Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.
Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35
Достаточно
широким был круг обязанностей должностных
лиц поселкового общества, которые
все время должны были посвящать
выполнению своих функций. Недаром
в законопроекте специально подчеркивалось,
что должности поселкового
На поселкового
старосту возлагались следующие
обязанности: созыв и роспуск
поселкового схода; приведение в
исполнение приговора схода; сношения
по делам общества с подлежащими
учреждениями; заведование общественными
имуществами, капиталами и заведениями;
наблюдение за исправным поступлением
общественных сборов, а также за
исполнением общественных натуральных
повинностей; производство расходов из
общественных средств по указанию схода;
наблюдение за исполнением обязательных
постановлений, действующих в пределах
общества; привлечение к ответственности
виновных в нарушении этих постановлений;
исполнение поручений участкового
комиссара, а также земских учреждений
по делам, касающимся общественного
благоустройства и
Поместные землевладельцы,
заседавшие в Совете, не будучи в
силах сохранить замкнутую
Подкомиссия закончила рассмотрение проекта 29 марта 1911 г., однако, дальнейшего движения он не имел. 12 февраля 1913 г. министр внутренних дел Н.А. Маклаков обратился к председателю Думы М.В. Родзянко с просьбой о возвращении Положения о поселковом управлении в министерство.
Второй ступенью местного самоуправления являлась волость, реформа которой представлялась необходимой ввиду предстоящего реформирования поселка. Однако волость требовала реформы и сама по себе. Во-первых, волостное управление было неэффективным и снижало коэффициент полезного действия всей государственной машины. Во-вторых, требовалось передать власть в волости из рук ненадежного общинного крестьянства в руки прогосударственной социальной силы – хуторян, отрубников и старого поместного дворянства. В-третьих, было необходимо привлечь к работе в волостных органах хороших работников, для чего следовало вывести волостную администрацию из подчиненного положения перед уездными чиновниками. В-четвертых, правительство надеялось, расширив финансовые возможности волости, развить земскую сторону ее деятельности, которая так и находилась в зачаточном состоянии.
В проекте
положения о волостном
Волостное управление возлагалось на волостные общества, в состав которых входили все лица, учреждения и общества, владеющие в пределах волости недвижимыми имуществами. Являясь юридическим лицом, волостное общество имело право приобретать и отчуждать как движимые, так и недвижимые имущества, распоряжаться своими имуществами и капиталами, принимать пожертвования, вступать в договоры и обязательства, выступать в суде через своих поверенных. Распорядительным органом волостного общества являлось волостное собрание, состоящее: из волостных гласных, избираемых земельными обществами и поземельными товариществами, приобретшими землю с содействием Крестьянского банка, а также частными учреждениями и лицами, владеющими не менее одного года недвижимыми имуществами в пределах волости; из представителей находящихся в пределах волости владений церквей, монастырей, казны и уделов. Общее число волостных гласных определялось уездным советом в количестве 30-50 человек, в зависимости от численности населения волости. Волостные гласные избирались на трехлетний срок раздельно: земельными обществами и поземельными товариществами, приобретшими землю с содействием Крестьянского банка; волостным избирательным собранием, состоящим из частных владельцев, не принадлежащих к составу владений земельных обществ, поземельных товариществ, церквей, монастырей, казны и уделов недвижимых имуществ, которые обложены земскими сборами в сумме не менее двух рублей в год.
Избрание
волостных гласных
Волостной исполнительный орган состоял из волостного старшины (не моложе 30 лет, владеющего грамотой) и его помощников, волостного писаря, сотских, вспомогательных должностных лиц. Как и поселковый староста, волостной старшина не мог занимать иных общественных должностей, всецело посвящая себя выполнению широкого круга обязанностей. В компетенцию волостного старосты входили дела: общего управления (объявление законов и распоряжений правительства и исполнение поручений участкового комиссара); земского управления (участие в заведовании находящимися в пределах волости земскими заведениями и исполнение поручений земских управ и собраний); волостных учреждений (созыв и роспуск волостного собрания и приведение в исполнение его приговоров); по охране порядка и безопасности (принятие мер к восстановлению нарушенного порядка и задержанию виновных в преступлениях и проступках); сельскохозяйственной полиции (освидетельствование потрав и других повреждений сельскохозяйственной собственности); задержание пригульного скота и распоряжения при пожарах и наводнениях; по исполнению воинской и военно-конской повинности (ведение посемейных списков, распоряжения о призыве к исполнению воинской повинности); по взиманию окладных сборов (рассылка окладных листов и наблюдение за поступлениями окладных сборов); по паспортной части – выдача видов на жительство и т. д.
