по сей день, поэтому исследование данной темы очень важно для дальнейшего развития независимого Казахстана. Обретение независимости наполнило новым содержанием российско-казахстанские отношения, формировавшиеся на протяжении ряда столетий. Значительную роль в их развитии играла деятельность администрации Степного края, в том числе и в сфере реализации правительственной аграрной политики, традиционно подчинённой интересам интеграции степного населения в общеимперское пространство посредством земледельческого освоения казахских степей во второй половине XIX - начале XX вв. В этой связи особый интерес представляет изучение переселенческой политики российского правительства в отношении земель казахского населения Степного края, степень влияния мигрантов на кочевое казахское общество. Несмотря на появившиеся в последнее время серьёзные изыскания по проблеме крестьянских миграций в степные области, различные её аспекты изучены неодинаково, а многие вопросы экономического строя кочевого казахского общества и его эволюции ещё остаются до конца неразрешёнными.

       Новизна исследования: Предпринята попытка системного и комплексного исследования трансформации казахского традиционного общества со второй половины XIX – начале XX вв., а также представление ее с новых позиций исторического мышления.

       Объект исследования: Казахское общество периода колонизации Казахстана в конце XIX – начале XX вв.

       Предмет исследования: Процессы, способствовавшие трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.

       Цель  исследования: Рассмотреть основные направления трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.

       Цель  работы предполагает решение следующих исследовательских задач:

       1. Рассмотреть структуру традиционного социума и формы собственности в кочевом обществе

       2. Рассмотреть административные реформы 1867-1868 гг. и их влияние на процесс разложения традиционного общества

       3. Описать социально- экономическое развитие Казахстана в конце XIX – начале XX вв. - зарождение промышленности, развитие торгово-денежных отношений и развитие земледелия и как они способствовали ломке традиционной структуры общества

       4. Рассмотреть религиозный аспект и формирование национальной интеллигенции.

       Степень изученности темы: Большие историко-этнографические труды, посвященные казахам, стали появляться в первой половине XIX в. С именами Г.И. Спасского, Я.П. Гавердовского и других  исследователей начинается систематическое изучение казахского народа. Но их интерпретация общественного строя казахов не всегда совпадала с действительностью. Завершением этого периода являлась капитальная работа А.И. Левшина  «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». В ней получила обобщение вся предшествующая традиция этноисторического описания казахов, а специфика этносоциальной организации – наиболее углубленную оценку.

       В 60-х гг. XIX в. происходит процесс окончательного присоединения Казахстана к России. На первый план выступили следующие задачи: изучение социальной структуры – продиктованная поиском новой социальной опоры; обычного права – чтобы противопоставить его все усиливающемуся шариату; племенной структуры – из-за необходимости введения территориальной организации. Этот период связан с такими именами как Ч.Ч. Валиханов, А.К. Гейнс, М. Красовский, Л. Мейер. Особенно значительны их заслуги в разработке этносоциальных и хозяйственно-культурных проблем. Л. Мейер полагал, что именно традиционная структура до середины XIX века обеспечивала жизнеспособность этноса и поддерживала его в период введения российских бюрократических порядков.

       За  период с 70-х гг. XIX в. до 1917 г. в дореволюционной литературе накопился значительный материал о различных сторонах жизни казахов. Большинство работ данного периода посвящалось проблемам хозяйственного развития, в них рассматривается и социальная структура казахов, и наметившиеся в ней серьезные изменения. Это работы В.В. Радлова, М.С. Бабаджанова, В.И. Плотникова.

       Желание углубленно и широко исследовать этносоциальные проблемы отличала советскую историко-этнографическую науку. В 20-х гг. XX в. она уделяла внимание теоретическому осмыслению многих проблем кочевничества. В исторической литературе 30-х гг. господствовал тезис о наличии у казахов зрелых феодальных отношениях. Для исследователей данного времени характерно нечеткого осознание значения второй половины XIX в. как переходного периода. С середины 50-х гг. снова усиливается интерес исследователей к общественному строю кочевников. Здесь следует отметить монографию В.Ф. Шахматова «Казахская пастбищно-кочевая община». Далее в советский период исследованием проблем традиционной структуры занимались такие исследователи как А.М. Хазанов, Г.Е. Марков и др. Многие из них указывали на отождествление особенностей общественного строя казахов с первобытнообщинными формами.

       В работах современных исследователей подобное отождествление исключается. А наоборот начинается поиск новых  взглядов на традиционные отношения  казахского общества.

       Курсовая  работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, четырех  глав, заключения и списка использованной литературы.

