Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.
Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Филиал в г. Златоусте
Факультет
Кафедра
Курсовая РАБОТА
по дисциплине «История государства и права»
Тема работы:
Столыпин и его реформы
Руководитель работы, должность |
____________________ |
_____________2011 г. |
Нормоконтролер |
____________________ |
_____________2011 г. |
Автор работы, студент группы |
____________________ |
_____________2011 г. |
Работа защищена с оценкой
_______________________ ____________________ ____________2011 г.
Златоуст 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35
Современная Россия переживает сложный период самоопределения, в результате которого либо демократические преобразования станут нормой жизни, либо политико-правовое развитие пойдет по традиционному для России авторитарному пути. Отличительной чертой политико-правовой жизни страны на протяжении веков являлась цикличная смена реформ и контрреформ, что, в конечном итоге, явилось одной из причин так называемого «догоняющего развития», отставания России от европейских стран. Поэтому представляется важным осмыслить исторический опыт подобного рода ситуаций предшествующих периодов. В контексте этой общей посылки исследовательский интерес представляет анализ столыпинских преобразований начала XX в. По сути, П.А.Столыпину пришлось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, вывести страну из общенационального кризиса, до предела обостренного революционными потрясениями 1905-1906 гг., а, во-вторых, осуществить системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки, с одной стороны, для политической стабилизации и экономического роста страны, а с другой стороны - для последующего эволюционного развития.
Государственная деятельность П.А.Столыпина носила всеобъемлющий характер и вся была проникнута стремлением ко благу укрепления России.
Столыпиным разрабатывался и осуществлялся целый комплекс направлений преобразований общегосударственного характера:
– земельная реформа;
– права и свободы граждан;
– формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти;
– реформирование силовых структур и судопроизводства;
– местное управление и самоуправление;
– экономика, финансы, инфраструктура;
– социальная политика;
– образование, наука и культура;
– военная реформа;
– противодействие террору.
Анализируя
прошедшие реформы, можно сделать
вывод, что только на основе их анализа
можно приблизиться к пониманию
реформ современности, а в определенных
случаях спрогнозировать, к каким
последствиям они могут привести.
С этой точки зрения исторический
опыт представляет собой ценнейший
источник необходимой информации -
как для самих реформаторов, так
и для всего государства в
целях использования этого
Все вышесказанное говорит об актуальности рассматриваемой в курсовой работе темы.
Объектом исследования являются реформы, осуществленные П.А.Столыпиным.
Предметом исследования выступают общественно-правовые отношения, возникающие в рассматриваемый период истории России под влиянием реформ, осуществленных П.А.Столыпиным.
Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и библиографии.
Причины реформ в начале XX века были обусловлены всем ходом предшествующего социально-экономического и политического развития России.
В 1842 г. издан указ об «обязанных крестьянах», предусматривавший возможность помещикам передавать крестьянам земли в аренду пользование за исполнение повинностей и подчинение суду помещика. Важная роль указа заключается в том, что именно в 1842 г. помещикам было предоставлено право освобождения крестьян без земли. В 1843 г. была устранена работорговля - запрещено продавать крепостных без земли. Данные мероприятия сыграли важную роль в подготовке реформы 1861 г. наметив механизм её реализации через выкуп, состояние «временной обязанности» и отработки1.
Реформы 1861-1864 гг. обладали наибольшим социально-политическим значением в России ХIХ в. Аграрная реформа 1861 г., также как все предыдущие и последующие была осуществлена по инициативе правительства. В ней было воплощено стремление совместить диалектически противоречивые интересы дворянства и крестьянства.
Реформе не удалось решить проблему отставания России от ведущих европейских держав – ни по уровню экономического развития, ни по степени правовой защищенности граждан, и тем более в области демократизации общества. Общинное землевладение в России сковывало трудовую активность, тормозило предпринимательство и частноправовую инициативу крестьян в области развития сельского хозяйства.
Реформы 1861 года в России не достигли главной цели: крестьяне не получили достаточной степени свободы для ведения рыночного хозяйства. В результате к началу XX века российское аграрное производство опять оказалось в кризисе. Основные его причины были в следующем:
1) Полученные
крестьянами участки земли
2) Крестьянские
наделы во многих случаях
3) Выкупные
платежи были очень высокими,
и крестьянин отдавал
4) Положениями
1861 года и последующими законами
не был до конца определен
юридический статус и
Эти причины, сохранившиеся с 1861 года, вылились в «крестьянские беспорядки», которые участились с 1902 года, а с 1903 приобрели организованный характер.
Революции 1905 года предшествовало именно крестьянское движение, проходившее под лозунгами «Земли и воли».
В законодательстве Александра III и Николая II были отражены многие элементы политико-правовой системы Бисмарка и Наполеона III. Императоры стремились к тому, чтобы политическая борьба в стране существовала только в экономических формах. Поэтому все левые партии начала ХХ в. рассматривали крестьянский, земельный вопрос как одну из основных проблем и требовали покончить с малоземельем крестьянства: либо за выкуп (кадеты), либо без него (социалисты).
