Становление белорусского этнического сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:57, реферат

Краткое описание

До настоящего времени ученые так и не пришли к единому мнению о том, когда же возникла государственность у народов Восточной Европы. На это есть множество различных причин, основной из которых является отсутствие, либо недостаток исторических документов, анализ которых позволил бы установить действительные причины возникновения государственности, перехода от государственных форм гражданского существования к политико-территориальной организации управления обществом. Результатом исследований ученых различных исторических периодов стало множество различных теорий, каждая из которых называют свои даты и причины происхождения государственности на территории Беларуси.

Оглавление

Введение............................................................................................................3
1. Древнее государства на территории Беларуси в 9 - 13 веках. Основные черты древнего права.......................................................................................5
1.1 Возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы............................................................................................5
2. Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси...........................................8
3. Становление права древней Беларуси и его характеристика.................12
Заключение......................................................................................................16
Список литературы.........................................................................................17

Файлы: 1 файл

история.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Государству было выгодно сохранить общинную структуру, которая использовалась в полицейских, административных, фискальных целях. Так же община была наделена и судебными полномочиями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земель, аккумулированию брошенных и пустующих земель. Те феодалы, которые приобретали общинные земли, освобождались от податных, судебных и административных обязанностей. [8,11].

В это период отношения между киевским князем и местными князями строились  по принципу вассалитета - сюзеренитета. Сюзереном являлся киевский князь, он оказывал помощь местным князям, а они в свою очередь находились у него в послушании, обязаны были предоставлять войско, отдавать часть дани. Если же кто-нибудь из вассалов решал противостоять князю, его принуждали к повиновению силой, либо просто лишали владений, опять же при помощи силы [1,15-16]. Функции органов управления на местах осуществляли посадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, во время войны командовали ополчением, а в мирное время следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны. Так же важным элементом политической системы была церковь, которая, по сути, занималась идеологической обработкой населения. Верхушка духовенства принимала активное участие в политической жизни государства. [1, 16].

Таким образом, мы видим, что государственный строй в 9-13 вв. на территории современной Беларуси по форме управления являлся монархией, государство являлось унитарным, с демократическим политическим режимом. Государственный аппарат составляли как высшие органы власти (князь, вече, совет), так и местные органы самоуправления (посадники, тысяцкие, тиуны, войские, ключники). Было строгое подразделение на классы и социальные группы.

 

3. Становление права  древней Беларуси  и его характеристика 

Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные государством. По мере формирования государства складывалось и право, преимущественно из обычаев и норм поведения, выгодных господствующему классу. Результатом стала несовместимость права и справедливости. По мере того, как усиливалось напряжение в обществе, возникла необходимость в более четком определении всех сторон общественной жизни, что можно было сделать только посредством писаного права, нормы которого в определенной мере ограничивали произвол феодальной администрации. Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определенными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писаное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писаного права являлись договоры, грамоты князей. [2, 9].

Обычным правом в древности регулировались все  правоотношения: структура и компетенция  государственных учреждений, права  и обязанности разных классов, социальных групп населения, гражданские, семейные, земельные, судо-процессуальные, и др. На территории Беларуси обычное право было господствующим до 15 в. Только с 15 в. оно постепенно вытеснилось писаным правом. [2,9-10]

Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризм связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своем воздействием церкви. Церковь придерживалась правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всем свете, раз и навсегда, установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в выступлениях против церкви. Это ограничивало законодательную деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующие нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшим развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в трудоспособности. [2,9-10]

Наиболее древними документами писаного права были грамоты, касающихся отношений Полоцка  и Витебска с Ригой и немецкими  купцами, а так же множество договоров белорусских земель с немецкими городами. Так же договора заключались и с греками. [2,10]

С греками было заключено четыре договора:

в 907 году, когда Олег в походе на греков дошел до Константинополя, он заставил греков заплатить выкуп по количеству его воинов, после чего заключил мир с царями Александром и Львом. В договоре были отмечены такие обязательства греков, как: платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидели князья - подручники Олега, давать корм тем русским, кто приходит в Византию, а русским гостям - месячное содержание. Греки же всего лишь прибавили оговорку, чтобы русские не разбойничали в окрестностях Византии и в самой Византии;

в 911 году, в Византии, через послов Олега, был заключен второй договор. Он имел уже большее юридическое содержании: урегулировал отношения уголовные и гражданские между греками и русскими, находившимися в Византии, взаимный выкуп и возвращение на родину рабов - пленников, международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение;

в 945 году заключен третий договор с греками, который включал в себя статьи из договоров 907 и 911 гг., с некоторыми изменениями не в пользу русских, и добавку о пограничных землях;

в 971 году Святослав терпит поражение от греков и заключает четвертый договор с греками о вечном мире с греками. Договоры не устанавливали каких-либо норм для русского права, но имели очень большое значение для его истории. Под влиянием Византийской культуры русские впервые делают попытку выразить нормы своего права в письменной форме, после чего делают их для себя обязательными. Такое же значение имели и договора с немцами, не смотря на то, что заключались они в более позднее время - 12-13 вв. Договоры с немцами заключали западные земли: Смоленская, Новгородская, Галицкая и Полоцкая. Нормы, которые содержались в этих договорах, благодаря культурной близости обеих сторон, были практически идентичны. Там, где немецкое право шло в разрез с русским - русское брало верх. [8,15]

В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права. Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились). [8,15-16].

Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную  законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью. [8, 16].

Таким образом, из изученного материала различных  историков видно, что право хотя и начинало развиваться, появлялось "писаное" право, главенствующую роль в обществе 9-13 вв. все же имело обычное право. Причем, ни о каком равноправии в тот период времени не могло идти и речи. Чем больше материальных благ имел человек, тем выше он стоял в обществе. А чем выше положение в обществе - тем больше прав.

 

Заключение 

Изучив соответствующую  литературу, и рассмотрев вопросы  о возникновении государств на территории Беларуси, особенности общественного  и политического строя, становлении  права в период 9-13 вв., мы видим, что  в этот период на территории современной  Беларуси активно зарождались, развивались и расширялись новые государства. Соответственно, развивалось и общество, налаживались взаимоотношения между городами, государствами, что требовало правового урегулирования. Как следствие этого-развитие и совершенствование права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Вiшнеускi А.Ф., Вiшнеускi I.У. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: вучэбны дапаможнiк- Мiнск, 2005 г.
  2. Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: некаторыя пытаннi I адказы -Мiнск, 1997 г.;
  3. Вишневский А.Ф., Юхо Я.Н. История государства и права Беларуси в документах и материалах. - Минск, 1998.
  4. Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. - Мiнск, 2003.
  5. Гiсторыя Беларусi: у 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь. - Мiнск, 2000.
  6. Довнар Т.И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь. - Минск, 1997.
  7. Доунар Т.I. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI 2-е выданне- Мiнск, 2008 г.
  8. Кузнецов И.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ: учебное пособие - Москва, 2004 г.
  9. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ: пособие для студентов высших учебных заведений - Минск, 2004 г.
  10. Мазарчук Д.В. История государства и права Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы - Минск, 2008.
  11. Новiк Я.К., Арцуля Г.С. ГIСТОРЫЯ БЕЛАРУСI у 2 частках, частка 1 - Мiнск, 2003 г.
  12. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: У 6 т. - Мiнск, 1991 - 2002. Т.1 - 6.
  13. Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Ч.1-2. - Мiнск, 2000.

Информация о работе Становление белорусского этнического сообщества