Содержание:
I. Введение ………………………………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………………………………….4
1. Краткая биография,
некоторые сведения о П.А.Столыпине ……………………………..4
2. Аграрная реформа Столыпина………………………………………………………………5
2.1. Крах Столыпинской
аграрной политики и её причины ……………………………….20
2.2. Итоги аграрной реформы…………………………………………………………………20
3. Разработка рабочего законодательства…………………………………………………….20
3.1. Решение национального вопроса
………………………………………………………..22
4. Трагедия Столыпина, как
реформатора……………………………………………………22
III. Заключение ………………………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………………………25
I. Введение.
Этот человек, его
личность вызывала и вызывает
много споров: кто - то видит
в нем врага народа, сделавшего
народ бедным, разобщив его, а
кто – то считает его великим реформатором.
Например, нынешний президент России Б.Н.Ельцин
называл трех великих реформаторов России:
Петра I, Александра II, и его - этого, для
некоторых со странностями, человека.
Кстати деятельность этого человека была
хорошо оценена не только в наше время,
но и в то далекое, только не тем человеком.
Германский император Вильгельм так сказал
про него: "Вот человек! Был бы у меня
такой министр, на какую высоту мы бы подняли
Германию!". Так кто же он был? В этом
нам поможет разобраться, то что он сделал
для России. Итак, Петр Аркадьевич Столыпин:
великий реформатор или тот кто захотел
поживиться за народный счет.
В начале 90-х гг. 19 в.
в России начался промышленный
подъем. Он продолжался несколько
лет и шел очень интенсивно.
Особенно высокими темпами развивалась
тяжелая промышленность, которая
к концу века давала почти
половину всей промышленной продукции
в ее стоимостном выражении.
По общему объему продукции
тяжелой промышленности Россия
вошла в число первых стран
мира.
Промышленный подъем
был подкреплен хорошими урожаями
в течение ряда лет.
Оживление в промышленности
сопровождалось бурным железнодорожным
строительством. Правительство верно
оценило значение железных дорог
для будущего экономики и не
жалело денег для расширения
их сети. Дороги связали богатые
сырьем окраины с промышленными
центрами, индустриальные города
и земледельческие губернии - с
морскими портами.
Главной причиной промышленного
подъема 90-х гг. явилась экономическая
политика правительства, одной
из составных частей которой
стало установление таможенных
пошлин на ввозимые в Россию
товары и одновременно устранение
препятствий на пути проникновения
в страну иностранных капиталов.
Эти меры, по замыслу их инициаторов
должны были избавить молодую
отечественную промышленность от
губительной конкуренции и тем
самым способствовать ее развитию,
которому помогали заграничные
деньги. В экономической политике
царизма конца 19 - начала 20 вв., было
немало сильных сторон. В те
годы Россия уверенно завоевала позиции
на рынках Дальнего и Среднего Востока,
тесня там своих соперников. Об этом свидетельствует
промышленный взлет 90-х гг. Однако, эта
политика оставалась внутренне противоречивой.
И не только потому, что в ней преобладали
административные меры и недооценивалось
значение частного предпринимательства.
Главное заключалось в том, что самому
курсу правительства не хватало сбалансированности
между потребностями промышленности и
сельского хозяйства.
Несбалансированность
хозяйства стала одной из причин
экономического кризиса начала 20
столетия. Начавшееся в 1900 г. сокращение
промышленного производства было
вызвано относительно слабым
развитием рыночных отношений
в сельском хозяйстве. Аграрная
реформа Столыпина стала естественным
продолжением правительственного
курса именно этого периода.
Логика самой экономической политики
делала неизбежной попытку ускорить
капиталистическое развитие деревни.
А такая попытка и составила
содержание столыпинской реформы.
II. Основная часть.
1. Краткая биография, некоторые
сведения о П.А.Столыпине.
Не вызывает сомнения,
что в истории России за
первые годы ХХ века с исключительной
силой проступила личность П.А.Столыпина.
Ни один из политических деятелей
царизма начала ХХ века не
может идти с ним в сравнение
по преданной и восторженной
памяти его почитателей и сосредоточенной
ненависти революционеров. Правда,
политическая карьера
Столыпина была недолгой
- всего 5 лет. За это время
он был министром внутренних
дел и председателем Совета
министров, а немного раньше
он был обычным секретарем
и губернским предводителем дворянства,
а также губернатором.