Кризис, переживаемый Россией в начале XX в. не сводился только к обострению противоречий между помещиками и крестьянами, но носил всеобъемлющий, системный характер. Наиболее значимым для последующей судьбы страны был кризис политико-правовой идеологии, на которой базировалось легитимность власти самодержавной монархии.
Нарастал
протест против старых патриархальных
и полукрепостнических
Революция 1905-1907 гг. не только обнажила несправедливость социального неравенства, но и придала совершенно новый политический смысл позициям дворянства и крестьянства в социальной структуре общества. Дворянство увидело в лице крестьянина реальную опасность своему существованию и экономическому благополучию3.
Аграрный
кризис и как реакция на него -
острый кризис системы идеологии, были
причиной активного крестьянского
движения, по существу войны против
местных помещиков и
Резкое повышение уровня социальных ожидании и требований, недовольство своим положением, формирование нового типа личности привели к тому, что фундаментальная идея воплощения справедливости как важнейшей функции осуществления государственной власти, перераспределение земли становились детерминирующими факторами развития правосознания крестьянства.
К концу XIX –
началу XX века Россия вступила в полосу
кризиса, который сводился к противоречию
между относительно успешным развитием
экономики, вступлением страны в
капиталистическую эпоху и
В отличие от реформ, предложенных С.Ю. Витте, реформы П.А.Столыпина, носили комплексный характер и предполагали изменение социальной базы монархии. Предреволюционный и, в особенности, революционный периоды выявили, что крестьянство опорой монархии не является, а сокращение помещичьего землевладения, вызванное невозможностью для помещиков отказаться от феодальных правовых основ хозяйствования, приводило к сокращению опоры монархии и в лице помещиков. Революция показала ненадежность монархи, слабость ее социальной базы и фактическую утрату легитимности государственной власти.
При формировании правовых норм основу аграрной реформы П.А.Столыпина составили два основных направления - законодательство об изменении характера землевладения и землеустройства и о государственной поддержке переселения на добровольных началах сельских жителей в неосвоенные либо малонаселенные регионы Российской империи. Хронологически первым блоком было формирование переселенческого законодательства. В юридической литературе также высказывались разные точки зрения – от расширения общинного и частного (преимущественно помещичьего) землевладения, до передачи высвобождаемых земель губернским ведомствам (т.е. их муниципализации)4. Совет Министров склонялся к принятию столыпинского варианта аграрных реформ.
Реформы, предлагаемые правительством, носили комплексный и единый характер. Император должен был отказаться от правовых основ феодального строя, как в области организации политической власти путем введения законодательного представительного органа, так и в основах организации экономического производства и закрепления буржуазных прав и свобод населения. Но провозглашенные Манифестом гражданские и политические права и свободы были или декларативными, не подтвержденными законодательными гарантиями вообще, или имели характер временных правил, поэтому подлежали разработке с последующим законодательным подтверждением. Суть предлагаемых изменений сводилась к следующему: все желающие домохозяева на основании заявления получали в частную собственность, как свои приусадебные участки, так и те, что находились в общинном владении, но были переданы этим хозяевам по праву постоянного пользования. Земельные участки должны были соответствовать числу крестьян (мужчин) в семье: если земли было больше, ее надо было либо выкупить (по первоначальной средней выкупной цене 1861 г.), либо вернуть общине. При этом П. А. Столыпин не настаивал на принудительном разрушении общины. В связи с отменой выкупных платежей надельные земли освобождаются от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретают право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность5.
Несмотря на первоначальное провозглашение в 1904 г. идеи о безусловной ценности и необходимости сохранения общины, как социально-правового института, в законодательстве исследуемого периода отразился приоритет правового обеспечения разрушения общины и установления хуторского землевладения. Как следствие, дореформенное Положение о поземельном устройстве 1902 г. утратило свое значение. С момента замены этого Положения на новое законодательство о землеустройстве, формирование новой законодательной базы для последующего и длительного реформирования аграрных правоотношений в России было завершено.
Аграрные
реформы правительства
Закон о переселении «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев»6. был принят 6 июня 1904г.
Столыпинская аграрная реформа была направлена на разрушение общины с целью формирования класса новых собственников, которые были должны не только решить продовольственные проблемы, но и служить опорой государства. Разрушение крестьянской земельной общины должно было привести к созданию новой системы земледелия на основе устранения малоземелья крестьян за счет освоения новых земель и покупки земель через Крестьянский банк. Другой стороной этой реформы было совершенствование земельных правоотношений по землеустройству на расширении правовой базы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства. Результатом столыпинской реформы и последующим развитием земельных отношений на основе новых законов по землепользованию явилось обеспечение землей большей части крестьянства и проникновение рыночных элементов в земельные отношения.