Этническая стратификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций.

Файлы: 1 файл

1.rtf

— 182.83 Кб (Скачать)
Введение.
 

  В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей.

Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Обзором этих исследований  и является данная работа.   
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие этноса и его виды.
 

   Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литературе  под  этносом  (этнической  общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей,  проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии  этноса - Россия,  Франция, Эстония,  Дагестан и т.п.     ( Бромлей Ю.В.  Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством,  настроением и переживаниями,  которые аккумулируются в выражении «мы  группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов,  их противостояние всем другим окружающим  этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

    Названные выше общие признаки этнической группы сближают  ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей,  рассматриваемых в социологии в качестве  социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа,  обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей.  Поэтому следует обратить особое  внимание  на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди других социальных образований.

   Во-первых, это  язык данной нации,  народности,  как главный инструмент общения,  коммуникации,  формирующий у  людей  чувство единой лингвистической общности.  Знание языка является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы,  то есть определение его как «своего» или «чужого».

      Во-вторых, это социально-историческое образование,  имеющее, как правило,  длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа,  нации,  которую ее представители передают из поколения  в поколение в устной,  фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса,  способствующий формированию у них  чувства  естественной близости и родственности.

      В-третьих, наличие  специфической  материальной  и  духовной культуры этноса,  выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен,  например, преобладают не кирпичные строения,  а юрты,  у этнических групп,  проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав  и  приготовление  пищи  представителей  разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления:  у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

      В-четвертых, особенность жизни этнических  групп  связана  с семейно-бытовым  поведением - убранство жилья,  брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту «выкуп» - калым),  взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

      В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока,  в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

      В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

      Существуют два  противоположных подхода к пониманию сущности этносов:  первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй  - социокультурным,  тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ  в., его защищали представители  так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие  человечества  порождено  генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности,  ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

      В настоящее  время  среди  представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества,  представители  естественных наук  указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей порождает споры среди обществоведов,  большая часть которых продолжает  придерживаться традиционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубежном обществоведении имеется немало ученых,  подчеркивающих определенную роль природно-биологических факторов поведения. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев,  развивающий «пассионарную теорию этногенеза», заметно выделяющуюся на фоне распространенного в нашей этнографии культурологического подхода. 

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. 

      Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит  вторичный характер.  «Мы - порождение земной биосферы в той же степени,  в какой и носители социального прогресса» (Гумилев  Л.Н.  Биография научной  теории).

      Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить  причины  гибели одних этносов и зарождения других,  которые, по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами.  Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность».  «Именно эта  категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев - это результат генетических мутаций в  популяции.  Мутанты  в среднем живут около 1200 лет,  таков же и срок жизни этноса,  расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря   жизнедеятельности  энергичных  пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа  субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.

      Особенно важна роль природно-климатических условий,  приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения,  характерный для того или иного этноса.  «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь.  Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», он был настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н.,  Иванов К.П.  Этнические процессы:  два подхода к изучению).

      Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей,  занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных  факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы,  так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях  человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин,  групповое поведение подростков и т.п. 

  Типы этносов - племя, народность, нация. 

   Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, прежде всего в том,  что в отличие от  этнографии,  имеющей  ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества,  в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает  проблема  этнической  стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране,  является важным показателем  социальной  позиции личности и его этнической группы в целом.  Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из  подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

      Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический  материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

      Нужно отметить,  что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относились к области так называемых «социальных проблеем», имеющих сугубо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За  последние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокультурных, психологических,  демографических и др. вопросы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели такую актуальность и значимость,  что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследований.  Волна  национально-этнических конфликтов,  прокатившихся по миру в последние десятилетия, побудила социологов,  как впрочем, и представителей других  социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических отношений, который казался многим  ученым решенным и объясненным, поскольку процесс образования национальных государств  в  ведущих странах мира был завершен. Обострение национально-этнических процессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как составное звено этого  всемирного  процесса «возврата к этничности»,  хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

   Принято выделять три главных типа этносов  -  племя,  народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

  Племя - это такого рода объединение людей,  которое  присуще  первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов,  ведущих общее происхождение от одного предка.  Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин,  вожди и др.), общая территория проживания.  Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

   Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной,  то есть народной культуры в виде мифов,  сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей,  административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Российской Федерации.

Информация о работе Этническая стратификация