Но причина особого
интереса к личности Столыпина
находится не только в его
личной судьбе и драматизме
сопровождающих ее событий. С
деятельностью "российского Бисмарка"
тесно связан вопрос о том, какого же значение
столыпинского курса и почему не состоялся
путь реформ. Этот вопрос не получил удовлетворительного
ответа в литературе о Столыпине. Многие
исследователи считают, что столыпинским
реформам помешали осуществиться не объективные
факторы, а ограниченность и слепота царизма,
верхов. Сами же реформы были столь значительны,
что, увенчайся они успехом, не только
никакого Октября, но и Февраля не было
бы. Поднимают Столыпина на щит славы ультраправые
элементы, выдвигая на первый план его
национализм и все провалы его курса объясняющие
фактом убийства Столыпина. Может кто
- то считает Столыпина плохим и обвинит
его во всех бедах того, а может и нашего
времени. Ответ на этот и многие другие
вопросы можно получить если узнать Столыпина
ближе.
Кто он - Петр Аркадьевич
Столыпин? Этот вопрос поможет
нам разобраться в ярком облике
этого человека, противоречивости
его биографии и окружающей
его обстановке. Столыпин - выходец
из старого дворянского рода,
известного с конца XVI века. Род
Столыпиных дал России выдающихся
политических и литературных
деятелей. Бабушка М.Ю.Лермонтова - урожденная
Столыпина. Прадед - сенатор А.А.Столыпин
- друг
М.М.Сперанского, крупнейшего
государственного деятеля начала
XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич - участник
Крымской войны Мать П.А.Столыпина – Анна
Михайловна - урожденная Горчакова - племянница
канцлера России А.М.Горчакова. Жена Петра
Аркадьевича - правнучка А.В.Суворова.
Таким образом, семья Столыпиных в XIX -
XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими
людьми России. Семья П.А.Столыпина владела
поместьями в Нижегородской, Казанской,
Пензенской и позже Каунасской губерниях.
Петр Аркадьевич в
1881 году неожиданно для многих
поступил на физико-математический
факультет Петербургского университета,
где с интересом изучал физику,
геологию, ботанику, зоологию, астрономию.
По окончании университета Столыпин
служил в министерстве государственных
имуществ на скромной должности
помощника столоначальника и
со скромным чином коллежского секретаря.
Чере 10 лет П.А.Столыпин стал ковенским
губернским предводителем дворянства,
а еще через 3 года - в 1902 году неожиданно
для себя - гродненским губернатором.
Будучи гродненским
губернатором, П.А.Столыпин, решительно
высказался за уничтожение общинной
чересполосицы и расселение на
хутора. При этом он заявил: "Ставить
в зависимость от доброй воли крестьян
момент ожидаемой реформы, рассчитывать,
что станет при подъеме умственного развития
населения, который настанет неизвестно
когда, жгучие вопросы разрешаться сами
собой, - это значит отложить на неопределенное
время проведение тех мероприятий, без
которых немыслимы ни культура, ни подъем
доходности земли, ни спокойное владение
земельной собственностью".
Гродненским губернатором
П.А.Столыпин пробыл недолго. В
1902 году его назначили губернатором
в более крупную и важную
губернию - Саратовскую.
Здесь-то и застала
его первая революция, в борьбе
с которой он применял весь
арсенал средств - от обращения
до применения войск. При этом
в деятельности самого молодого
губернатора проявились две отличительные
черты, характерные для всей
его будущей государственной
деятельности. Во- первых он никогда
не смущался карать не только
"левых", но и "правых",
если их деятельность выходила
за установленные им рамки.
Во - вторых характерно и другое:
в отличие от большинства высокопоставленных
людей, отдающих кровавые палаческие
приказы из надежно защищенных
кабинетов без малейшего риска
для собственной персоны, Столыпин
обладал личной храбростью и
не боялся стоять лицом к
лицу с разъяренной толпой.
Столыпин был назначен
министром внутренних дел 26 апреля
1906 года.
Депутаты первой Думы
были приняты царем на другой
день - 27 апреля. Ему было доверено
проложить политический курс
в новых, совершенно непривычных
для царизма исторических условиях
- обеспечить сожительство самодержавия
с "народным представительством".
Очень скоро Столыпин занял пост председателя
совета министров. Роспуск первой Думы
и его назначение произошли день в день
- 8 июля 1906 года.
2. Аграрная реформа Столыпина.
Столыпин, будучи помещиком,
предводителем губернского дворянства,
знал и понимал интересы помещиков;
на посту губернатора в период
революции видел восставших крестьян,
поэтому для него аграрный
вопрос не был отвлеченным
понятием.
