Становление и развитие прокуратуры Беларуси в 1944-1991 гг
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 00:09, реферат
Краткое описание
Цель исследования – это выявление отличий и изменений и правовом статусе прокуратуры в период с 40-х по 90-е годы XX века. Задачи исследования: Детально изучить правовой статус и изменения законодательства в период с 40-х годов до принятия Закона «О прокуратуре ССР»; Проанализировать деятельность прокуратуры СССР с 70-х годов XX века и нормы Закона «О прокуратуре СССР»
Оглавление
Введение….....................................................................................................3 Развитие прокуратуры СССР в послевоенный период до принятия Закона «О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4 Развитие прокуратуры СССР после принятия Закона «О прокуратуре СССР»…………………………………………………………………………….14 Заключение………………………………………………………………..20 Список использованных источников…………………………………...22
Развитие прокуратуры СССР
в послевоенный период до принятия Закона
«О прокуратуре СССР»………………………………………...………...4
Развитие прокуратуры СССР
после принятия Закона «О прокуратуре
СССР»…………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………...22
Введение.
Актуальность выбранной темы
обуславливается тем, что изучая законодательство
в современной Республике Беларусь в сфере
прокурорского надзора мы не можем не
опираться на предыдущий опыт. Т.к. большинство
принципов работы прокуратуры были сформулированы
в советский период. Изменения затронули
только ту часть нашего законодательства,
которая не соответствовала требованиям
современного общества и политическому
строю.
Объектом исследования выступают
общественные отношения, связанные с осуществлением
прокурорского надзора и их место в системе
в период времени с 40-х до 90-х годов XX века.
Предметом работы является
круг вопросов, касающихся правовой регламентации
работы прокуратуры в период времени с
40-х до 90-х годов XX века, изменения правового
статуса органов прокуратуры в этот период.
Цель исследования – это выявление
отличий и изменений и правовом статусе
прокуратуры в период с 40-х по 90-е годы
XX века.
Задачи исследования:
Детально изучить правовой
статус и изменения законодательства
в период с 40-х годов до принятия Закона
«О прокуратуре ССР»;
Проанализировать деятельность
прокуратуры СССР с 70-х годов XX века и нормы
Закона «О прокуратуре СССР».
Развитие прокуратуры
СССР в послевоенный период до принятия
Закона «О прокуратуре СССР».
В годы Великой Отечественной
войны деятельность органов Прокуратуры
была подчинена общей задаче – победе
советского народа над немецким фашизмом.
В соответствии с Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 22 июня 1941 г., объявившим
в стране военное положение, работа органов
прокуратуры, как военных, так и территориальных,
была перестроена на военный лад. Главное
содержание деятельности органов прокуратуры
состояло в надзоре за исполнением законов
военного времени, направленных на охрану
общественного порядка, трудовой и государственной
дисциплины, прав и законных интересов
военнослужащих и их семей, охрану социалистической
собственности от преступных посягательств.
Прокуроры и следователи многое
сделали в борьбе с детской беспризорностью
и безнадзорностью. Находясь на военном
положении, прокуратура обеспечивала
четкое исполнение законов о поставке
военной продукции, об оказании помощи
фронту и об укреплении тыла.
Интересы военного времени
потребовали перестройки системы и структуры
органов прокуратуры, в особенности органов
прокуратуры прифронтовой полосы. С целью
укрепления трудовой и исполнительской
дисциплины Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным
работникам устанавливаются классные
чины с выдачей форменного обмундирования.
Одновременно вводится сравнительная
градация классных чинов прокуроров и
следователей, приравненных к воинским
званиям[4, c. 147].
Многие прокуроры и следователи
ушли на фронт в действующую армию или
в партизанские отряды. Немало из них погибло
в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Прокуроры и следователи проводили
большую работу вместе с Чрезвычайным
государственным комитетом по расследованию
злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Собранные материалы были использованы
при разоблачении главных военных преступников
на Нюрнбергском процессе.
В послевоенное время работники
Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур РСФСР,
УССР и БССР провели огромную по своим
масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских
захватчиков, установлению их злодеяний
на оккупированных ими территориях Союза
ССР. Высококвалифицированные прокуроры
и следователи принимали активное участие
в судебном процессе над главными военными
преступниками, проходившем в Нюрнберге
в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946
г[4, c. 149].
Главным обвинителем от СССР
выступил Р. А. Руденко, занимавший в тот
период пост Прокурора Украины, а затем
был назначен на пост Генерального прокурора
Союза ССР.
