Столыпин и его рформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Курс-Столыпин и его реформы.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Филиал в г. Златоусте

Факультет

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  РАБОТА

по дисциплине «История государства и права»

 

Тема  работы:

Столыпин  и его реформы

 

 

 

Руководитель работы, должность

 

____________________

 

_____________2011 г.

Нормоконтролер

 

____________________

 

_____________2011 г.

Автор работы, студент группы

 

____________________

 

_____________2011 г.


 

Работа  защищена с оценкой

_______________________ ____________________ ____________2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Златоуст 2011

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5

1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5

1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8

Глава 2 Земская реформа 1864 года 13

2.1. Становление местного самоуправления в России 13

2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17

Глава 3 Столыпин как губернатор 26

Заключение 33

Библиография 35

 

 

Введение

 

 

 

Современная Россия переживает сложный период самоопределения, в результате которого либо демократические  преобразования станут нормой жизни, либо политико-правовое развитие пойдет по традиционному для России авторитарному  пути. Отличительной чертой политико-правовой жизни страны на протяжении веков  являлась цикличная смена реформ и контрреформ, что, в конечном итоге, явилось одной из причин так называемого  «догоняющего развития», отставания России от европейских стран. Поэтому представляется важным осмыслить исторический опыт подобного рода ситуаций предшествующих периодов. В контексте этой общей посылки исследовательский интерес представляет анализ столыпинских преобразований начала XX в. По сути, П.А.Столыпину пришлось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, вывести страну из общенационального кризиса, до предела обостренного революционными потрясениями 1905-1906 гг., а, во-вторых, осуществить системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки, с одной стороны, для политической стабилизации и экономического роста страны, а с другой стороны - для последующего эволюционного развития.

Государственная деятельность П.А.Столыпина носила всеобъемлющий характер и вся  была проникнута стремлением ко благу  укрепления России.

Столыпиным  разрабатывался и осуществлялся  целый комплекс направлений преобразований общегосударственного характера:

– земельная реформа;

– права и свободы граждан;

– формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти;

– реформирование силовых структур и судопроизводства;

– местное управление и самоуправление;

– экономика, финансы, инфраструктура;

– социальная политика;

– образование, наука и культура;

– военная реформа;

– противодействие террору.

Анализируя  прошедшие реформы, можно сделать  вывод, что только на основе их анализа  можно приблизиться к пониманию  реформ современности, а в определенных случаях спрогнозировать, к каким  последствиям они могут привести. С этой точки зрения исторический опыт представляет собой ценнейший  источник необходимой информации - как для самих реформаторов, так  и для всего государства в  целях использования этого ценного  опыта при формировании современной  законодательной базы.

Все вышесказанное  говорит об актуальности рассматриваемой в курсовой работе темы.

Объектом  исследования являются реформы, осуществленные П.А.Столыпиным.

Предметом исследования выступают общественно-правовые отношения, возникающие в рассматриваемый период истории России под влиянием реформ, осуществленных П.А.Столыпиным.

Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.

Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:

1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.

2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.

3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. 

Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века

1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи

 

 

 

Причины реформ в начале XX века были обусловлены всем ходом предшествующего социально-экономического и политического развития России.

В 1842 г. издан указ об «обязанных крестьянах», предусматривавший возможность помещикам передавать крестьянам земли в аренду пользование за исполнение повинностей и подчинение суду помещика. Важная роль указа заключается в том, что именно в 1842 г. помещикам было предоставлено право освобождения крестьян без земли. В 1843 г. была устранена работорговля - запрещено продавать крепостных без земли. Данные мероприятия сыграли важную роль в подготовке реформы 1861 г. наметив механизм её реализации через выкуп, состояние «временной обязанности» и отработки1.

Реформы 1861-1864 гг. обладали наибольшим социально-политическим значением в России ХIХ в. Аграрная реформа 1861 г., также как все предыдущие и последующие была осуществлена по инициативе правительства. В ней было воплощено стремление совместить диалектически противоречивые интересы дворянства и крестьянства.

