Столыпин и его рформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце 19 века.
2) Проанализировать причины, ход и результаты земской реформы П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Предпосылки реформ в России в начале XX века 5
1.1. Аграрный кризис как проявление политико-правового кризиса Российской империи 5
1.2. Нормативная база и теоретико-правовое обоснование реформ П.А.Столыпина» 8
Глава 2 Земская реформа 1864 года 13
2.1. Становление местного самоуправления в России 13
2.2. Создание новых единиц местного самоуправления 17
Глава 3 Столыпин как губернатор 26
Заключение 33
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Курс-Столыпин и его реформы.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

Скудность документов, имеющих отношение к гродненскому периоду жизни П.А. Столыпина, не позволяет целостно показать все  грани его административной деятельности, но очевидно одно - что служба в принеманском крае способствовала формированию его  политического кредо государственного порядка и мира в стране. И хотя Столыпин пробыл в Гродненской губернии всего девять месяцев, в Петербурге успели по достоинству оценить способности  молодого губернатора, поручая ему  управлять Саратовской губернией, большей по размерам и не подчиненной  генерал-губернатору. Учитывалась также  традиционно большая степень  революционного брожения в Поволжье. Перспектива управлять такой губернией очень привлекала Петра Аркадьевича, а то, что его деятельность в Гродно была оценена, сильно его ободряло.

В мае 1904 года в Саратовской губернии начались крестьянские беспорядки – явление, с которым новый губернатор прежде не сталкивался.

Летом 1905 года Саратовская губерния стала одним  из главных очагов крестьянского  движения.

Ознакомившись в течение весны 1903 г. с положением дел в губернии, Столыпин наметил  ряд мер и предложений по исправлению  ситуации. В крестьянском движении он видел основной источник нестабильности, «так как спокойствие крестьянского населения служит залогом спокойствия в государстве»18. Недовольство сельского населения создавалось, по его мнению, малоземельем, что в принципе было верно. По оценкам современных исследователей, малоземельных крестьян в губернии насчитывалось от 60 до 80% да и крестьянские волнения имели место в районах крупных помещичьих латифундий. Революционная агитация в это время лишь начинала проникать в сельскую местность. В высочайшем отчете за 1902-1903 гг. Столыпин указал на цели крестьян, которые, уничтожая помещичьи усадьбы, стремились к новому распределению земельной собственности «с целью уравнять крестьян с крупными землевладельцами и к установлению для всех свободного пользования землей; снизить арендную плату и даже заставить землевладельцев продать землю за бесценок крестьянам». Столыпин видел свою задачу в пресечении этого процесса19.

Другую угрозу стабильности в губернии он усматривал в политической деятельности земства, оказывавшего влияние на население  губернии и прежде всего на крестьянские массы. Наибольшие опасения Столыпина  вызывала политическая деятельность земских служащих. Низкое материальное положение, бесправие делало их противниками самодержавия. Именно с их революционной деятельностью губернатор связывал стремление крестьян решить проблему малоземелья за счет помещичьих земель, отмечая при этом неизбежность конфликтов земских служащих с властью и дворянством: «люди с ложными представлениями и воззрениями, извращенными представлениями о правящих классах, не прикрепленные к земле, они всегда будут идти вразрез с интересами земельных собственников». Внимание Столыпина привлекала и деятельность либерально настроенных земских гласных, так называемой «либеральной партии». «Ее критика и осуждение действий даже высшего правительства заходит очень далеко. Она имеет большое влияние на разрешение дел, так что многие, если не большинство земских деятелей, с ней считаются и часто подлаживаются под ее мнение»20. Пропагандируемые либералами конституционные идеи Столыпин называл не иначе как «туманные мечтания», усматривая в них лишь дополнительный фактор радикализации настроений в губернии.

Определив таким  образом очаги нестабильности в  губернии, Столыпин наметил способы  борьбы с ними. Добиться успокоения в губернии он надеялся не только с  помощью силового подавления крестьянских восстаний, предложив свое видение  проблемы крестьянского землеустройства, которое полностью укладывалось в рамки правительственной крестьянской политики того времени и соответствовало  пониманию крестьянского вопроса  комиссией МВД, работавшей в 1903 г. Предложения  Столыпина сводились к увеличению земельных наделов дарственников  за счет сдачи им в аренду на льготных условиях земель Крестьянского банка, более рациональной организации  выкупных платежей, разграничения помещичьих и крестьянских земель, что являлось источником покушений крестьян на помещичьи  земли. Основы крестьянской жизни оставались неизменными: сохранялась крестьянская поземельная община, неотчуждаемость надельной земли и сословная обособленность крестьян. Неприкосновенной оставалась и помещичья земля. Столыпин полагал, что это позволит избежать ситуации, при которой «крестьянство обратится и против землевладельцев и против охраняющей их администрации». Однако меры, ничего не менявшие в деревне по существу, не отражавшие коренных интересов крестьян не могли привести к успокоению. Практические же шаги Столыпина, такие как сдача крестьянам государственной земли в аренду без торгов, поддержка земской идеи об организации общественных полей и т.д., предпринимались в рамках существовавшей системы и не меняли принципиально положение дел на селе к лучшему. Очертив «планы земельного переустройства» деревни, губернатор отдал приоритет мерам репрессивного характера, находя их более действенными21.