Старшина
имел право подвергнуть виновных
штрафу в размере не свыше 10 рублей
в пользу волостных сумм. В своих
действиях волостной старшина подчинялся
руководству участкового
В результате рассмотрения проекта в Совете по делам местного хозяйства весной 1908 г. в нем сохранилась главная мысль: волость переставала быть крестьянской; за благоустройство и поддержание в порядке ее территории, которая становилась сплошной, должны были платить все, кто владеет на ней землей. Главный ущерб от реформы несли поместные землевладельцы, потому что у них было больше всего земли и меньше всего обязанностей общественно-финансового характера. Правительственный проект был дополнен рядом дополнительных ограничений, наиболее существенными из которых следует признать введение ограничения на обложение крупных имений с тем, чтобы его владелец не платил более половины всего волостного сбора, а также норму, по которой бюджет новой волости не должен был уступать бюджету волости старой, сословной. Совет разделил понятие волости и ее исполнительных органов, устранив тем самым противоречие между понятиями властной вертикали и местного самоуправления. Однако Закон о введении волостного земства был принят только Временным правительством 25 мая 1917 г.
Местное самоуправление (поселковое и волостное) носило демократический, коллегиальный характер, обеспечивало общественный контроль за действиями должностных лиц. Разрабатывая реформу местного управления, Столыпин стремился учитывать национальные традиции и ментальность большинства населения, решительно выступая за ликвидацию сословных перегородок и сословных учреждений особого управления крестьян (земские начальники, уездные съезды и губернские присутствия).
Столыпинская реформа местного самоуправления включала в себя также реформы губернского управления, уездного управления и создание института участковых начальников. Ее основная цель состояла в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать архаичные сословные структуры (земских начальников, уездных предводителей дворянства), а с другой – укрепить губернское и уездное административное звено коронными чиновниками.
Таким образом,
столыпинскими законопроектами, начиная
с участкового и заканчивая губернским
уровнями, создавалась единая и взаимосвязанная
система управления, которую осуществляли
правительственные чиновники-
Столыпинские
реформы местного управления были направлены
на то, чтобы покончить с «
Гродненским губернатором П.А. Столыпин был назначен в середине мая 1902 года. Инициатива при этом исходила от В.К.Плеве, взявшего курс на замещение губернаторских должностей местными землевладельцами. Столыпин к этому времени им фактически и был.
С первых дней пребывания в Гродненской губернии Столыпин со свойственной ему энергией и деловитостью взялся за работу.
Только осенью 1902 г. по инициативе Столыпина в г. Гродно были открыты: еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, оборудованное всеми техническими приспособлениями, а также женское приходское училище с третьим профессиональным классом. В училище преподавались, кроме общепринятых предметов, еще рисование, черчение и рукоделие. Училище такого типа стало первым для всей губернии. В 1903 году началась подписка на учреждение именных стипендий супругов Столыпиных для лучших учащихся Гродненской мужской гимназии.
К числу главных своих дел в губернии Столыпин относил земельные дела. В это время во всех губерниях России создавались местные комитеты, призванные позаботиться о нуждах сельскохозяйственного производства. Был создан комитет и в Гродненской губернии. На одном из первых его заседаний 16 июля 1902 года Столыпин, будучи его председателем, выступил с сообщением, в котором подчеркнул, что «главнейшими факторами улучшения экономических условий губернии вообще и сельскохозяйственной промышленности, в частности, следует считать расселение крестьян на хутора, переход их от так называемого пользования надельными землями к хуторному хозяйству, устранение чересполостности земель, разверстание сервитутов...»17. Много внимания губернатор уделял внедрению на Гродненщине искусственных удобрений, улучшенных сельскохозяйственных орудий, многопольных севооборотов, мелиорации. Старые способы землеустройства и земледелия, считал он, могут кончиться «экономическим крахом и полным разорением страны».
В Вильно, в Ковно и Гродно Петр Аркадьевич познакомился с еврейским вопросом (на переломе XIX и XX веков в Гродно проживало около 80% евреев). Ограничения против них, вводимые в административном, а не законодательном порядке, а с другой стороны, рост политического правосознания русского общества, формирование крупного еврейского коммерческого капитала, революционизировало еврейство, вместе с тем поднималась волна антисемитизма. Еврейская молодежь составляла 70-80% террористов боевой эсеровской организации. Вся тяжесть ограничений ложилась на плечи среднего и беднейшего еврейства, но она совсем не мешала состоятельным евреям делать карьеру, ворочать крупными капиталами и делать большую политику. Одновременно эти ограничения оборачивались постоянными источниками взяточничества для части администрации. У Столыпина не было сомнений в том, что при всей сложности национально-религиозных противоречий необходимо постепенно уравнять евреев в правах с другими подданными российской империи, но сделать это ему не дали ни реакционные дворяне, ни евреи-революционеры.