Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотреть основные направления трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.
Цель работы предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть структуру традиционного социума и формы собственности в кочевом обществе
2. Рассмотреть административные реформы 1867-1868 гг. и их влияние на процесс разложения традиционного общества
ВВЕДЕНИЕ
1 ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА В СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.
ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
ФОРМЫ И ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ У КОЧЕВНИКОВ
2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
2.2 ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА КАК ФАКТОР, УСИЛИВШИЙ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
3 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКИХ НАЕМНЫХ РАБОЧИХ
3.2 РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО
3.3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ЕГО ОТРАЖЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ОБЛИКЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
4 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
4.1 РЕЛИГИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОССИИ
4.2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИТОГ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА
В СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.
2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 2.2 ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА КАК ФАКТОР, УСИЛИВШИЙ
ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 3
СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА
В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ
XX ВВ. 3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКИХ 3.2 РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО 3.3 ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ЕГО
ОТРАЖЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ОБЛИКЕ КАЗАХСКОГО
ОБЩЕСТВА 4
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ
XX ВВ. 4.1 РЕЛИГИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОССИИ 4.2 ФОРМИРОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИТОГ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
3 6 6 9 13 13 15 19 19 22 25 27 27 29 33 36 |
Введение
Актуальность темы исследования: Тема влияния Российской империи на традиционную жизнь казахской степи на протяжении всего XX в. оставалась одной из приоритетных в исторических исследованиях. Она сохранила свою актуальность и сегодня, когда Россия и Казахстан стали суверенными государствами, потому что процесс трансформации казахстанского общества продолжается и по сей день, поэтому исследование данной темы очень важно для дальнейшего развития независимого Казахстана. Обретение независимости наполнило новым содержанием российско-казахстанские отношения, формировавшиеся на протяжении ряда столетий. Значительную роль в их развитии играла деятельность администрации Степного края, в том числе и в сфере реализации правительственной аграрной политики, традиционно подчинённой интересам интеграции степного населения в общеимперское пространство посредством земледельческого освоения казахских степей во второй половине XIX - начале XX вв. В этой связи особый интерес представляет изучение переселенческой политики российского правительства в отношении земель казахского населения Степного края, степень влияния мигрантов на кочевое казахское общество. Несмотря на появившиеся в последнее время серьёзные изыскания по проблеме крестьянских миграций в степные области, различные её аспекты изучены неодинаково, а многие вопросы экономического строя кочевого казахского общества и его эволюции ещё остаются до конца неразрешёнными.
Новизна исследования: Предпринята попытка системного и комплексного исследования трансформации казахского традиционного общества со второй половины XIX – начале XX вв., а также представление ее с новых позиций исторического мышления.
Объект исследования: Казахское общество периода колонизации Казахстана в конце XIX – начале XX вв.
Предмет исследования: Процессы, способствовавшие трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.
Цель исследования: Рассмотреть основные направления трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.
Цель работы предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть структуру традиционного социума и формы собственности в кочевом обществе
2. Рассмотреть административные реформы 1867-1868 гг. и их влияние на процесс разложения традиционного общества
3. Описать социально- экономическое развитие Казахстана в конце XIX – начале XX вв. - зарождение промышленности, развитие торгово-денежных отношений и развитие земледелия и как они способствовали ломке традиционной структуры общества
4. Рассмотреть религиозный аспект и формирование национальной интеллигенции.
Степень изученности темы: Большие историко-этнографические труды, посвященные казахам, стали появляться в первой половине XIX в. С именами Г.И. Спасского, Я.П. Гавердовского и других исследователей начинается систематическое изучение казахского народа. Но их интерпретация общественного строя казахов не всегда совпадала с действительностью. Завершением этого периода являлась капитальная работа А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». В ней получила обобщение вся предшествующая традиция этноисторического описания казахов, а специфика этносоциальной организации – наиболее углубленную оценку.
В 60-х гг. XIX в. происходит процесс окончательного присоединения Казахстана к России. На первый план выступили следующие задачи: изучение социальной структуры – продиктованная поиском новой социальной опоры; обычного права – чтобы противопоставить его все усиливающемуся шариату; племенной структуры – из-за необходимости введения территориальной организации. Этот период связан с такими именами как Ч.Ч. Валиханов, А.К. Гейнс, М. Красовский, Л. Мейер. Особенно значительны их заслуги в разработке этносоциальных и хозяйственно-культурных проблем. Л. Мейер полагал, что именно традиционная структура до середины XIX века обеспечивала жизнеспособность этноса и поддерживала его в период введения российских бюрократических порядков.
За период с 70-х гг. XIX в. до 1917 г. в дореволюционной литературе накопился значительный материал о различных сторонах жизни казахов. Большинство работ данного периода посвящалось проблемам хозяйственного развития, в них рассматривается и социальная структура казахов, и наметившиеся в ней серьезные изменения. Это работы В.В. Радлова, М.С. Бабаджанова, В.И. Плотникова.