В течение  весны 1903 г. Столыпин добился образования  в губернии конно-полицейской команды  на постоянной основе, был укреплен и штат земских начальников в качестве противовеса антиправительственной агитации в деревне, улучшена координация деятельности земских начальников и исправников по выявлению неблагонадежных, с последующим удалением их за пределы губернии. Репрессии оставались основной мерой и против земских служащих. В 1903 г. 38 человек не было допущено на службу, а 10 - уволены. Такая политика в отношении земских служащих была одобрена Николаем II22.

В отношении  земских гласных Столыпин придерживался  иной тактики, так как для губернатора они были прежде всего дворянами - опорой власти, попавшими под воздействие модных либеральных идей. С помощью личного воздействия на них он стремился оторвать основную массу земцев от действительно оппозиционного ядра. Задачу свою губернатор видел в направлении земства исключительно в русло культурно-хозяйственной деятельности и блокировании попыток либеральных гласных использовать земство в политических целях. Он неоднократно отмечал большую пользу «Положения об усиленной охране», введенного в губернии с 1903 г. Благодаря ему Столыпин осуществлял увольнения земских служащих, высылал неблагонадежных за пределы губернии, издавал «обязательные постановления». По его просьбе «Положение» было продлено еще на год, до 1 декабря 1904 г. Осенью 1904 г. Столыпин трижды (12 сентября, 15 и 31 октября) обращался в МВД с просьбой продлить действие «Положения». Лишь в январе 1905 г. он получил право издавать «Обязательные постановления», а затем - вслед за революционными событиями - добился расширения своих полномочий вплоть до возможности подвергать обыскам и предварительному аресту лиц, подозреваемых в политических преступлениях23.

Революция 1905 г. принципиально изменила ситуацию в стране и в губернии. Крестьянское движение в губернии, нараставшее  в течение года, осенью достигло своего пика. Волнениями были охвачены все десять уездов губернии, уничтожено 293 помещичьи «экономии», что в шесть раз превышало общероссийский уровень. Выросло число выступлений крестьян против власти, активизировалась революционная деятельность земских служащих, ширилось рабочее движение. С целью оградить помещиков от насилия крестьян, губернатор приказал войскам применять оружие. Широко практиковались Столыпиным высылки из губернии политически неблагонадежных, предварительные аресты и многократные их продления. В качестве превентивной меры губернатор допускал аресты и содержание в тюрьме неблагонадежных лиц без каких-либо формальных оснований, лишь при наличии подозрений. Действия Столыпина находили поддержку министра внутренних дел П.Н. Дурново. Вместе с тем для укрепления устоев власти, пошатнувшихся в ходе революции, Столыпин предложил ряд мер. С целью расширения социальной опоры власти в деревне и превращения крестьян из противников помещиков в их союзников, будущий реформатор считал необходимым сформировать слой крестьян-собственников, для чего следовало «способствовать единоличным сделкам с помощью Крестьянского банка, и разрешить для этого продажу и залог надельной земли». Это означало ликвидацию общины, по мнению Столыпина, разложившейся под влиянием революционной ситуации. Дополнительную прирезку земли крестьянам считал паллиативом. Крестьянин-собственник станет «той ячейкой, на которой покоится устойчивый порядок в государстве». Его появление, уверял Столыпин, создает «возможность мирного труда в деревне на почве полной солидарности интересов землевладельца и крестьянина». Имея в виду непреодолимую жажду крестьян получить помещичью землю, губернатор предупреждал, что в противном случае «деревня станет сплошь мужицкой и дело мятежа, который был бунтом не против правительства, а против частной собственности, будет выиграно». Реорганизации, по мнению Столыпина, требовала и система местного самоуправления. Решение проблемы он видел в упрочнении власти губернатора, в том числе репрессивной. Длительная конфронтация с либерально настроенными уездными предводителями дворянства подвела Столыпина к мысли о замене уездных предводителей коронными чиновниками, что должно было позволить устранить из уездной власти нежелательные элементы и упрочить вертикаль власти. Осуществление этих планов Столыпин связывал с непременным усилением правительственной власти, считая это «фактором первостепенной важности».

Во всеподданнейших  отчетах Саратовского Губернатора, П.А.Столыпин впервые выступает со своим проектом земельной реформы. Он умело и спокойно восстанавливает порядок в Саратовской губернии и в 1906 году, после роспуска первой Государственной Думы, Император Николай II, по Своему Личному почину, назначает его Министром Внутренних Дел, а 8 июля того же года, сверх того, и Председателем Совета Министров.  

