Трансформация традиционного казахского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть основные направления трансформации традиционного казахского общества в конце XIX – начале XX вв.
Цель работы предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть структуру традиционного социума и формы собственности в кочевом обществе
2. Рассмотреть административные реформы 1867-1868 гг. и их влияние на процесс разложения традиционного общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА В СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.
ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
ФОРМЫ И ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ У КОЧЕВНИКОВ

2 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

2.1 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ В КАЗАХСТАНЕ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
2.2 ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА КАК ФАКТОР, УСИЛИВШИЙ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
3 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКИХ НАЕМНЫХ РАБОЧИХ
3.2 РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО
3.3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ЕГО ОТРАЖЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ОБЛИКЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
4 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
4.1 РЕЛИГИЯ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РОССИИ
4.2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИТОГ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОЮЩЕСТВА.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

       В свою очередь, минимальная община являлась одновременно единицей землевладения и землепользования, распространяя функции собственника только на пастбищные угодья вокруг стационарно устроенной зимовки. Расширенная община являлась юридически только лишь единицей водовладения и водопользования. Как мы видим, отношения собственности на землю и воду были предельно рассеяны среди различных звеньев социальной организации. Практически ни одна из этих социальных групп не обладала монополией ни на землю, ни на воду.

       При этом следует заметить, что собственно скотоводческое хозяйство определило органическое единство земли, воды и скота как факторов системы материального производства, поскольку элементарное воспроизводство скота как биологического вида было невозможно без известного минимума пастбищных угодий и водных ресурсов. При отсутствии же   скота отпадала необходимость в присвоении  и  использовании земли  и водных источников, поскольку нескотоводческие занятия,   либо какая-то другая форма    их  утилизации не могли иметь места в ареальной экосистеме.

       В заключении надо подчеркнуть объективное  влияние капитализма вширь на углубление социальной и имущественной дифференциации аульной общины, которую, с одной стороны следует рассматривать как результат разрушения застойности животноводства, а с другой стороны, массовый переход к оседлости не мог отодвинуть на второй план традиционную форму хозяйствования – скотоводство, по-прежнему определявшего смысл жизни, обычаи, уклад существования многомиллионного кочевничества.  
 

       2 Административные реформы и переселенческая политика России в конце XIX – начале XX века  

       2.1 Административные реформы России в Казахстане и их социальные последствия 
 

       Завершение  присоединения Казахстана к России привело к тому, что в политику империи в отношении казахского края были внесены коренные изменения. После завоевания Семиречья и Южного Казахстана царское правительство вытеснило англичан из региона. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Российская империя решила закрепить колониальные порядки в Казахстане. Ярким тому свидетельством стали реформы царского правительства в 1867-1868 гг., которые были направлены на усиление колонизации степей [1, с.26].

       Во  второй половине XIX в. в самой России были приняты масштабные реформы. Для развития капитализма надо было менять старую систему правления и в Казахстане. С этой целью в начале 60-х годов XIX в. для подготовки проекта реформ в системе административного правления и судебном производстве среди казахов была создана специальная комиссия.

       Комиссия  Гирса 27 июня 1865 г. выехала в Оренбургский, Западно- Сибирский и Туркестанский  края. Эта "благородная реформа, направленная на улучшение положения народа, освобождение его от гнета султанов", была подготовлена без участия самого народа [2, с.112].

       Первым, кто не принял проект реформы, готовившийся в казахских степях по административно-судебной системе, был Ч. Валиханов. В своем труде "Записки о судебной реформе", написанном им в Омске, он, рассказывая о судебной реформе в Казахской степи, пишет: "Поскольку реформа, которую мы должны принять, подготовлена для этого народа, его нужд, улучшения его материального положения, то она должна отвечать национальным традициям и обычаям этого общества. Все изменения, которые делаются без соблюдения этого положения, как явления вредные и аномальные, приведут общество к неизлечимой болезни, неудаче и возможной отсталости" [30, с. 79]. К сожалению, эти демократические высказывания Ч. Валиханова остались в свое время без внимания.

       Члены комиссии в 1865-1866 гг. объехали все районы Казахстана и в процессе работы над основами "Положений" разделились на две группы. Если одна группа считала, что казахскими землями должны руководить чиновники, назначенные сверху, то другая предлагала оставить положение, когда казахи частично правят сами.

       11 июля 1867 г. Александр II подписал  проект закона "Временное положение  об управлении в Семиреченской  и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 г. - об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями.

       Таким образом, был принят проект "Положений" по руководству казахским народом при активном участии представителей колониальных властей [3, с.52].

       Бурное  развитие капитализма в России усилило  роль национальных окраин, и в том  числе Казахстана, который был  источником сырья и дешевого рынка. Для того чтобы быстрее освоить земли и природные богатства казахского края, надо было приблизить руководство казахами к административно-политической системе России.

       Сущность  буржуазных реформ в Казахстане была направлена на усиление позиций России в казахских степях. Система руководства в первой половине XIX в. устарела, а местное руководство слилось с пограничным руководством.

