Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:41, реферат
Управление регулирования аудиторской деятельности разработало проект закона «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон), который обсуждался на заседании методического совета 25 марта 2011 г. и был одобрен большинством присутствующих. На заседании рассматривались замечания всех деталей проекта, которые учитывал разработчик данного нормативного документа. Ассоциация аудиторских организаций провела экспертизу проекта после его доработки и выразила свое мнение в письме Министерству финансов РБ от 28.03.2011 № 13 с постатейным анализом и обоснованием предложений.
Пособие:
Белорусский аудит:
конец иллюзий
БЕЛОРУССКИЙ АУДИТ: КОНЕЦ ИЛЛЮЗИЙ
25 марта 2011 года обсуждался проект закона «Об аудиторской деятельности»
Управление регулирования аудиторской деятельности разработало проект закона «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон), который обсуждался на заседании методического совета 25 марта 2011 г. и был одобрен большинством присутствующих. На заседании рассматривались замечания всех деталей проекта, которые учитывал разработчик данного нормативного документа. Ассоциация аудиторских организаций провела экспертизу проекта после его доработки и выразила свое мнение в письме Министерству финансов РБ от 28.03.2011 № 13 с постатейным анализом и обоснованием предложений.
Мнение Ассоциации аудиторских организаций следующее. В целом проект вызывает довольно странные ощущения. Во-первых, искажается сущность аудита, так как отсутствуют базовые понятия - уровень существенности и аудиторские риски. Отсутствие этих понятий в Законе приводит к тому, что большинство пользователей в Республике Беларусь аудит рассматривают как аналог налоговой проверки. Причем республиканские правила аудиторской деятельности требуют оформлять такие проверки по форме аудита достоверности отчетности.
Национальный аудит не должен отставать от мировых тенденций
Некоторые
статьи Закона изложены нечетко и
вводят в заблуждение. Проект признает
приоритет общепризнанных принципов
и норм международного права и
необходимость приведения в соответствие
им законодательства по аудиту. В то
же время общеизвестно, что в области
аудиторской деятельности общепризнанных
норм и принципов международного
права не существует. Международные
стандарты аудита являются сводом принципов
и правил, разрабатываемых
Национальный
аудит не должен отставать от мировых
тенденций, поэтому необходимо четко
определить отношение к международным
стандартам аудита, раскрыть их особенности
и возможность применения в республике.
Однако данные стандарты ставятся над
национальными правилами
В Законе присутствует значительное количество отсылочных норм, позволяющих нивелировать действие многих его положений. Общеизвестно, что в подобных законах отсылочные нормы не применяют вообще. Закон должен быть полностью прозрачным.
Особый
интерес вызывает положение, выводящее
из системы национального аудита
все общественно значимые предприятия,
составляющие отчетность по международным
стандартам финансовой отчетности. Это
формирует рынок для
В Законе увеличены нижние границы для обязательного аудита, минимальное количество аудиторов в аудиторской организации
Без обоснования предлагается увеличить нижние границы обязательного аудита. Одним из негативных последствий такого увеличения является устранение аудиторов - индивидуальных предпринимателей от обязательного аудита, что повлечет значительное повышение цен на аудиторские услуги. Отметим, что среди аудиторов-предпринимателей много высококвалифицированных специалистов, потеря которых будет невосполнима для национального аудита в течение значительного времени.
В разделе Закона о заключении договоров на аудиторские услуги не указаны присущие аудиту существенные условия. Особенно это касается уровня существенности - ошибки, в пределах которой аудиторское заключение считают действительным. Предварительный уровень существенности наряду с расшифрованным предметом договора и порядком расчета объема аудита является самым существенным условием договора, так как аудиторское заключение выдается «во всех существенных моментах». Согласование предварительного уровня существенности с заказчиком позволит зафиксировать пределы ответственности аудиторов, что необходимо сторонам договора в случае судебных разбирательств. Данные требования содержат и международные стандарты аудита.
Необоснованно
увеличена минимальная
Обязательность членства аудиторских организаций в профессиональных общественных объединениях
Закон предусматривает обязательное членство всех аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей в профессиональных общественных объединениях. К аккредитации таких объединений выставляют большое количество требований и обязанностей. В практике стран постсоветского пространства, например Российской Федерации, объединениям передают функции государственного регулирования аудита (аттестация, обучение аудиторов, разработка правил аудиторской деятельности, представление республики в международных профессиональных организациях и др.). В представленном проекте объединениям не передана ни одна функция государственного регулирования. В таком виде обязательность членства, аккредитация профессиональных объединений и полная подконтрольность Министерству финансов РБ является незаконной.
Создание профессиональных организаций требует значительных финансовых, организационных и кадровых ресурсов. Международные аудиторские компании тратят сотни миллионов долларов в год на создание методологии и распространение бизнеса на новые рынки. Предлагаемая в Законе численность профессиональных общественных объединений (30 организаций или 50 аудиторов - индивидуальных предпринимателей) разделяет аудиторов на мелкие группы, которые не способны обеспечить себя достаточным финансированием. Так, в Российской Федерации каждое профессиональное общественное объединение в десятки раз больше, чем численность всех аудиторов Республики Беларусь. В силу малочисленности аудиторов в республике целесообразно создание одного эффективного профессионального объединения аудиторов. При этом участие в профессиональном общественном объединении должно быть не обязательным, а добровольным.
В
качестве промежуточного звена между
профессиональными аудиторскими объединениями
и государственным органом
По мнению председателя Национального статистического комитета РБ Владимира Зиновского, аудиторская деятельность, как принято во всем мире, наряду с административными должна регулироваться экономическими методами. К ним можно отнести: контроль качества аудита со стороны профессиональных ассоциаций с выдачей сертификатов качества, допуск к обязательному аудиту через участие в национальных рейтингах аудиторов, отбор аудиторов на основе объективных конкурентных преимуществ (см. газету «Рэспублiка», 30 марта 2011 г., № 58 (5221)). Закон содержит многочисленные административные ограничения для национальных аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.
Наличие
исключительно административных барьеров
приводит к тому, что регулятор
не имеет возможности оказывать
влияние на развитие отрасли. Сомнение
в возможности реального
Таким
образом, предлагаемый Закон разработан
без учета интересов