Заключение

 

 

 

Таким образом, перед Столыпиным стояла колоссальной важности и масштабности задача: вывести  страну из системного кризиса. А системный  кризис, назревавший, как известно, с начала XX в., привел к революции 1905-1907 годов. Заслуга Столыпина состоит  в том, что он был одним из немногих политических деятелей, который адекватно  осмыслил содержание и характер эпохи  начала XX века. Он считал, что в России еще далеко не завершился модернизационный процесс, начатый в пореформенный  период, что еще продолжается переходный этап, поэтому время, в которое  ему приходилось жить и работать, он охарактеризовал как переходный период. Столыпин прекрасно понимал, что основной смысл модернизации состоит в переходе от традиционного  общества к гражданскому, от абсолютизма  к правовому государству. И это  был основной вектор развития страны. И это модернизационное русло  Столыпин хотел укреплять и развивать.

Столыпинская  программа, не будучи формально статуированной, представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных  актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения  во всех без исключения сферах жизни  российского общества. Часть из них  вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались  ему «по наследству». Однако именно Столыпин объединил их в цельную  систему, в их основе лежало целостное  представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть  в мировой конкурентной борьбе. Мы можем говорить о наличии у  Столыпина самостоятельной концепции  преобразований.

В основу своей  государственной деятельности П. А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б.Н.Чичериным: «Либеральные реформы и сильная власть». Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле «устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения», преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, «меры исключительной охраны государственного порядка».

Уникальность  концепции Петра Столыпина в  том, что он был стопроцентным  либералом в экономике и просвещенным консерватором в политике. Столыпин – категорический противник идеи «весь мир насилья мы разрушим до основанья...». (А именно этот подход возобладал и в 1917-м, и в 1991 году). Для него монархия, православие, русская культура, нравственность – безусловные, базовые ценности, не подлежащие ревизии. И в то же время идея свободного выхода из общины, создание новой налоговой системы, образование среднего класса собственников, реформа местных управленческих структур – преобразования абсолютно либерального духа. Но столыпинская свобода не предполагала воровской вседозволенности и аристократического безделья. Сильный – значит, работающий.

Опыт столыпинских преобразований учит нас: не надо бояться  перемен в том случае, если у  руля государства стоят высоконравственные, высокообразованные люди, настоящие  патриоты своего Отечества. Но экономика  не воспроизводит эти качества в  новых поколениях. Человек – продукт  духовной культуры, и потому «либерализация» нравственных ценностей (проще говоря, распущенность и вседозволенность) всегда вела к упадку и деградации государства и народа. Великая Россия невозможна без великой цели и великих людей. Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.  

Библиография

 

 

 

  1. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие – М.: Окей-книга, 2007. – 176 с.
  2. Бойко Н.А. Местное самоуправление в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века (историко-правовое исследование): Автореферат… канд. юр.наук. – М., 2006. – 26 с.
  3. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX в. / Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – 608 с.
  4. Габитов М.Р. Аграрные реформы в России и их концепции: :Историко-правовое исследование: Автореферат… канд. юр. наук. - Уфа, 2002. – 26 с.
  5. Дерюгин В.Ю. Политико-правовое значение аграрных реформ проводимых в России в конце XIX - начале XX вв.: Историко-правовой аспект: Автореферат … канд. юр. наук. – СПб., 2007. – 21 с.
  6. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – М.: 2009. – 336 с.
  7. Изгоев А.М. П.А. Столыпин: очерк жизни и деятельности. – М., 1912. [Электронное издание] // http://www.aldebarans.ru
  8. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.
  9. История государства и права России. Учебник/Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.—544 с.
  10. Кайданов А.О. Правовые воззрения и их влияние на реформирование аграрных отношений в России, вторая половина XIX - начало XX вв.: Автореферат …канд. юр. наук. - СПб., 2003. -24 с.
  11. Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. - 273 с.
  12. Куликов В.В. Становление и развитие земского самоуправления, вторая половина XIX - начало XX вв.: Историко-юридическое исследование: Автореферат… доктора юр. наук. - М., 2002. – 40 с.
  13. Местное управление и самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина //http://www.stolypin.ru/arhiv/reforms/upr.php
  14. Могилевский К.И. Местное самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина// http://www.stolypin.ru/encyclopedia/?ELEMENT_ID=417
  15. Могилевский К.И. Столыпинские реформы и местная элита: Совет по делам местного хозяйства (1908-1910). – М.: РОССПЭН, 2008. – 328 с.
  16. Новейшая история Отечества. XX в. В 2 т. Т. 2 / Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Щагина. – М.: Владос, 2004. – 447 с.
  17. Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). – М.: РОССПЭН, 2007. – 240 с.
  18. Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. - 320 с.
  19. Самыгин П., Беликов К., Бережной С. История России. – М.: Проспект, 2009. – 408 с.
  20. Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. / Под общ. ред. П.А.Пожигайло Т. 1. – 764 с. Т. 2. – 799 с. – М.: РОССПЭН, 2010.
  21. Черепица В.Н. П.А. Столыпин - гродненский губернатор. В сб. Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. - 320 с.
  22. Шафигулина С.Р. Развитие избирательного права в России во второй половине XIX - начале XX вв., 1864 - 1917 гг.: Историко-правовое исследование: Автореферат… канд. юр. наук. - Саратов,2002. - 30 с.

Информация о работе Столыпин и его рформы