       В 1867-1868 гг. территория Казахстана состояла из трех генерал- губернаторств и шести областей. Высшим органом колониальной власти в Казахстане был генерал-губернатор. Он руководил всем административно-полицейским аппаратом края. Таким образом, он следил за соблюдением исполнения высших законов Российской империи, т. е. по реформам 1867-1868 гг. руководителям Западно-Сибирского. Оренбургского и  Туркестанского краев были отданы высшие права:

      - военное руководство, в том числе атаманство казачьими войсками;

      - широкие административные функции (утверждение уездных

начальников и т. д.);

      - судебная функция (утверждение уездных судей).

       При этом туркестанскому генерал-губернатору  дали более широкие права, потому что Старший жуз вошел в  состав Российской империи позже; из-за отдаленности края от центра ему вменялось и ведение дипломатических отношений с соседними государствами и т. д. Областью руководил военный губернатор. В его руках были сконцентрированы три власти: административная, судебная и военная. Военный губернатор на территории области (кроме Сырдарьинской, Тургайской) являлся атаманом казачьих войск. Эти "Положения'' имели временный статус и только в 1886 г. в Туркестане и в 1891 г. в Степном крае вошли в силу закона.

       Для содержания всего этого административного, военного и полицейского аппарата нужны были огромные средства. Даже после окончания присоединения Средней Азии и Туркестана к России империя вынуждена была держать на этих огромных территориях до 50 тыс. солдат и офицеров, которых надо было содержать.

       Вновь была создана система сбора налогов  у местного населения. К прежним кибиточным налогам добавились земельные, причем их сумма с каждым годом возрастала. В оседлых районах был введен налог на землю, который земледельцы должны были платить осенью только деньгами. Земский налог использовали на содержание администрации, строительство и ремонт мостов, дорог и т. д. 216 различных социальных групп, скотоводы и земледельцы были недовольны ростом налогов [4, с.63].

       Каждый  уезд делился на волости, волости - на аулы. В волости население не должно было превышать 2 тыс., а в аулах - не более 200 кибиток. Царское правительство пыталось создать в волостях и аулах местную администрацию, которая стала бы твердой опорой колониальной власти. Избрание волостных правителей и аульных старшин (сельского общества, общества аксакалов) проходило на местах путем подкупа.

       По "Положениям" 1867-1868 гг. судебное устройство имело несколько уровней: уездный суд, военно-судебная комиссия, областное управление и правительствующий сенат. Эти судебные учреждения работали на основе законов Российской империи. Военно-судебные комиссии работали по уголовным делам, а областное правление рассматривало гражданские дела. Сохранились суды биев (казы). Биев так же, как и волостных правителей, избирали на три года.

       Для решения судебных дел среди казахов  в каждой волости избирали от четырех  до восьми биев. Избранных биев утверждал  губернатор, однако жалованье им не платили. Бии имели право от каждого  разрешенного дела брать 1/10 часть той  суммы, которую платил по решению суда осужденный.

       В ведении народных судов остались дела, связанные с преступлениями среди местного населения. Обычно рассмотрение преступлений и гражданских дел начиналось в судах биев.

       Управление  Туркестанским краем переходит  в распоряжение военного министерства. Администрация состояла из главного управления и местных правлений.

       Главное управление Туркестанского края было отдано генерал- губернатору. В обязанности  Главного управления входили: строительные работы, организация торговли, утверждение кредитных операций, выселение неблагонадежных в политическом отношении туземцев и др.

       Таким образом, проводимые реформы были глубоко продуманной политикой царского правительства, ориентированной на всестороннюю колонизацию Казахстана. Данные реформы изменили систему управления, вели административно-территориальное делении. Из традиционных устоев осталось лишь то, что суд биев и казиев сохранил свои судебные функции, хотя и считался низшим звеном в судебной системе. Реформы 1867-68 гг. были направлены на удержание широких масс народа в колонизаторской зависимости, содействовали коренной ломке старых традиций в системе управления, укладе жизни и существования в целом.  
 

       2.2  Переселенческая политика царизма как фактор, усиливший процесс разложения традиционного общества 

       Региональная  политика империи в отношении  Казахстана преследовала в конечном итоге цель, заключавшуюся в полной интеграции аборигенного населения региона в социально - экономическую структуру государства посредством земледельческого освоения казахских степей во второй половине XIX - начале XX вв. В этой связи особый интерес представляет изучение переселенческой политики российского правительства в отношении земель казахского населения Степного края, также степень влияния мигрантов на кочевое казахское общество.

      Завершение  завоевания Казахстана совпало с  буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права  не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло  ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Также причинами переселений были и другие вопросы. Например, динамика переселений, их прирост или спад объяснялись главным образом колебаниями урожайности, поскольку низкие урожаи в центре страны способствовали росту миграционного движения и наоборот, а также наличием удобных земель в восточных районах и в первую очередь в киргизской степи, которая наряду с Сибирью всё более становившаяся одним из основных центров крестьянской колонизации. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883 г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей [7, с. 42].

       В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской  области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.

       В 1886 г. было разработано "Положение  об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.

       Специальное положение "О добровольном переселении  сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления  лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с  предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.

       Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян [8, с.33].

       С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.

       Крестьянская  колонизация охватила почти все  области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, по данным переписи 1897г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился "недостаток" земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало "переселенческий земельный фонд". Для его создания у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия [9, с. 104].

Информация о работе Трансформация традиционного казахского общества