       Практическая  значимость исследования: В работе рассмотрены административные реформы 1867-1868 гг., переселенческая политика России и их влияние на разложение традиционного общества во второй половине XIX – начале XX века; зарождение и развитие промышленности в Казахстане, развитие торгово-денежных отношений и системы землепользования; религиозный аспект и идеологическая колонизация Казахстана, формирование национальной интеллигенции и рабочих кадров. В общем как шел процесс трансформации традиционного общества в политической, экономической, социальной и культурной сферах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Традиционные  общества и экономические отношения Казахстана в середине XIX в.
 

       1.1 Традиционная структура казахского общества 
 

       Середина  XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время крупных восстаний против колониального гнета Российской империи и среднеазиатских ханств; завершающий этап строительства крепостей и форпостов – опорных пунктов колонизации края. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи.

       На  момент присоединения территории Казахстана к Российской империи казахское  общество представляло собой веками сложившиеся традиционные устои.

       В казахском обществе было несколько привилегированных групп с разными правами, занимающие разные положения в обществе и имеющие разные интересы, которые не были полярными, но не всегда совпадали. Подобная общественная структура сложна тем, что сочетание генеалогических и сословных отношений в одном этносе – явление неординарное в мировой истории. Следует, в первую очередь, выделить султанов «ак cуйек» (все кроме султанов относились к «кара суйек») как аристократию политическую или служилую, занимавшую господство в обществе в силу происхождения от Чингисхана. Сословие султанов – торе было организовано корпоративно, монополизируя и олицетворяя официальную высшую власть в казахском обществе, оно придерживалось строгой эндогамии, и до середины XIX в. крайне редки случаи ее нарушения, поскольку внутренняя градация в социальных отношениях зависела от безупречности происхождения. По этому поводу А. И. Левшин пишет: «Основываясь на семи различных, говорят: вот султан чистой белой кости, потому что он происходит от хана как по мужской, так и по женской линиям, а этот смешанной белой кости, потому что мать его из простого народа» [28, с.12].

       Как обособленная социальная прослойка, султаны  имели собственную тамгу, которая  служила гарантией безопасности их стад, какими бы они многочисленными  ни были и где бы ни паслись. К лицам султанского происхождения простые казахи обращались со словами «аллажар» или «алдияр», которые не употреблялись в отношениях между простыми казахами. По отношению к служилым султанам употреблялось выражение «таксыр», что переводится как «господин» [1, с.180]. Знаки вежливости распространяются и на женщин султанского сословия.

       Султанов, как сословие весьма немногочисленное и обладающее определенными традициями, как нельзя лучше подходило для  использования в управлении на первом этапе колонизации казахских земель. «Устав» признал все наследственные права султанов, наделил правом голоса всех совершеннолетних, поручил им содержание духовенства. С введением законоположений традиционная этносоциальная структура претерпела значительную трансформацию.  Отсутствие традиционного контроля  и ограничения власти султанов приводит к злоупотреблению служебным положением.

       Близко  к султанской верхушке стояло сословие кожа, представляющее потомственную  верхушку исламского духовенства. Так же, как и торе, это сословие стояло в стороне от генеалогической структуры казахов и называлось  в народе «асыл суйек» - «благородная кость, что свидетельствовало о происхождении их от первых последователей пророка Мухаммеда, имело особую тамгу и уран. Кожа имели давнюю связь с султанским сословием, к середине XIX в. она усилилась в силу некоторых положений «Устава» и других постановлений правительства. Кожа не заключали браков с обычными казахами. В их эндогамных общинах не исполнялись строго соблюдаемые другими казахами запреты на родственные браки. Приношения им – зякет – освящались обычным правом и фактически носили обязательный характер [1, с. 182].

       Бии и тарханы также представляли аристократическую верхушку родовых  феодалов. Они находились в феодальной лестнице ступенькой ниже султанов. Ослабление влияния султанской группы в общественной жизни привело к усилению и удельного веса биев.

       Снижение  политического престижа султанов, которому содействовали бии, в то же время  затрагивало позиции так называемых «старых» биев, узурпировавших судебную власть в казахских родах. Общее усиление бийской группы сопровождало, таким образом, ослаблением позиции одной ее части – «старых» биев.

       Низшее  звено племенной аристократии составляли старейшины, руководимые патронимическими группами. Они имели некоторые судебные полномочия в своих группах, улаживая конфликты между родственными кланами, и были носителями сильного патриархального начала.

Информация о работе Трансформация традиционного казахского общества