Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.
Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35
Скудность документов,
имеющих отношение к
В мае 1904 года в Саратовской губернии начались крестьянские беспорядки – явление, с которым новый губернатор прежде не сталкивался.
Летом 1905 года Саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения.
Ознакомившись в течение весны 1903 г. с положением дел в губернии, Столыпин наметил ряд мер и предложений по исправлению ситуации. В крестьянском движении он видел основной источник нестабильности, «так как спокойствие крестьянского населения служит залогом спокойствия в государстве»18. Недовольство сельского населения создавалось, по его мнению, малоземельем, что в принципе было верно. По оценкам современных исследователей, малоземельных крестьян в губернии насчитывалось от 60 до 80% да и крестьянские волнения имели место в районах крупных помещичьих латифундий. Революционная агитация в это время лишь начинала проникать в сельскую местность. В высочайшем отчете за 1902-1903 гг. Столыпин указал на цели крестьян, которые, уничтожая помещичьи усадьбы, стремились к новому распределению земельной собственности «с целью уравнять крестьян с крупными землевладельцами и к установлению для всех свободного пользования землей; снизить арендную плату и даже заставить землевладельцев продать землю за бесценок крестьянам». Столыпин видел свою задачу в пресечении этого процесса19.
Другую угрозу стабильности в губернии он усматривал в политической деятельности земства, оказывавшего влияние на население губернии и прежде всего на крестьянские массы. Наибольшие опасения Столыпина вызывала политическая деятельность земских служащих. Низкое материальное положение, бесправие делало их противниками самодержавия. Именно с их революционной деятельностью губернатор связывал стремление крестьян решить проблему малоземелья за счет помещичьих земель, отмечая при этом неизбежность конфликтов земских служащих с властью и дворянством: «люди с ложными представлениями и воззрениями, извращенными представлениями о правящих классах, не прикрепленные к земле, они всегда будут идти вразрез с интересами земельных собственников». Внимание Столыпина привлекала и деятельность либерально настроенных земских гласных, так называемой «либеральной партии». «Ее критика и осуждение действий даже высшего правительства заходит очень далеко. Она имеет большое влияние на разрешение дел, так что многие, если не большинство земских деятелей, с ней считаются и часто подлаживаются под ее мнение»20. Пропагандируемые либералами конституционные идеи Столыпин называл не иначе как «туманные мечтания», усматривая в них лишь дополнительный фактор радикализации настроений в губернии.
Определив таким
образом очаги нестабильности в
губернии, Столыпин наметил способы
борьбы с ними. Добиться успокоения
в губернии он надеялся не только с
помощью силового подавления крестьянских
восстаний, предложив свое видение
проблемы крестьянского землеустройства,
которое полностью укладывалось
в рамки правительственной
В течение весны 1903 г. Столыпин добился образования в губернии конно-полицейской команды на постоянной основе, был укреплен и штат земских начальников в качестве противовеса антиправительственной агитации в деревне, улучшена координация деятельности земских начальников и исправников по выявлению неблагонадежных, с последующим удалением их за пределы губернии. Репрессии оставались основной мерой и против земских служащих. В 1903 г. 38 человек не было допущено на службу, а 10 - уволены. Такая политика в отношении земских служащих была одобрена Николаем II22.
В отношении земских гласных Столыпин придерживался иной тактики, так как для губернатора они были прежде всего дворянами - опорой власти, попавшими под воздействие модных либеральных идей. С помощью личного воздействия на них он стремился оторвать основную массу земцев от действительно оппозиционного ядра. Задачу свою губернатор видел в направлении земства исключительно в русло культурно-хозяйственной деятельности и блокировании попыток либеральных гласных использовать земство в политических целях. Он неоднократно отмечал большую пользу «Положения об усиленной охране», введенного в губернии с 1903 г. Благодаря ему Столыпин осуществлял увольнения земских служащих, высылал неблагонадежных за пределы губернии, издавал «обязательные постановления». По его просьбе «Положение» было продлено еще на год, до 1 декабря 1904 г. Осенью 1904 г. Столыпин трижды (12 сентября, 15 и 31 октября) обращался в МВД с просьбой продлить действие «Положения». Лишь в январе 1905 г. он получил право издавать «Обязательные постановления», а затем - вслед за революционными событиями - добился расширения своих полномочий вплоть до возможности подвергать обыскам и предварительному аресту лиц, подозреваемых в политических преступлениях23.
