Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 00:09, реферат

Краткое описание

Цель исследования – это выявление отличий и изменений и правовом статусе прокуратуры в период с 40-х по 90-е годы XX века.
Задачи исследования:
Детально изучить правовой статус и изменения законодательства в период с 40-х годов до принятия Закона «О прокуратуре ССР»;
Проанализировать деятельность прокуратуры СССР с 70-х годов XX века и нормы Закона «О прокуратуре СССР»

Оглавление

Введение….....................................................................................................3
Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4
Развитие прокуратуры СССР после принятия Закона «О прокуратуре СССР»…………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………...22

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 гг. Манзюк О.А..docx

— 54.50 Кб (Скачать)

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 7 октября 1977 г. Следует подчеркнуть, что ни одна из прежних Конституций нашего государства, – а это была по счету четвертая Конституция, – не уделяла такого большого внимания и не отводила такого значительного места прокуратуре, как одному из государственных органов страны. Достаточно сказать, что прокуратуре была отведена самостоятельная глава, – глава 21 [2, ст. 164-168], в которой были раскрыты основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов прокуратуры.

В Конституции [2, ст. 168] было закреплено положение о том, что «органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР». Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на всей территории советского государства.

Конституция СССР [2, ст. 164] возлагала на органы прокуратуры обязанность осуществлять надзор не только за точным, но и единообразным исполнением законов. Необходимо отметить, что ни в Конституции СССР 1936 г., ни в Положении о прокурорском надзоре 1955 г. не было указания на обязанность органов прокуратур осуществлять надзор за единообразным исполнением законов. Между тем, для нашего государства с его разветвленной экономикой и особенностями национальной культуры весьма важно, чтобы на всей территории СССР соблюдались требования по «единой» законности, каких бы проблем законность ни затрагивала[8, c. 276].

Весьма знаменательно, что Конституция возложила на органы прокуратуры осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов. Если Конституция СССР 1936 г. возлагала высший надзор только на Генерального прокурора СССР [1, ст. 113], то Конституция 1977 г. эту обязанность возложила как на Генерального прокурора СССР, так и на всех подчиненных ему прокуроров (разумеется, что осуществление высшего надзора каждым из прокуроров реализовывалось в пределах его компетенции).

 Высший надзор Прокуратуры СССР направлен на укрепление социалистической законности и охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности; политических, трудовых, жилищных и др. личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР; прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Понятие высшего надзора означает, что он осуществляется прокурорами от имени держателя верховной власти в государстве – Верховного Совета СССР на основе принципов законности, централизации и независимости прокуроров от различного рода местных влияний.

Конституция СССР обеспечивала Генеральному прокурору СССР независимое положение при осуществлении им возложенных на него полномочий. Это выражалось в том, что Генеральный прокурор СССР назначался и был подотчетен Верховному Совету СССР [2, ст. 165]. Это означает, что ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могли оказать на Генерального прокурора влияние с целью принятия им решений, не соответствующих или противоречащих закону. Генеральный прокурор СССР ежегодно отчитывался перед Верховным Советом СССР о проделанной работе по укреплению законности. Это являлось наиболее действенной формой контроля за деятельностью Генерального прокурора СССР и возглавляемым им государственным органом.

Характеризуя законодательство о прокурорском надзоре, принятое в те годы, нельзя не обратить внимание на то, что с течением времени в существенной степени расширяется предмет и пределы прокурорского надзора. В этой связи следует сослаться на Закон СССР, принятый Съездом народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления», которым в предмет прокурорского надзора были включены проверка законности деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий и массовых движений[8, c. 316].

Были внесены также изменения в ст. 166 Конституции, регулирующую порядок назначения и подотчетность прокуроров республик. Было установлено, что прокуроры республик назначаются высшими органами государственной власти республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР и им подотчетны. В деятельности по надзору за исполнением законов СССР прокуроры республик подотчетны также Генеральному прокурору СССР[8, c. 318].

Были внесены коррективы и в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.

Таким образом, этот период в развитии прокуратуры ознаменован координальными изменениями в направлениях деятельности этих органов. Это было обусловлено военным временем, а так же послевоенными изменениями жизни в советском обществе. В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. После XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности, потребовалось принять конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в тот период. В этих целях расширяются надзорные полномочия местных судебных органов, а вместе с этим и сфера деятельности прокуроров в области судебного надзора. Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении было сформулировано весьма важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного ценза: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое образование.

 

Развитие прокуратуры СССР после принятия Закона «О прокуратуре СССР».

В Конституции СССР первоначальной редакции [2, ст. 168] было сказано, что «организация и деятельность органов прокуратуры определяется Законом «О прокуратуре СССР». То обстоятельство, что принятие Закона «О. прокуратуре СССР» было предопределено Основным Законом государства, определило его императивную силу в регулировании деятельности органов прокуратуры.