Реформе не удалось решить проблему отставания России от ведущих европейских держав – ни по уровню экономического развития, ни по степени правовой защищенности граждан, и тем более в области демократизации общества. Общинное землевладение в России сковывало трудовую активность, тормозило предпринимательство и частноправовую инициативу крестьян в области развития сельского хозяйства.

Реформы 1861 года в России не достигли главной  цели: крестьяне не получили достаточной  степени свободы для ведения  рыночного хозяйства. В результате к началу XX века российское аграрное производство опять оказалось в  кризисе. Основные его причины были в следующем:

1) Полученные  крестьянами участки земли были  малы для ведения устойчивого  сельскохозяйственного производства, а рост крестьянского населения  к началу XX столетия уменьшил  эти наделы почти в 1,5 раза.

2) Крестьянские  наделы во многих случаях располагались  неудобно: помещичья земля либо  вклинивалась в них, либо проходила  через их надел, что мешало  эффективной обработке и влекло  аренду помещичьей земли на  кабальных условиях.

3) Выкупные  платежи были очень высокими, и крестьянин отдавал значительную  часть полученного продукта в  уплату платежей, хотя мог бы  вкладывать их в укрепление  хозяйства. Кроме того, крестьяне  уплачивали проценты от выкупного  долга, а также большое количество  налогов и сборов.

4) Положениями  1861 года и последующими законами  не был до конца определен  юридический статус и гражданско-правовое  положение крестьян, что делало  их обособленным сословием, создавало  искусственные трудности выхода  из общины и в определенной  мере лишало самостоятельности2.

Эти причины, сохранившиеся с 1861 года, вылились в  «крестьянские беспорядки», которые  участились с 1902 года, а с 1903 приобрели  организованный характер.

Революции 1905 года предшествовало именно крестьянское движение, проходившее под лозунгами  «Земли и воли».

В законодательстве Александра III и Николая II были отражены многие элементы политико-правовой системы Бисмарка и Наполеона III. Императоры стремились к тому, чтобы политическая борьба в стране существовала только в экономических формах. Поэтому все левые партии начала ХХ в. рассматривали крестьянский, земельный вопрос как одну из основных проблем и требовали покончить с малоземельем крестьянства: либо за выкуп (кадеты), либо без него (социалисты).

Кризис, переживаемый Россией в начале XX в. не сводился только к обострению противоречий между  помещиками и крестьянами, но носил  всеобъемлющий, системный характер. Наиболее значимым для последующей  судьбы страны был кризис политико-правовой идеологии, на которой базировалось легитимность власти самодержавной  монархии.

Нарастал  протест против старых патриархальных и полукрепостнических отношений  между верхами и низами модернизирующегося российского общества. В сознании, как поместного дворянства, так и  крестьянства началось формирование в  общественном правосознании образа сословного врага.

Революция 1905-1907 гг. не только обнажила несправедливость социального неравенства, но и придала  совершенно новый политический смысл  позициям дворянства и крестьянства в социальной структуре общества. Дворянство увидело в лице крестьянина  реальную опасность своему существованию  и экономическому благополучию3.

Аграрный  кризис и как реакция на него - острый кризис системы идеологии, были причиной активного крестьянского  движения, по существу войны против местных помещиков и представителей государства.

Резкое повышение  уровня социальных ожидании и требований, недовольство своим положением, формирование нового типа личности привели к тому, что фундаментальная идея воплощения справедливости как важнейшей функции  осуществления государственной  власти, перераспределение земли  становились детерминирующими факторами  развития правосознания крестьянства.

 

1.2. Нормативная  база и теоретико-правовое обоснование  реформ П.А. Столыпина»

 

 

 

К концу XIX –  началу XX века Россия вступила в полосу кризиса, который сводился к противоречию между относительно успешным развитием  экономики, вступлением страны в  капиталистическую эпоху и сохранившимися феодальными структурами политико-правовой организации общества.