Революция 1905 г. принципиально изменила ситуацию в стране и в губернии. Крестьянское движение в губернии, нараставшее в течение года, осенью достигло своего пика. Волнениями были охвачены все десять уездов губернии, уничтожено 293 помещичьи «экономии», что в шесть раз превышало общероссийский уровень. Выросло число выступлений крестьян против власти, активизировалась революционная деятельность земских служащих, ширилось рабочее движение. С целью оградить помещиков от насилия крестьян, губернатор приказал войскам применять оружие. Широко практиковались Столыпиным высылки из губернии политически неблагонадежных, предварительные аресты и многократные их продления. В качестве превентивной меры губернатор допускал аресты и содержание в тюрьме неблагонадежных лиц без каких-либо формальных оснований, лишь при наличии подозрений. Действия Столыпина находили поддержку министра внутренних дел П.Н. Дурново. Вместе с тем для укрепления устоев власти, пошатнувшихся в ходе революции, Столыпин предложил ряд мер. С целью расширения социальной опоры власти в деревне и превращения крестьян из противников помещиков в их союзников, будущий реформатор считал необходимым сформировать слой крестьян-собственников, для чего следовало «способствовать единоличным сделкам с помощью Крестьянского банка, и разрешить для этого продажу и залог надельной земли». Это означало ликвидацию общины, по мнению Столыпина, разложившейся под влиянием революционной ситуации. Дополнительную прирезку земли крестьянам считал паллиативом. Крестьянин-собственник станет «той ячейкой, на которой покоится устойчивый порядок в государстве». Его появление, уверял Столыпин, создает «возможность мирного труда в деревне на почве полной солидарности интересов землевладельца и крестьянина». Имея в виду непреодолимую жажду крестьян получить помещичью землю, губернатор предупреждал, что в противном случае «деревня станет сплошь мужицкой и дело мятежа, который был бунтом не против правительства, а против частной собственности, будет выиграно». Реорганизации, по мнению Столыпина, требовала и система местного самоуправления. Решение проблемы он видел в упрочнении власти губернатора, в том числе репрессивной. Длительная конфронтация с либерально настроенными уездными предводителями дворянства подвела Столыпина к мысли о замене уездных предводителей коронными чиновниками, что должно было позволить устранить из уездной власти нежелательные элементы и упрочить вертикаль власти. Осуществление этих планов Столыпин связывал с непременным усилением правительственной власти, считая это «фактором первостепенной важности».
Во всеподданнейших
отчетах Саратовского Губернатора,
П.А.Столыпин впервые выступает со своим
проектом земельной реформы. Он умело
и спокойно восстанавливает порядок в
Саратовской губернии и в 1906 году, после
роспуска первой Государственной Думы,
Император Николай II, по Своему Личному
почину, назначает его Министром Внутренних
Дел, а 8 июля того же года, сверх того, и
Председателем Совета Министров.
Таким образом, перед Столыпиным стояла колоссальной важности и масштабности задача: вывести страну из системного кризиса. А системный кризис, назревавший, как известно, с начала XX в., привел к революции 1905-1907 годов. Заслуга Столыпина состоит в том, что он был одним из немногих политических деятелей, который адекватно осмыслил содержание и характер эпохи начала XX века. Он считал, что в России еще далеко не завершился модернизационный процесс, начатый в пореформенный период, что еще продолжается переходный этап, поэтому время, в которое ему приходилось жить и работать, он охарактеризовал как переходный период. Столыпин прекрасно понимал, что основной смысл модернизации состоит в переходе от традиционного общества к гражданскому, от абсолютизма к правовому государству. И это был основной вектор развития страны. И это модернизационное русло Столыпин хотел укреплять и развивать.
Столыпинская
программа, не будучи формально статуированной,
представляет из себя совокупность проектов
законодательных и нормативных
актов, подготовленных министерствами
и ведомствами в начале ХХ века.
Проекты предполагали существенные,
а нередко коренные изменения
во всех без исключения сферах жизни
российского общества. Часть из них
вступила в силу, другая часть осталась
нереализованной. Не все из этих проектов
были инициированы и подготовлены командой
Столыпина - некоторые достались
ему «по наследству». Однако именно
Столыпин объединил их в цельную
систему, в их основе лежало целостное
представление Столыпина о том,
какой должна быть Россия, чтобы, сохранив
уникальность своей культуры, не проиграть
в мировой конкурентной борьбе. Мы
можем говорить о наличии у
Столыпина самостоятельной
В основу своей государственной деятельности П. А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б.Н.Чичериным: «Либеральные реформы и сильная власть». Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле «устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения», преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, «меры исключительной охраны государственного порядка».
Уникальность
концепции Петра Столыпина в
том, что он был стопроцентным
либералом в экономике и
Опыт столыпинских
преобразований учит нас: не надо бояться
перемен в том случае, если у
руля государства стоят