Принятие Закона «О прокуратуре СССР» было обусловлено не только Конституцией СССР, но и тем, что «Положение о прокурорском надзоре в СССР», принятое в 1955 г., во многом устарело и не отвечало требованиям жизни, практика прокурорского надзора за исполнением законов выработала новые средства реагирования на установленные нарушения закона. За этот период были приняты Основы законодательства по различным отраслям права (около 20 основ), уголовные, уголовно-процессуальные, гражданские и гражданские процессуальные кодексы союзных республик, в которых с учетом современных требований определялись сущность и содержание прокурорского надзора в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Все эти нововведения были отражены в Законе «О прокуратуре СССР» [8, c. 328].

Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. второй сессией Верховного Совета СССР десятого созыва. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и деятельности органов советской прокуратуры, основные направления их деятельности.

В развитие этого Закона потребовалось ввести соответствующие коррективы и в регламентацию организации и деятельности военной прокуратуры. Взамен раннее действовавшего Положения 1966г. было утверждено 4 августа 1981 г. действующее ныне Положение о военной прокуратуре[8, c. 279].

В 70-х и 80-х гг. на органы прокуратуры было возложено множество не свойственных прокурорскому надзору обязанностей, которые в значительной степени отодвинули на второй план ее главные функции по надзору за законностью. Прокурорам были приданы дополнительные полномочия, но и они в итоге не решили всех проблем, стоящих перед прокуратурой, особенно в сфере охраны прав и законных интересов граждан.

В Законе «О прокуратуре СССР» получил закрепление принцип демократизации и гласности в деятельности органов прокуратуры, что было особенно важно в деле установления нарушений закона и устранения причин и условий, способствовавших этим нарушениям. Были расширены пределы прокурорского надзора за исполнением законов, что способствовало усилению охраны прав и законных интересов граждан. Так же были закреплены следующие принципы деятельности прокуратуры:

Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

действуют на основе социалистической законности, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик и конституциями автономных республик и советскими законами;

 осуществляют надзор  за правильным и единообразным применение законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы о ни было местным и ведомственным влияниям;

 принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

 взаимодействуют с  Советами народных депутатов, другими  государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка.

Прокуроры союзных республик, автономных республик, другие нижестоящие прокуроры систематически информируют соответственно Президиумы Верховных Советов и Советы Министров союзных, автономных республик, местные Советы народных депутатов, а также трудовые коллективы о состоянии законности и правопорядка, выступают на сессиях Советов с сообщениями о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению[8, c. 247].

В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на всей территории советского государства. Однако позднее были внесены коррективы в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.

Необходимо отметить, что в Законе «О прокуратуре СССР» получили дальнейшее развитие традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора с изложением задач и полномочий прокуроров в каждой из отраслей надзора. Определены средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Весьма четкая регламентация задач и полномочий прокуроров по каждой из отраслей надзора позволила устранить параллелизм в деятельности отдельных подразделений Прокуратуры СССР и нижестоящих прокуратур[6, c. 223].

Для прокуроров и следователей было важно, что законодатель не только предусмотрел конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), но и определил их структуру, содержание и реквизиты. Это обеспечивало единство в реагировании прокуроров на установленные нарушения закона.

В деле упорядочения работы следственного аппарата имело значение то обстоятельство, что в Законе нашел отражение правовой статус следователя, – от следователя районной (городской) прокуратуры до следователя по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР. При этом в Законе подчеркивалась процессуальная самостоятельность следователя в вопросах раскрытия и расследования преступления и его ответственность за законность и обоснованность принятых решений[6, c. 217].

Закон закрепил императивный характер полномочий прокурора по устранению установленных нарушений закона, подчеркнув при этом, что требования прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения.

С принятием Закона «О прокуратуре СССР» получили дальнейшее расширение в деятельности прокуроров и следователей принципы гласности, демократии и коллегиальности. Законом предусматривалось создание коллегий в Главной военной прокуратуре, прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов (на правах областей) и автономных областей.

Весьма существенные дополнения в Закон «О прокуратуре СССР» были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР»». Указом были введены в обиход прокурорского надзора такие средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона как предписание и предостережение. Как та, так и другая форма прокурорского реагирования на нарушения закона за весьма короткий срок их применения оправдали свое предназначение[3, c. 197].

В целях успешного проведения в жизнь Закона «О прокуратуре СССР» Генеральный прокурор СССР издал ряд приказов руководящего характера по всем без исключения отраслям надзора, в которых определялись задачи органов прокуратуры по установлению и устранению нарушений законности. Характерно, что приказы Генерального прокурора СССР по вопросам производства дознания и предварительного следствия были обязательными для исполнения органами МВД и КГБ[3, c. 198].

В связи с новыми задачами, возникшими перед органами прокуратуры в 1988-1990 гг. (развитие кооперативного движения, создание акционерных обществ, внедрение иностранного капитала в промышленность и в сельское хозяйство СССР, конверсия военной промышленности и т. д.), существенно трансформировал центральный аппарат Прокуратуры СССР. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» преобразуется Управление общего надзора, вводится Управление по надзору за исполнением законов о государственной безопасности и по межнациональным и международно-правовым вопросам, получают дополнительные полномочия управления и отделы по сложившимся отраслям прокурорского надзора[4, c. 148].

Информация о работе Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 гг