В отличие от реформ, предложенных С.Ю. Витте, реформы П.А.Столыпина, носили комплексный характер и предполагали изменение социальной базы монархии. Предреволюционный и, в особенности, революционный периоды выявили, что крестьянство опорой монархии не является, а сокращение помещичьего землевладения, вызванное невозможностью для помещиков отказаться от феодальных правовых основ хозяйствования, приводило к сокращению опоры монархии и в лице помещиков. Революция показала ненадежность монархи, слабость ее социальной базы и фактическую утрату легитимности государственной власти.

При формировании правовых норм основу аграрной реформы П.А.Столыпина составили два основных направления - законодательство об изменении характера землевладения и землеустройства и о государственной поддержке переселения на добровольных началах сельских жителей в неосвоенные либо малонаселенные регионы Российской империи. Хронологически первым блоком было формирование переселенческого законодательства. В юридической литературе также высказывались разные точки зрения – от расширения общинного и частного (преимущественно помещичьего) землевладения, до передачи высвобождаемых земель губернским ведомствам (т.е. их муниципализации)4. Совет Министров склонялся к принятию столыпинского варианта аграрных реформ.

Реформы, предлагаемые правительством, носили комплексный  и единый характер. Император должен был отказаться от правовых основ феодального строя, как в области организации политической власти путем введения законодательного представительного органа, так и в основах организации экономического производства и закрепления буржуазных прав и свобод населения. Но провозглашенные Манифестом гражданские и политические права и свободы были или декларативными, не подтвержденными законодательными гарантиями вообще, или имели характер временных правил, поэтому подлежали разработке с последующим законодательным подтверждением. Суть предлагаемых изменений сводилась к следующему: все желающие домохозяева на основании заявления получали в частную собственность, как свои приусадебные участки, так и те, что находились в общинном владении, но были переданы этим хозяевам по праву постоянного пользования. Земельные участки должны были соответствовать числу крестьян (мужчин) в семье: если земли было больше, ее надо было либо выкупить (по первоначальной средней выкупной цене 1861 г.), либо вернуть общине. При этом П. А. Столыпин не настаивал на принудительном разрушении общины. В связи с отменой выкупных платежей надельные земли освобождаются от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретают право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность5.

Несмотря  на первоначальное провозглашение в 1904 г. идеи о безусловной ценности и необходимости сохранения общины, как социально-правового института, в законодательстве исследуемого периода отразился приоритет правового обеспечения разрушения общины и установления хуторского землевладения. Как следствие, дореформенное Положение о поземельном устройстве 1902 г. утратило свое значение. С момента замены этого Положения на новое законодательство о землеустройстве, формирование новой законодательной базы для последующего и длительного реформирования аграрных правоотношений в России было завершено.

Аграрные  реформы правительства укрепляли  позиции зажиточных слоев, поднимали их правовой статус и открывали пути реформирования аграрного сектора по капиталистическому пути. Дополнительной мерой, которая должна была способствовать решению проблемы малоземельных крестьян, стала переселенческая политика. П.А. Столыпин, настаивал на необходимости переселения, как одного из действенных способов решения аграрного кризиса.

Закон о переселении  «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев»6. был принят 6 июня 1904г.

Столыпинская  аграрная реформа была направлена на разрушение общины с целью формирования класса новых собственников, которые были должны не только решить продовольственные проблемы, но и служить опорой государства. Разрушение крестьянской земельной общины должно было привести к созданию новой системы земледелия на основе устранения малоземелья крестьян за счет освоения новых земель и покупки земель через Крестьянский банк. Другой стороной этой реформы было совершенствование земельных правоотношений по землеустройству на расширении правовой базы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства. Результатом столыпинской реформы и последующим развитием земельных отношений на основе новых законов по землепользованию явилось обеспечение землей большей части крестьянства и проникновение рыночных элементов в земельные отношения.

Информация о работе Столыпин и его рформы