На Нюрнбергском судебном процессе
была воочию разоблачена сущность фашизма.
Главные военные преступники понесли
заслуженное наказание. Законный, обоснованный
и справедливый приговор в Нюрнберге служит
и поныне грозным предостережением для
агрессоров любого масштаба[6, c. 201].
В послевоенное время усилия
органов прокуратуры были направлены
на укрепление законности в сфере экономики.
Потребовалось перестроить работу органов
прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение
законности в промышленности, в сельском
хозяйстве, на транспорте. На первый план
выдвигались задачи по обеспечению сохранности
народного добра, соблюдению режима экономии
народных ресурсов. Важную роль в усилении
прокурорского надзора в сфере экономики
выполнил приказ Генерального прокурора
СССР № 128 от 17 июня 1946 г. «Об усилении общего
надзора за точным исполнением законов»,
в котором были сформулированы задачи
прокуроров в сфере общего надзора, определены
полномочия прокуроров по устранению
нарушений закона, обозначены основные
средства прокурорского реагирования
на установленные нарушения закона[6, c.
203].
Одновременно с общим надзором
совершенствовались и другие отрасли
надзора, а также производство расследования
совершенных преступлений. Приказом Генерального
прокурора СССР № 131 от 28 июля 1949 г. вводится
участковая система работы следователей
органов прокуратуры. За каждым из следователей
закрепляется определенный участок района
или города, – практически эти участки
соответствовали территориям отделений
милиции. Все уголовные дела принимались
следователем к своему производству по
территориальности. Следователь был тесно
связан с органами дознания и оперативно-розыскной
службой органов внутренних дел, дислоцированных
на его участке. Это способствовало более
полному и быстрому раскрытию преступлений,
а также их полному, объективному и всестороннему
расследованию. Расследование наиболее
сложных по доказательствам и степени
социальной опасности преступлений поручалось
старшим следователям или следователям
по особо важным делам[9, c. 324].
Учитывая важное государственное
и политическое значение деятельности
органов прокуратуры и в целях повышения
престижа, авторитета и влияния органов
прокуратуры на обеспечение законности
в государстве. Верховный Совет СССР 19
марта 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении
Прокурору СССР наименования Генерального
прокурора СССР» [3, c. 286].
После XX съезда КПСС, развенчавшего
культ личности, потребовалось принять
конкретные меры по реабилитации граждан,
незаконно и необоснованно репрессированных
в тот период. В этих целях расширяются
надзорные полномочия местных судебных
органов, а вместе с этим и сфера деятельности
прокуроров в области судебного надзора.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 14 августа 1954 г. в составе Верховных
судов союзных республик, краевых, областных
судов, судов автономных республик, автономных
областей образованы Президиумы, полномочные
рассматривать надзорные протесты соответствующих
прокуроров и председателей судов[3, c.
285].
В целом же 50-70 годы можно назвать
периодом постоянного совершенствования
законодательства о прокурорском надзоре,
в том числе в сторону расширения полномочий
прокуроров.
Президиум Верховного Совета
СССР принимает также Указ от 25 апреля
1955 г. «О порядке рассмотрения дел Президиумами
судов» [3, c. 243].
Установленный порядок рассмотрения
Президиумами судов надзорных протестов
прокуроров и председателей судов, полномочия
этих судов, ревизионное начало их деятельности,
– все это нашло впоследствии закрепление
в Основах уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик 1958 г. и в
Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР
1960 г[5, c. 127].
Органы прокуратуры, осуществляя
возложенные на них полномочия по опротестованию
незаконных и необоснованных решений,
как судов, так и внесудебных органов,
провели громадную по объему работу в
плане реабилитации невинно пострадавших
в период культа личности. Необходимо
отметить, что эта работа продолжается
и в настоящее время, главным образом силами
центрального аппарата Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь[7, c. 81].
К тому же периоду относится
и принятие такого важного законодательного
акта, как «Положение о прокурорском надзоре
в СССР», утвержденное Указом Президиума
Верховного Совета СССР в 1955 г.
Разработка и принятие «Положения
о прокурорском надзоре в СССР» имели
целью восстановить принципы организации
и деятельности органов Прокуратуры, наделить
Генерального прокурора СССР и подчиненных
ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными
полномочиями по установлению и устранению
нарушений закона, в особенности в сфере
общего надзора, в стадии производства
дознания и предварительного следствия,
а также в надзоре за законностью деятельности
исправительных учреждений.