Суть реформ: социально-политическая
- передача земли в частную
собственность с целью создания
большого числа крепких фермеров
т.е. проведение под самодержавие
прочного фундамента и продвижение
по пути промышленного, а, следовательно,
капиталистического развития. К
тому же крепкие хозяйства
должны были стать препятствием
на пути нарастания революции
в деревне. Социально-экономическая
- разрушить общину, насадить частные
хозяйства в виде отрубов и
хуторов, а избыток рабочей
силы направить в город, где
ее поглотит растущая промышленность.
Экономическая - обеспечить подъем
сельского хозяйства и дальнейшую
индустриализацию страны с тем,
чтобы ликвидировать отставание
от передовых держав. Ядро реформ
- аграрная политика. Но опять
же аграрная реформа Столыпина
сохраняла крупные помещичьи
латифундии, возлагая на них главные
надежды. А т.к. дворянское землевладение
в силу целого ряда причин
уходило в прошлое, то получается,
что реформа носила половинчатый
характер. Хотели полностью защитить
дворянские интересы и к тому
же создать новый класс в
деревне - кулаки. Это затрудняло
и замедляло развитие капитализма
в деревне, хотя прогрессивный
характер столыпинской реформы
очевиден.
Столыпинская аграрная
реформа, о которой пойдет речь,
в действительности - понятие условное.
В том смысле условное, что
она, во- первых, не составляла
цельною замысла и при ближайшем
рассмотрении распадается на
ряд мероприятий, между собой
не всегда хорошо согласованных
между собой.
Во-вторых, не совсем
правильно и название реформы,
потому - что
Столыпин не был
ни автором основных ее концепций,
ни разработчиком. Он воспринял
проект в готовом виде и
стал как бы его приемным
отцом. Он дал ему свое имя,
последовательно и добросовестно
защищал его в высшей администрации,
перед законодательными палатами
и обществом, очень им дорожил,
но это не значит, что между
отцом и приемным чадом не было противоречий.
И, наконец, в-третьих, у Столыпина, конечно
же, были и свои собственные замыслы, которые
он пытался реализовать. Но случилось
так, что они не получили значительною
развития, ходом вещей были отодвинуты
на задний план, зачахли, а приемный ребенок
после недолгого кризиса, наоборот, начал
расти и набирать силу.
Когда люди долю
живут вместе, они начинают походить
друг на друга. Приемный сын
может обрести значительное сходство
с отцом. И ни о чем не
догадывается тот, кто не знает
тихой семейной драмы. Впрочем,
обо всем по порядку.
Столыпин, будучи саратовским
губернатором, предлагал организовать
широкое содействие созданию
крепких индивидуальных крестьянских
хозяйств на государственных
и банковских землях. Эти хозяйства
должны были стать примером
для окружающих крестьян, подтолкнуть
их к постепенному отказу от
общинного землевладения.
Когда Столыпин пришел
в МВД, оказалось, что там
на это дело смотрят несколько
иначе. Длительный период, когда
власти цеплялись за общину
как за оплот стабильности
и порядка, уходил в безвозвратное
прошлое. Постепенно брали верх
иные тенденции. В течение ряда
лет группа чиновников МВД
во главе с В.И. Гурко разрабатывала
проект, который должен был осуществить
крутой поворот во внутренней
политике правительства. К приходу
Столыпина Гурко занимал
пост товарища министра, основные
идеи и направления проекта
уже сформировались, работа продолжалась.
В отличие от столыпинского
замысла, проект Гурко имел
в виду создание хуторов и
отрубов на надельных (крестьянских)
землях (а не на государственных
и банковских). Разница была существенной.
Впрочем, не это было самое
главное в проекте Гурко. Образование
хуторов и отрубов даже несколько
притормаживалось ради другой
цели - укрепления надельной земли
в личной собственности. Каждый
член общины мог заявить о
своем выходе из нее и закрепить
за собой свой чересполосный
надел, который община отныне
не могла ни уменьшить, ни
передвинуть. Зато владелец мог
продать свой укрепленный надел
даже постороннему для общины
лицу. С агротехнической точки
зрения такое новшество не
могло принести много пользы (надел
как был чересполосным, так
и оставался), но оно было способно
сильно нарушить единство крестьянского
мира, внести раскол в общину.
Предполагалось, что всякий домохозяин,
потерявший в своей семье несколько
душ и со страхом ожидающий
очередною передела, непременно
ухватится за возможность оставить
за собой в неприкосновенности
весь свой надел. Проект Гурко
представлял собой удобную площадку,
с которой правительство могло
приступить к "разобщению" общины.
Столыпин же, когда он был саратовским
губернатором, не ставил вопрос
о таком решении вопроса.