Желание углубленно и широко исследовать этносоциальные проблемы отличала советскую историко-этнографическую науку. В 20-х гг. XX в. она уделяла внимание теоретическому осмыслению многих проблем кочевничества. В исторической литературе 30-х гг. господствовал тезис о наличии у казахов зрелых феодальных отношениях. Для исследователей данного времени характерно нечеткого осознание значения второй половины XIX в. как переходного периода. С середины 50-х гг. снова усиливается интерес исследователей к общественному строю кочевников. Здесь следует отметить монографию В.Ф. Шахматова «Казахская пастбищно-кочевая община». Далее в советский период исследованием проблем традиционной структуры занимались такие исследователи как А.М. Хазанов, Г.Е. Марков и др. Многие из них указывали на отождествление особенностей общественного строя казахов с первобытнообщинными формами.
В
работах современных
Курсовая работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая
значимость исследования:
В работе рассмотрены административные
реформы 1867-1868 гг., переселенческая политика
России и их влияние на разложение традиционного
общества во второй половине XIX – начале
XX века; зарождение и развитие промышленности
в Казахстане, развитие торгово-денежных
отношений и системы землепользования;
религиозный аспект и идеологическая
колонизация Казахстана, формирование
национальной интеллигенции и рабочих
кадров. В общем как шел процесс трансформации
традиционного общества в политической,
экономической, социальной и культурной
сферах.
1.1
Традиционная структура казахского общества
Середина XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время крупных восстаний против колониального гнета Российской империи и среднеазиатских ханств; завершающий этап строительства крепостей и форпостов – опорных пунктов колонизации края. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи.
На момент присоединения территории Казахстана к Российской империи казахское общество представляло собой веками сложившиеся традиционные устои.
В казахском обществе было несколько привилегированных групп с разными правами, занимающие разные положения в обществе и имеющие разные интересы, которые не были полярными, но не всегда совпадали. Подобная общественная структура сложна тем, что сочетание генеалогических и сословных отношений в одном этносе – явление неординарное в мировой истории. Следует, в первую очередь, выделить султанов «ак cуйек» (все кроме султанов относились к «кара суйек») как аристократию политическую или служилую, занимавшую господство в обществе в силу происхождения от Чингисхана. Сословие султанов – торе было организовано корпоративно, монополизируя и олицетворяя официальную высшую власть в казахском обществе, оно придерживалось строгой эндогамии, и до середины XIX в. крайне редки случаи ее нарушения, поскольку внутренняя градация в социальных отношениях зависела от безупречности происхождения. По этому поводу А. И. Левшин пишет: «Основываясь на семи различных, говорят: вот султан чистой белой кости, потому что он происходит от хана как по мужской, так и по женской линиям, а этот смешанной белой кости, потому что мать его из простого народа» [28, с.12].
Как обособленная социальная прослойка, султаны имели собственную тамгу, которая служила гарантией безопасности их стад, какими бы они многочисленными ни были и где бы ни паслись. К лицам султанского происхождения простые казахи обращались со словами «аллажар» или «алдияр», которые не употреблялись в отношениях между простыми казахами. По отношению к служилым султанам употреблялось выражение «таксыр», что переводится как «господин» [1, с.180]. Знаки вежливости распространяются и на женщин султанского сословия.
Султанов, как сословие весьма немногочисленное и обладающее определенными традициями, как нельзя лучше подходило для использования в управлении на первом этапе колонизации казахских земель. «Устав» признал все наследственные права султанов, наделил правом голоса всех совершеннолетних, поручил им содержание духовенства. С введением законоположений традиционная этносоциальная структура претерпела значительную трансформацию. Отсутствие традиционного контроля и ограничения власти султанов приводит к злоупотреблению служебным положением.
Близко к султанской верхушке стояло сословие кожа, представляющее потомственную верхушку исламского духовенства. Так же, как и торе, это сословие стояло в стороне от генеалогической структуры казахов и называлось в народе «асыл суйек» - «благородная кость, что свидетельствовало о происхождении их от первых последователей пророка Мухаммеда, имело особую тамгу и уран. Кожа имели давнюю связь с султанским сословием, к середине XIX в. она усилилась в силу некоторых положений «Устава» и других постановлений правительства. Кожа не заключали браков с обычными казахами. В их эндогамных общинах не исполнялись строго соблюдаемые другими казахами запреты на родственные браки. Приношения им – зякет – освящались обычным правом и фактически носили обязательный характер [1, с. 182].
Бии и тарханы также представляли аристократическую верхушку родовых феодалов. Они находились в феодальной лестнице ступенькой ниже султанов. Ослабление влияния султанской группы в общественной жизни привело к усилению и удельного веса биев.
Снижение
политического престижа султанов, которому
содействовали бии, в то же время
затрагивало позиции так
Низшее звено племенной аристократии составляли старейшины, руководимые патронимическими группами. Они имели некоторые судебные полномочия в своих группах, улаживая конфликты между родственными кланами, и были носителями сильного патриархального начала.
Информация о работе Трансформация традиционного казахского общества