В Положении содержалось весьма,
важное требование к органам прокуратуры,
чтобы Генеральный прокурор СССР и все
его подчиненные прокуроры строго следили
за правильным и единообразным исполнением
законов, несмотря ни на какие местные
различия и вопреки каким бы то ни было
местным влияниям. В Положении были изложены
задачи и полномочия прокуроров, а также
средства реагирования на установленные
нарушения закона применительно к каждой
из закрепленных в Положении отраслей
надзора. Это способствовало организации
более четко отлаженной деятельности
прокуроров по каждой из отраслей надзора,
устранению параллелизма в работе прокуроров
различных подразделений и повышению
ответственности прокуроров за качество
выполненной работы[4, c. 149].
Впервые в истории законодательства
о прокурорском надзоре в Положении было
сформулировано весьма важное требование
к кадрам прокуроров и следователей относительно
их образовательного ценза: эти должности
вправе занимать только лица, имеющие
высшее юридическое образование. Лица,
не имеющие высшего юридического образования,
могли быть назначены следователями и
прокурорами только с согласия Генерального
прокурора СССР. Речь шла о тех, кто обучался
заочно в высших правовых учебных заведениях.
Для прокуроров краев, областей, городов
и районов был определен возрастной ценз
– 25 лет.
В связи с принятием «Положения
о прокурорском надзоре в СССР», когда
был закреплен правовой статус следственного
аппарата и прокуроров различного профиля,
потребовалось более четко определить
структуру центрального аппарата Прокуратуры
Союза ССР, прокуратур союзных и автономных
республик, краев и областей, объем полномочий
прокуроров по различным отраслям их деятельности.
Постановлением Президиума
Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956
г. «О структуре центрального аппарата
Прокуратуры СССР» вводятся отделы по
отраслям надзора и различные подразделения
по выполнению функциональных задач, обеспечивающих
успешное осуществление такого надзора[3,
c. 220].
Генеральный прокурор СССР
в приказе № 54 от 10 апреля 1956 г. утверждает
структуру центрального аппарата прокуратуры
СССР и прокуратур республик, краев, областей.
При этом в пределах штатной численности
органов прокуратуры и выделенных ассигнований
устраняются излишние звенья и вводятся
подразделения, предусмотренные постановлением
«О структуре центрального аппарата Прокуратуры
СССР».
Вопросы правового, оперативного
и кадрового характера решались в органах
прокуратуры СССР, прокуратурах республик
и нижестоящих прокуратурах на оперативных
совещаниях при руководителе прокуратуры.
Фактически решение по обсуждаемому вопросу
принимал не состав оперативного совещания,
а сам руководитель. С учетом требований
демократизации, коллегиальности и гласности
в деятельности государственного аппарата
в органах прокуратуры учреждаются коллегии
(Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 27 февраля 1959 г.). Коллегии были образованы
при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах
союзных республик[3, c. 225].
На заседания коллегий выносятся
вопросы, связанные с подбором, расстановкой
и воспитанием прокурорско-следственных
кадров; выполнением приказов и указаний
Генерального прокурора СССР; организацией
контроля исполнения в органах прокуратуры;
отчеты прокуроров, подчиненных
Генеральному прокурору о проведенной
работе по укреплению законности и организации
борьбы с преступностью и другие важные
вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры.
Решения коллегий проводятся в жизнь указаниями
Генерального прокурора СССР и прокуроров
союзных республик.
В качестве совещательного
органа при Генеральном прокуроре СССР
создается Методический Совет, возглавляемый
заместителем Генерального прокурора
СССР (приказ Генерального прокурора СССР
от 27 июля 1960 г. № 59). Состав Методического
Совета утверждается Генеральным прокурором
СССР. В него входят прокуроры, следователи
и ученые-юристы. Решения Методического
Совета имеют рекомендательный характер.
На заседания Совета выносятся наиболее
сложные вопросы законодательного, организационного
и теоретического характера, относящиеся
к деятельности органов прокуратуры[5,
c. 59].
Важное значение в укреплении
трудовой и исполнительской дисциплины
в органах прокуратуры имело «Положение
о поощрениях и дисциплинарной ответственности
прокуроров и следователей органов прокуратуры»,
утвержденное Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 24 февраля 1964 г. В Положении
подчеркивается, что советские прокуроры
и следователи должны быть образцом высокой
сознательности, принципиальности и трудолюбия:
в нем установлен перечень поощрений и
взысканий и порядок их объявления. Приказ
о поощрении или взыскании приобщается
к личному делу каждого работника прокуратуры[5,
c. 60].